Исправление восьмерки. Восьмерка на колесе велосипеда – устраняем самостоятельно
Среди начинающих велосипедистов (да и не очень) бытует мнение, что правка восьмерок — это нечто, граничащее с магией, и обычному человеку заниматься этим не нужно.
Когда мой первый разваливающийся велосипед за 100 фунтов начал из-за восьмерок задевать ободом разведенные на максимум вибрейки, нужно было что-то делать.
В нашем городке как раз закрылся единственный веломагазин, и я пытался получить совет у моих умудренных ремонтами друзей, которые приобрели подобные хламные байки немногим раньше меня.
Все сходились в одном мнении: править восьмерки должен специалист, иначе «будет хуже». Что может быть хуже, когда у меня и так уже было всё очень плохо, я не понимал. Поэтому приобрел ключ для спиц, засел в интернеты и начал применять на практике прочитанные инструкции.
Самым удивительным для меня стало то, что восьмерки я выправил. С первого же раза. И я надеюсь этой статьей доказать моим читателям-начинающим велолюбителям, что это совсем не сложно. Я не хочу сказать, что стал колесным гуру. Наоборот, я не умею собирать колеса с нуля — здесь нужен опыт и чутье.
Начнем. Разумеется, у вас нет стенда для сборки колес, поэтому из инструмента понадобится только ключ для спиц и мел. Не вздумайте крутить ниппеля спиц плоскогубцами — сорвете грани.
1. Если у вас обычная восьмёрка, то есть боковое биение, то снимать покрышку незачем. Просто переворачивайте велосипед вверх ногами и садитесь рядом, процесс предстоит длительный.
2. Первым делом нужно определить степень искривления обода. Если у вас вибрейки, то все просто — сведите их на минимальное расстояние, чтобы обод лишь чуть-чуть касался колодки в наиболее выступающем месте. Прокрутив колесо, вы сразу увидите, в какую сторону повело обод .
Если тормоза дисковые, то уприте в перья что-то типа отвертки или ручки и подведите к ободу. На данном этапе мы просто смотрим, насколько сильно искривление и в какую сторону.
3. Возьмите мел , и уперев руку в перья, прислоните его с силой к самому выступающему участку обода. Медленно крутите, следя за тем, чтобы рука с мелом была неподвижной. Таким образом, получится, что в месте наибольшего искривления меловой след выражен сильнее всего, теряя силу и совсем пропадая к краям восьмерки.
4. Определите центр восьмерки , и найдите самую центральную спицу. Если обод увело вправо, то эта спица будет прикрепляться к правой стороне втулки, и наоборот.
5. Логика подсказывает, что ту сторону, в которую ушел обод, нужно ослаблять . Это правильно, но хитрость в том, что противоположную сторону нужно одновременно натягивать ровно на такое же усилие. Если этого не делать, то обод может повести в радиальном направлении, и выправить его уже будет сложнее.
6. Центральную спицу восьмерки (в нашем случае ту, которая с правой стороны втулки), ослабьте на пол-оборота. Хитрость: всегда со спицами нужно делать так: если хочешь повернуть её на пол-оборота, то поверни на три четверти и верни на четверть назад. Это нужно для того, чтобы ниппель «уселся» .
7. С каждой стороны от центральной спицы (у нас правой, так как восьмерка правая) две спицы будут левые. Натягивайте их ровно на такое же количество оборотов .
8. Двигайтесь дальше, к краям восьмерки (только не перепутайте, какие спицы вы уже трогали). Но с каждым новым «слоем» спиц уменьшайте количество оборотов . Если, например, начали с пол-оборота, то закончить можно с 1/8.
9. Теперь крутите колесо, прижимайте мел снова и смотрите что получилось. Поначалу будет не очень хорошо получаться. Если вы перестарались, то восьмерка может принять противоположное направление, также она может распасться на две маленькие восьмерки.
10. Продолжайте в том же духе , пока не отловите всё. Для дисковых тормозов можно особо не стараться: незначительные восьмерки могут влиять только на мнение эстетов. На вибрейках же нужно привести обод в идеальное состояние.
11. Когда всё-таки, спустя много времени вам удалось добиться своего, вытащите колесо из рамы, снимите эксцентрик и положите его на пол, плашмя. Упершись втулкой в пол, возьмитесь за обод двумя руками и нажимайте всем весом на колесо. Потом беритесь за другое место обода и повторяйте. Затем переверните колесо и всё сначала.
Можете услышать треск — не пугайтесь, это усаживаются спицы . После такой процедуры нужно снова проверить на предмет восьмерок, и если что-то проявилось, то снова поправить и «усадить».
После всех этих операций у вас снова будет ровное колесо, как из магазина. Не нужно ехать к веломеханику, тратить время и деньги. Постепенно вы так насобачитесь править восьмерки, что будете делать это буквально за пять минут, безо всякого мела, на глазок.
Радиальное биение (эллипс, яйцо)
Править восьмерку, называемую в народе «яйцо» несколько сложнее.
1. Первым делом, снимите покрышку , чтобы убедиться, что кривой — обод, а не резина, как это часто бывает.
2. На перевернутом велосипеде покрутите колесо, и приложив сверху какой-то предмет, заметьте мелом ту область обода, которая этот предмет приподнимает. Постарайтесь локализовать самый центр, главную спицу.
3. Теперь вам придется одновременно следить за тремя направлениями : начинать ослаблять натяжение, начиная с центральной спицы, натягивать соседние две спицы ровно на то же количество оборотов, чтобы не было восьмерки и натягивать спицы в противоположном конце колеса, чтобы исключить появление яйца в другом месте.
Это кажется очень сложным (так и есть), и здесь нужен только опыт. Нужно понимать, что ничего особо страшного вы не накрутите, и всегда можно будет всё начать сначала, ослабив, а потом равномерно натянув все спицы.
4. Точно также, как и в случае восьмерки. после выправления яйца нужно «усадить» спицы , давя на них всем весом.
Правка «Зонта»
Есть еще такое понятие — «зонт». Посмотрите, скорее всего, обод вашего колеса не находится идеально ровно посередине втулки, а смещен в одну сторону. Это и называется «зонт». Значения этого смещения зависят от типа тормозов и конструкции рамы.
Править «зонт» нужно так же, как и восьмерки — натягивать спицы одной стороны, и ослаблять на такое же усилие спицы другой. Только здесь, в отличии от правки восьмерок, усилие не должно затухать, а оставаться ровным по всей окружности .
Как поменять сломавшуюся спицу
Спицы имеют свойство ломаться, поэтому выходя в поход, пусть даже полностью асфальтовый, имеет смысл взять с собой пяток запасных. Учтите, что если спица сломалась с той стороны, с которой установлена кассета, то её придется снимать. А это значит, что у вас должен быть как минимум специальный шлицевой и разводной ключ. Хлыст, если что, можно заменить тряпкой.
1. Чтобы поменять спицу, придется снимать покрышку . Снимите также ободную ленту (которая служит предохранением камеры от отверстий для спиц в ободе). Вытащите ломанную спицу вверх.
2. Просуньте в спицевое отверстие втулки новую спицу . Чтобы дотянуть её до отверстия в ободе, вам придется основательно её погнуть — без паники, это же по сути проволока, опять прямой она станет под натяжением.
3. Изучите рисунок спицовки, ваша новая должна встать точно так же — повторить тот же алгоритм , что и на других спицах.
4. Сверху вставьте ниппель, вкрутите его в резьбу спицы, натяните. Если сломано несколько, то проведите аналогичную работу.
5. Выровняйте восьмерки и «усадите» спицы .
Если спицы постоянно вылетают, да еще и с одной стороны, то дело здесь может быть (кроме перегруза) в том, что какие-то спицы сильно перетянуты и принимают на себя больше нагрузки.
Нужен тензометр , прибор, который мерит натяжение спиц, он есть в любой веломастерской. Если вы в полевых условиях, то отпустите все спицы, и начинайте их равномерно (на ощупь) натягивать.
Бывает так, что обод очень кривой, и чтобы выправить восьмерку, приходится сильно натягивать спицы одной стороны — они-то и вылетают при превышении некоторого порога нагрузки. Тогда лучше смирится с некоторой восьмеркой.
Сказать спасибо за статью можно репостом в Фейсбуке или Вконтакте:
Добавлено 17.03.2014
Велосипедное колесо при воспринимает во время движения значительные нагрузки во всех направлениях - как в вертикальном (вес велосипедиста), так и в осевом (маневры, повороты, градусы), а также в поперечном (Разгоны и торможения). Причем величины усилий, воспринимаемых колесом, многократно превышают вес самого колеса. Поэтому, даже если вы катаетесь очень аккуратно, на ободе все равно будут образовываться дефекты – то есть нарушения его геометрической формы. Конечно, если колесо собрано правильно и из качественных деталей, то эти дефекты будут небольшими, и их надо будет устранять не чаще одного-двух раз в год (обычно в начале сезона, а также после серьезных уборок). Некачественные обода потребуют больше внимания – на них восьмерки могут образовываться после каждого катания.
Обод без дефектов представляет собой окружность, совершенно плоскую. Он должен располагается точно посередине относительно перьев вилки (а не относительно фланцев втулки!).
На ободе могут образовываться дефекты трех видов:
«
Восьмерка
» - когда обод перестает быть плоским, или когда часть обода не совпадает с плоскостью вращения. Чаще всего на уже собранных колесах образуются именно «восьмерки»
«
Яйцо
» - когда обод перестает быть окружностью, то есть какая-то его часть оказывается ближе к центру, чем другие.
«Яйцо» встречается реже восьмерки, обычно после неудачных приземлений.
« Зонт » - когда обод не устанавливается точно посередине между перьями вилки. Дефект этого типа это обычно является результатом неправильной сборки колеса.
Устранение дефектов обода
Желающие научиться исправлять дефекты обода самостоятельно, должны учесть, что правка колеса – это операция, которая требует не столько умения, сколько терпения и усидчивости. Потому что ничего сложного в этом деле, в сущности, нет. Собрать колесо полностью значительно сложнее, и для выполнения этой задачи начинающему велосипедисту лучше обратиться в мастерскую.
Что нужно для того, чтобы научиться править колесо?
- Готовое собранное колесо. Не следует начинать практиковаться на старом, убитом колесе, с множественными дефектами. Хотя его, с одной стороны, не жалко. Но с другой стороны, не всегда возможно выправить такое колесо до идеального состояния. Кроме того, устранить одну небольшую восьмерку проще, чем много пересекающихся восьмерок и яиц, особенно для начинающего веломеханика. Лучше начинать учиться на новом или почти новом ободе, пока он не обзавелся десятками восьмерок.
- Кусочек мела, чтобы отмечать дефектный участок.
- Спицевой ключ.
- Некоторое количество свободного времени.
- Станочек для правки колес использовать очень удобно, но необязательно. Небольшие восьмерки на колесе можно устранить, не снимая его с велосипеда, достаточно перевернуть велосипед вверх колесами. При этом правильность колеса можно контролировать относительно тормозных колодок или перьев вилки.
Устранение "восьмерки"
Для устранения восьмерки сначала надо найти на ободе место дефекта. Для этого раскручиваем колесо и медленно приближаем к ободу сбоку кусочек мела. Отмечаем мелом место, где обод деформирован, (мел в этом месте начинает задевать обод). Таким образом определяем, в каком месте находится «восьмерка», и в какую сторону деформирован обод.
Для устранения «восьмерки» надо подтягивать спицы с одной стороны обода и ослаблять их натяжение с другой стороны. Причем делать это надо согласованно – иначе на ободе может появиться другой дефект – «яйцо».
1) «Восьмерка» небольшая, дефектное место оказалось между двумя соседними спицами.
Подтягиваем одну спицу, например, на 1/3 оборота, а соседнюю ослабляем тоже на 1/3 оборота.
2) «Восьмерка» небольшая, дефектное место оказалось напротив какой-нибудь спицы.
Подтягиваем эту спицу, например, на 1/4 оборота, а две соседние ослабляем на 1/8 оборота.
3) «Восьмерка» затрагивает несколько соседних спиц.
Спицы, находящиеся ближе к центру дефекта, подтягиваем или ослабляем сильнее, чем те, которые находятся по краям.
После этого еще раз раскручиваем колесо и смотрим, что изменилось. Если восьмерка стала больше, чем была, то возвращаем все ниппели спиц в исходное положение, и еще раз разбираемся, в какую сторону их надо крутить. Если уменьшилась, но не до конца – значит, мы на правильном пути, но надо еще подкрутить ниппели в том же направлении.
Устранение "яйца"
Для устранения "яйца" тоже сначала надо найти на ободе место дефекта. Для этого раскручиваем колесо (со снятой покрышкой) и медленно приближаем к ободу кусочек мела (не сбоку, а снаружи). Отмечаем мелом место, где обод деформирован, (мел в этом месте начинает задевать обод). Таким образом определяем, в каком месте находится выступающая часть «яйца».
Для устранения «яйца» надо подтягивать спицы с обеих сторон обода.
Причем делать это надо согласованно – иначе на ободе может появиться «восьмерка».
Если подтягиваем одну спицу на половину оборота ключа, то две соседние надо подтянуть на четверть оборота.
Обычно начинающим этот процесс надо повторить несколько раз, прежде чем «восьмерка» или «яйцо» исчезнет. Потом, по мере появления опыта, небольшие дефекты будут исчезать с первой – второй попытки.
При устранении восьмерок важно запомнить две особенности :
Во-первых, спицы нельзя перетягивать (можно повредить обод или ниппели). Если в процессе правки одна или несколько спиц оказались перетянуты, надо ослабить их вместе с соседними спицами, и повторить регулировку.
Во-вторых, спицы не должны быть ослаблены (иначе они будут ломаться при езде). Если в процессе правки одна или несколько спиц оказались ослаблены, надо подтянуть их вместе с соседними спицами, после чего повторить регулировку.
Вот и все, как видите устранение восьмерки и/ или яйца на велосипедном колесе вовсе не такое уж трудное дело, немного усилий и терпения и вы сможете спокойно править колеса самостоятельно, не обращаясь к механикам.
За испорченные вами обода мы ответственности не несем . :)
Возникновение восьмерки – проблема, с которой сталкивался любой велосипедист. Более того, восьмерки на колесах будут появляться регулярно, и так часто, насколько активно вы эксплуатируете свой велосипед.
Небольшие восьмерки, как правило, не создают серьезных проблем при езде, и можно спокойно кататься достаточно продолжительное время без регулировки. Значительные отклонения делают езду на велосипеде небезопасной, и их следует устранять. Регулировка колеса процедура несложная, и выполнить ее можно собственными силами. О том как исправить восьмерку на колесе велосипеда и какой инструмент для этого понадобится рассмотрим в этой статье.
Причины появления восьмерки
Деформация колеса – естественный и неизбежный результат эксплуатации велосипеда. При езде на велосипеде, колеса испытывают различные нагрузки в вертикальной плоскости. Даже в момент когда велосипедист сел на седло, колеса сразу же подвергаются нагрузке. Добавим к этому неровность покрытия, кочки, ямы, если вы предпочитаете езду по грунтовке – это также негативно скажется на состоянии колес.
Начинающие велосипедисты еще не умеют правильно распределять вес на велосипеде, это также увеличит нагрузки на колеса. Прохождение поворотов на скорости, резкие торможения, все это способствует возникновению восьмерок на велосипеде. Чем чаще эксплуатируется велосипед, тем быстрее возникнет необходимость регулировки его колес. Даже если кататься очень аккуратно, этой проблемы не удастся избежать.
Стиль езды не единственный фактор, от которого зависит, насколько долго прослужат вам колеса. Качество, материал и технология изготовления обода колеса может значительно понизить вероятность возникновения различных дефектов. Недорогие же модели напротив, могу иметь такие дефекты при покупке, и потребовать ремонта значительно раньше.
Инструмент необходимый для исправления восьмерки
- Обязательно необходимо иметь спицевой ключ, с помощью которого и устраняется восьмерка, путем изменения натяжения спиц колеса
- Маркер или мелок, которым можно будет отметить место расположения восьмерки на ободе колеса
- Значительно упростит процедуру исправления восьмерки, и в целом достаточно полезный для велосипедиста инструмент – пластиковая монтажка для снятия покрышек с колеса
Как выпрямить колесо на велосипеде
Внимание! Перед тем как приступить к исправлению дефектов колеса, необходимо определить какого типа и в каком месте этот дефект находится.
Для этого воспользуемся мелком или маркером. На перевернутом велосипеде раскручиваем колесо, и медленно подносим к нему мелок, таким образом, получая в месте, где находится восьмерка. Мелок оставит засечки, по которым и определяются спицы, натяжение которых мы и будет изменять. Если держать мелок на весу не получается, можно воспользоваться дополнительными приспособлениями. Например, на вилке переднего колеса, с помощью скотча можно приклеить ушные палочки и проделать ту же операцию, что и с мелком.
После определения места, где проявляется восьмерка, можно начинать её исправлять:
- Начинаем работу со спицей находящейся в центре отмеченной зоны. В зависимости от того, в какую сторону проявляет себя восьмерка, берем спицу, находящуюся на противоположной от нее стороне. Подтягиваем ее спицевым ключом на расстояние меньше, чем один оборот.
Ослабляем две соседние спицы, находящиеся на стороне, с которой была отмечена восьмерка. Расстояние, на которое их необходимо ослабить, должно быть меньше, чем расстояние подтягивания первой спицы, например в 2 раза. - Продолжаем делать с остальными спицами те же действия что и с предыдущими, постепенно уменьшая расстояние подтягивания и ослабления спицевым ключом. Таким образом, получается, что наибольшей коррекции подвергается центральная часть восьмерки, которая является ее очагом.
Опять вращаем колесо, проверяем полученный результат. Если стало хуже – возвращаем натяжение спиц в исходное положение, и выполняем те же действия, только натяжение и ослабление делаем слабее, чем в первый раз. - Постепенно, за несколько циклов подтяжки-ослабления восьмерка будет проявляться все менее значительно. Чтобы достичь идеального натяжения спиц придется пройтись по этим шагам не один раз, однако, как говорилось в начале статьи, небольшие восьмерки не приведут к ощутимым проблемам во время езды, поэтому людям, не страдающим перфекционизмом, рекомендуем не увлекаться этим занятием.
Устранение на колесе дефекта, известного как яйцо
Дефект яйцо появляется вследствие сильных точечных перегрузок, обычно вызванных неудачным приземлением. Колесо с таким дефектом теряет свою форму окружности, принимая эллиптические очертания, внешне напоминающее яйцо, отсюда и получило свое название.
Процесс устранения яйца на колесе начинается с определения пораженной зоны. Способ определения схож с процессом определения восьмерки. Разница в том, что мелок необходимо подносить к ободу колеса со стороны, где находится покрышка. Покрышка при этом, разумеется, должна быть снята. Инструмент здесь используется такое же, как и для того чтобы выровнять восьмерку на колесе велосипеда.
Дефект яйцо устраняется по тому же принципу, что и восьмерка, с той лишь разницей, что при исправлении яйца, мы будем только подтягивать спицы.
Начинаем, так же как и в случае исправления восьмерки, с центральных спиц в выявленной зоне яйца, здесь подтягиваем сильнее, постепенно уменьшая расстояние, на которое поворачиваем спицевой ключ, по ходу приближения к краям зоны яйца.
Зачастую два дефекта могу присутствовать одновременно, поэтому устранив яйцо, не забываем устранить и восьмерку.
Что необходимо проверить после исправления дефектов на колесе
Важно! Отрегулировав место с дефектом, также стоит проверить и другие спицы на колесе. Недотянутые спицы могут переломиться, а перетянутые будут выпирать из обода, и могут проколоть камеру.
Болтающиеся спицы необходимо подтянуть, перетянутые ослабить. После чего необходимо повторно проверить колесо на предмет присутствия дефектов. Если же у вас остались перетянутые спицы, результат вас устраивает, а регулировать надоело, можно обточить эти спицы напильником.
Одним из важных составляющих велосипеда является спицевое колесо, которое устанавливается практически на все модели этого двухколесного вида транспорта. Но если в процессе езды вы увидели, как оно опоясывает «восьмерку», то не стоит расстраиваться. С такой проблемой сталкивается каждый велосипедист.
Как выправить «восьмерку» на колесе велосипеда в такой ситуации? Эту неполадку можно исправить самостоятельно без значительных затрат денег. При этом небольшое искривление не представит серьезных проблем при езде . Только значительный дефект сделает поездку опасной и его нужно сразу устранить, чтобы не травмироваться и в будущем не проводить более сложный .
Причины появления
Ремонт «восьмерки» колеса велосипеда – это часто встречающаяся проблема, требующая оперативного вмешательства. Дело в том, что переднее и в вертикальном положении испытывают всевозможные нагрузки, даже когда человек только присаживается на седло. А поездка по трассе с выбоинами и ямами усугубляет это воздействие.
Человек без опыта не может грамотно распределить массу тела, не умеет правильно поворачивать, плавно тормозить и не спрыгивать. Все эти действия приводят к появлению дефектов из-за которых и появляется вопрос: «как убрать «восьмерку» на колесе велосипеда?»
Важно! Какой бы не была причина, при появлении этого дефекта его нужно срочно устранить!
Инструменты для ремонта
Устранение «восьмерки» на колесе потребует использования следующих инструментов:
Как выявить искривление?
Прежде чем приступить к работе и начать исправлять «восьмерку», нужно определить вид неисправности и его местонахождение. Алгоритм выполнения работы:
Как исправить дефект?
Вот мы и подошли в ответу на вопрос: «как исправить «восьмерку» на колесе велосипеда?» Но перед тем, как приступить к работам по восстановлению, учтите, что существует несколько способов, с помощью которых происходит исправление «восьмерки» на велосипеде.
Починить «силой»
Чтобы выровнять «восьмерку» таким методом, следует снять колесо с рамы.
Полезно знать! Снимать покрышку и камеру нет необходимости.
Возьмите колесо с двух краев так, чтобы сторона с дефектом была направлена на вас. Теперь к самой выпуклой части приставляем колено и надавливаем сильно от себя. Эта работа выполняется «на весу».
Также можно проделать все вышеописанные действия с колесом, когда оно лежит на полу. Для этого следует положить его дефектной стороной кверху и надавить на центральную часть искривления, параллельно с этим потянув стороны колеса на себя. В этой ситуации лучше воспользоваться помощью другого человека для жесткой фиксации обода на полу.
После исправления кривизны колесо помещается на раму и заново выполняется поиск неисправности при помощи вращения колеса. Такой способ устранения дефекта не очень эффективный, но он поможет в дороге , когда «восьмерка» на велосипеде образовалась внезапно при на наезде на крупное препятствие.
Регулировка спиц
Для начала проверьте общее натяжение спиц . Нередко «восьмерка» на колесе велосипеда появляется из-за того, что они разболтались: спицы, если провести по ним пальцами, «гуляют» как струны гитары. Тогда просто подтяните их по всему диаметру колеса на один оборот. Если с натяжением все хорошо, нужно будет найти дефектный участок с помощью мелка и приступить к исправлению выпуклости.
Начать выправление нужно с центральной спицы , которая располагается в зоне отметки. Она поворачивается в сторону, противоположную направлению выпуклости. В результате таких действий спицы, расположенные по бокам от нее, ослабляются.
Важно! Сила натяжения центральной спицы должна быть вдвое больше ослабления соседних!
Но если вы решили самостоятельно починить колесо велосипеда, учтите: «восьмерка» может распространяться на разное количество спиц.
На три спицы
- Центральная спица затягивается на 1/4 оборота.
- Две соседние от нее спицы ослабляются на 1/8 оборота.
Учтите, что только кропотливая и постепенная работа в несколько этапов поможет выполнить ремонт «восьмерки» на велосипеде и восстановить его для удобной и комфортной езды.
Стоимость выпрямления в мастерской
Если вы решите обратиться в мастерскую, где специалист проведет работы по устранению дефекта вместо вас, необходимо знать, сколько стоит убрать «восьмерку» на колесе велосипеда. В среднем, цена таких работ составляет 400-600 рублей в зависимости от степени искривления.
При этом в сервисе не всегда сразу могут сказать, сколько стоит выпрямить «восьмерку» на колесе велосипеда, в отличие от ситуаций, когда они могут сразу подсказать, что делать, когда . А все потому, что поскольку разные ситуации отличаются сложностью работ. Окончательная цена будет известна только в конце диагностики проблемы.
Видео
Наглядно о том, как убрать «восьмерку» на колесе велосипеда расскажет видео.
Многие велосипедисты при покупке горного велосипеда обращают внимание на обода. На то какие они – одно-, двух-, трехслойные. Сейчас правда даже недорогие горные велосипеды комплектуются двухслойными ободами. Многослойные обода – это дело хорошее. С ними восьмерка на колесе бывает реже, но даже трехслойные обода не являются панацеей.
Причина появления восьмерок состоит не только в сильных ударах колес. Которые зачастую
сопровождаются еще и проколом камеры. Удар можно назвать завершающей стадией появления восьмерки. Начинается все с разболтанных спиц. Поэтому для профилактики следует периодически (достаточно раз в сезон, если вы не фанат езды по шпалам =) подтягивать спицы на колесах, особенно если у вас горный велосипед. Для этого используется специальный ключ для подтяжки спиц.
Но если восьмерка все же появилась, то это не критично. Для самостоятельного исправления вам понадобится кроме ключа для спиц карандаш или маркер и немного терпения. Сперва переверните велосипед и, держа карандаш или маркер на расстоянии 1 мм от боковой поверхности обода с восьмеркой, крутаните колесо. В месте где колесо кривое будет полоса. Затем проделайте аналогичную процедуру с другого бока обода.
Теперь будем заниматься исправлением восьмерки. Посмотрите как крепятся спицы и вы заметите что они чередуются, что вполне логично. Одна – с одного бока, следующая – с противоположного и т.д. Вот для этого мы и рисовали на ободе. Найдите спицу, ближнюю к центру нарисованной линии на одной стороне обода, идущую на противоположную сторону. Ее нужно будет натянуть, предварительно немного ослабив две соседние с ней спицы, крепящиеся на этой стороне. Причем натягивать нужно в 2 раза сильнее, чем расслаблять. Тоже самое надо сделать по линии на другой стороне обода.
Не увлекайтесь! Расслаблять и натягивать нужно совсем немного. В зависимости от «серьезности» восьмерки на колесе велосипеда, крутите спицы на 1/4-1/2 оборота. Затем сотрите линии и повторите процедуру, пока колесо не станет ровным. Вот и все, что надо делать для того, чтобы исправить восьмерку на колесе велосипеда.
Внимание! Если восьмерка стала не меньше, а больше, то верните все как было и еще раз внимательно прочитайте что и куда надо крутить. И очень важно чтобы у вас не осталось как ослабленных спиц, так и перетянутых. Сначала у вас возможно получится, да и то не идеально далеко не с первой попытки, но с опытом будет получаться отлично если не с первого, то уж точно со второго раза.
Особенно важно следить чтобы не было восьмерок владельцам горных велосипедов с ободными тормозами v-brake. На кривом колесе такие тормоза всегда будут чертить об обод, что ухудшит работу и сократит срок их службы.
Зачастую бывает, что обод сильно погнут и тогда так как описано с этим не справиться. В этом случае лучше обратиться в профессиональный сервис и возможно даже потребуется его замена. В любом случае будьте осторожны и берегите себя!
Все статьи раздела о ремонте горного велосипеда, чистке и смазки.
об авторе
Наименование услуг | Цена, руб. |
---|---|
. | |
ТОРМОЗА (Калиперы/машинки. Ручки. Колодки. Гидролинии. Тросы. Рубашки. Диски. Переходники/адаптеры.Переходники/адаптеры.) | |
Дисковые гидравлические. (Цена за одну сторону). | |
Замена тормоза в сборе, прокачанного | 200 |
Замена колодок | 150 |
Замена гидролинии, подгонка длины | 300 |
Замена тормозного супорта | 200 |
Замена ручки | 200 |
Прокачка | 400 |
150 | |
Настройка ручки | 150 |
Дисковые механические. (Цена за одну сторону). | |
Замена тормоза в сборе | 200 |
Замена колодок | 150 |
150 | |
150 | |
Замена тормозного супорта | 150 |
Замена ручки | 150 |
Настройка тормозного супорта | 150 |
Настройка ручки | 100 |
Общее. | |
Установка, снятие или замена диска | 150 |
Установка, снятие или замена переходника/адаптера | 100 |
Обновление/восстановление резьбы в посадочных местах | 250-500 |
Ободные: тип V-brake, ободные клещевые, тип U-brake. (Цена за одну сторону). | |
Замена тормоза в сборе | 250 |
Замена колодок | 200 |
Замена троса, подгонка длины | 150 |
Замена рубашки, подгонка длины | 150 |
Замена машинки | 150 |
Замена ручки | 150 |
Установка тормозного усилителя/бустера | 100 |
Установка модулятора усилия | 100 |
Настройка машинки и колодок | 150 |
Настройка ручки | 100 |
УПРАВЛЕНИЕ (Руль. Вынос. рулевая колонка. вилка) | |
Руль. | |
Настройка положения | 100 |
Обрез до требуемой ширины | 250 |
Установка/замена | 250 |
Установка/замена ручек руля (грипс) | 150 |
Настройка положения органов управления на руле | 150 |
Вынос. | |
Настройка положения | 50 |
Замена | 200 |
Снятие/установка проставочных колец | 100 |
Рулевая колонка. | |
Ремонт, техобслуживание, смазка | 450 |
Замена подшипников | 300 |
Устранение люфта | 150 |
Снятие конусного кольца со штока вилки | 200 |
Установка конусного кольца на шток вилки | 200 |
Снятие рулевой колонки | 250 |
Установка рулевой колонки | 400 |
Снятие одноразового якоря | 300 |
Установка якоря | 200 |
Замена стяжного центрального болта | 50 |
Замена крышки якоря | 50 |
Торцевание рулевого стакана рамы | 300 |
Вилка. | |
Установка/замена | 400 |
Обрез штока под размер | 250 |
СИДЕНИЕ. (Седло. Подседельный штырь. Хомут подседельного штыря.) | |
Настройка положения седла | 50 |
Установка/замена седла | 100 |
Установка подседельного штыря | 50 |
Обрез подседельного штыря до требуемой длины | 200 |
Установка/замена хомута подседельного штыря | 50 |
КОЛЁСА. (Покрышки. Камеры. Обода. Втулки. Спицы. Ниппеля. Флипперы) | |
Покрышки.
Как исправить восьмерку на колесе велосипеда |
|
Установка/замена камеры или покрышки, перебортирование колеса | 150 |
Заклеивание камеры или покрышки (одна заплатка, без перебортирования) | 50 |
Накачивание колес | 50 |
Обода. Втулки. Спицы. | |
Сборка колеса. Переспицовка колеса: замена втулки, всех спиц, обода со спицами. (Для сложного плетения спиц коэффициент 1,2) | 700 |
Замена обода | 500 |
Установка/замена спицы/ниппеля | 50 |
Протяжка спиц на новом колесе после обкатки | 400 |
Центровка колеса | 100-200 |
Правка колеса простая: восьмерка до 5мм. (С заменой спицы по необходимости) | 300 |
Правка колеса сложная: восьмерка от 5мм. (С заменой спицы по необходимости) | 500 |
Переборка втулки переднего колеса со смазкой | 300-450 |
Переборка втулки заднего колеса со смазкой (без учета барабана кассеты) | 400-500 |
Переборка односкоростной дорожной втулки (с ножным тормозом) | 300 |
Регулировка натяжения конусов устранение люфта втулки переднего колеса | 200 |
Регулировка натяжения конусов устранение люфта втулки заднего колеса | 200 |
Ремонт втулки переднего колеса. | 300-500 |
Ремонт втулки заднего колеса | 300-500 |
Снятие и установка колеса на болтах или гайках; для велосипедов с регулируемыми (горизонтальными) дропаутами | 100-200 |
ПРИВОД. (Каретки. Шатуны. Педали. Ведущие звезды. Кассеты/трещётки. Цепь.) | |
Каретки. | |
Установка/замена каретки | 350 |
Ремонт каретки обычной | 400 |
Торцевание кареточного стакана рамы | 450 |
Обновление/восстановление резьбы в каретке | 400 |
Переборка разборной каретки | 500 |
Устранение люфта разборной каретки | 250 |
Шатуны. Педали. | |
Протяжка шатунов | 50 |
Установка/замена системы шатунов. (Без регулировки переднего переключателя) | 300 |
Ремонт системы шатунов | 450 |
Обновление/восстановление резьбы в шатунах | 350 |
Установка/замена педалей. | 100 |
Техобслуживание, ремонт педали на шарикоподшипниках | 100-200 |
Ведущие звезды. Кассеты/трещётки. Цепь. | |
Установка/замена/ ведущей звездочки/рокринга в системе | 150 |
Установка/замена трещетки, кассеты | 250 |
Установка/замена фривила | 200-400 |
Чистка трещетки, кассеты | 300 |
Переборка трещотки | 500 |
Переборка ореха | 400 |
Установка/замена цепи | 200 |
Уменьшение или увеличение длины | 200 |
Смазка цепи без промывки | 50 |
Промывка и смазка цепи включая снятие и установку | 400 |
ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ. (Переключатели. Манетки. Тросы. Рубашки. Наконечники.) | |
Установка/замена переднего/заднего переключателя | 300 |
Чистка, смазка переднего/заднего переключателя | 250 |
Замена роликов заднего переключателя | 150 |
Установка/замена троса/рубашки, подгонка длины | 200 |
Настройка переднего переключателя | 200 |
Настройка заднего переключателя | 200 |
Установка/замена манетки | 250 |
Замена петуха | 150 |
Правка петуха | 200-300 |
Правка перьев (дропаутов) | 300-500 |
АМОРТИЗАЦИЯ. (Вилки. Задние амортизаторы.) | |
Внешняя чистка и смазка амортизационной вилки | 300 |
Ремонт амортизационной вилки, если она ремонтопригодна. (Без стоимости деталей, категория - 1,2,3) | 500-800-1500 |
ТЕХНИЧЕСКИЙ ОСМОТР | |
Простое ТО (Осмотр и диагностика, смазка цепи, регулировка передач и тормозов, протяжка всех узлов велосипеда) | 1000 |
Комплексное ТО (Осмотр и диагностика, мойка, смазка цепи, регулировка передач и тормозов, замена запчастей (по необходимости), переборка (рулевой колонки, втулок, каретки, переключателя), исправление диагонального и радиального биения обода (восьмёрок | 2500 |
Сборка велосипеда из коробки | 1000-2000-3000 |
Мойка велосипеда | 300 |
Поговорить с мастером (15 минут) | 300 |
Наценка на сданный в ремонт грязный велосипед — стоимость мойки |
Срок выполнения зависит от сложности работ и загрузки мастерской и составляет от 1 до 5 дней.
Наценка на срочный ремонт (в присутствии клиента) - 30%
Ремонт и прокат велосипедов в Москве.
Как убрать восьмерку на колесе велосипеда
Иногда восьмерку видно невооруженным глазом, иногда для ее выявления нужно провести нехитрую процедуру с мелком или маркером, о которой написано ниже.
Прежде всего, нужно понять, почему образуется восьмерка. Некачественный материал обода, езда по неровным поверхностям, маневрирование и резкие торможения, регулярные удары и неудачные прыжки, и, самое главное, разболтанные или слишком крепко затянутые спицы.
Существуют несколько типов деформирования:
- Восьмерка – самая типичная деформация, когда часть обода изогнута, и выходит из плоскости вращения колеса;
- Яйцо – колесо сплющено и представляет собой не круг, а овал;
- Зонт – обод колеса не располагается в плоскости, проходящей точно посередине между наконечниками втулки; велосипед при этом стремится уйти в сторону.
Для того чтобы исправить восьмерку на велосипедном колесе, используют:
- Ключ спицевой для ослабления или натягивания;
- Мелок или фломастер для рисования по ободу колеса.
Как исправить восьмерку?
Поставьте велосипед вверх колесами. Поднесите фломастер к колесу и раскрутите его. В том месте, где есть деформация, изгиб, у вас получится полоса. После этого проделайте аналогичную процедуру с другой стороны. Собственно, ликвидация восьмерки, это поочередное ослабление и подтягивание спиц. Определяем, на какую сторону выступает восьмерка, и начинаем натягивать с противоположной стороны обода.
Натяжение всегда производят не радиально, а как бы наискосок по направлению касательной окружности втулки.
Как исправить восьмерку колесе на велосипеде?
Если дефект образовался напротив одной спицы, ее нужно подтянуть на 1/2 оборота, а соседние ослабить на 1/4.
Если восьмерка затрагивает группу из нескольких спиц, ремонт производится аналогично: определите спицу, которая находится по центру той маркерной линии, что у вас получилась. Спицы, расположенные ближе к центру деформации натягиваем сильнее, чем те, что ближе к краям. Аналогичную процедуру нужно проделать и с другой стороны обода. Например, подтягивая центральную спицу восьмерки на 1/2 оборота, две соседние нужно ослабить на 1/4, а последующие подтянуть на 1/8. Если этот процесс вы проделываете впервые и сомневаетесь, что все делаете правильно, лучше осторожно натягивайте спицы на 1/2 или на 1/4 оборота. После этого сотрите линии, и снова раскрутите колесо, повторив процедуру с фломастером. Действуйте таким образом до полного устранения.
Исправить восьмерку на колесе велосипеда иногда не удается ни со второго, ни с третьего раза – наберитесь терпения.
Некоторые специалисты советуют при завершении ремонта положить колесо на землю, опереть его на ось втулки и надавить всем весом на спицы (возможен характерный треск), для их усадки.
Процесс ремонта дефекта обода типа «яйцо»
В отличие от восьмерки, натягиваем спицы в нужную сторону с обеих сторон! Иначе, ремонт эллипса приведет к возникновению уже известной восьмерки. Например, если центральную спицу нужно подтянуть на 1/4 оборота, то следующие — на 1/8.
Ремонт зонта
Для исправления зонта лучше использовать специальное устройство – зонтомер, он выявляет симметрию или асимметрию между втулкой и ободом. Если его центральный винт соприкасается с осью, а лопасти не дотягиваются до обода – с этой стороны спицы подтягиваем. Если наоборот, лопасти лежат на ободе, а центральный винт не на месте – подтягиваем спицы с другой стороны. Нужно помнить, что на некоторых велосипедах специально смещают зонт (например, на многоскоростных).
Конечно, для устранения изгибов на ободе качественно можно обратиться к мастеру. Но восьмерки появляются регулярно, и, научившись исправлять деформации колеса самостоятельно, можно сэкономить и время, и деньги. Осуществить ремонт обода велосипеда не очень сложно, и получится почти у каждого опытного велосипедиста, хоть раз державшего спицевой ключ в руках.
Облако тегов:
как убрать восьмерку на велосипеде
Как исправить восьмерку на колесе велосипеда?
Исправление восьмерок
Восьмёрки на колёсах бывают двух типов:
- возникающие из-за неравномерной натяжки спиц;
- восьмёрки, имеющиеся в результате остаточной деформации обода, после полученного колесом удара и последующего искривления обода.
Восьмёрка на колесах опасна тем, что колесо становится мягче, т.е. приобретает повышенную чувствительность к стрессовым нагрузкам, что может привести к разрушению или сильной деформации обода во время движения и как следствие к падению велосипедиста, ДТП, травме, и разумеется к поломке установленного на велосипед оборудования. Не исправленные восьмерки на ободах (и прочие дефекты) приводят к увеличению сопротивления качению (попросту велосипед труднее едет) из-за постоянного смещения пятна контакта покрышки. Не протянутые колеса обладают меньшей жесткостью и соответственно уменьшают КПД велосипеда в целом и это заметно не только на разгоне но и при прохождении поворотов.
В первом случае (при возникновении искривлении ободов при недостаточной натяжке спиц) достаточно выполнить протяжку колеса. Как правило эту операцию нужно выполнять на новых велосипедах после пробега 200-300 км и проверять натяжку спиц в велосервисе каждые 1000-2000 км пробега.
Стоимость протяжки и исправления небольших восьмерок 400 р
Во втором случае, при деформации обода после удара, в зависимости от степени его повреждения мы можем исправить восьмерку, путем натяжения и ослабления некоторых спиц, а также применяя специальные приспособления — пресса и вытяжки. Для правки стенок ободов (при сильных ударах в колеса, стенки деформируются, при этом становится не возможным забортировать покрышки правильно) применяются специальные зажимы и приспособления. Также используя специальный деревянный зажим и резиновую киянку возможно выровнять стенки недорогих ободов, тормозная плоскость которых была повреждена. Помните, что в некоторых случаях обод разумно сменить на новый.
Стоимость исправления восьмерок после сильной деформации — от 400 до 600 р
В нашей веломастерской выполняются все виды работ по исправлению всех видов восьмёрок.
Исправление восьмерки на колесах 29er. Спицы плоские, обода Ryde, весом чуть больше 300 гр с усилием натяжки не более 120 кгс
Сложность работ заключается в том, что при усилии менее 100 кгс колеса не будут достаточно жесткими и обладать хорошей отдачей, а при усилии 120 кгс существует риск поломки обода. Более того несмотря на то, что колеса с пробегом и не обладают ровным ободом, нужно сделать так, чтобы разбег между натяжением спиц не превышал 10 кгс, чтобы при дальнейшей эксплуатации не возникло биение вследствие просаживания перетянутых спиц. Более того, нужно обладать высоким опытом работы при кручении ниппелей на плоских спицах, которые во первых нужно удерживать от скручивания и чувствовать вращения нипеля
Примеры работ:
Как исправить «восьмерку» на колесе велосипеда
Владельцы велосипедов с течением времени начинают замечать ненормальности в работе велосипедных колес, скажем, у велоколес появляются боковые биения, а как исправить дело, решительно не знают. В этих заметках я попытаюсь в общих чертах рассказать, как исправить так называемую «восьмерку» колеса велосипеда . Но сначала немного теории.
Спицевое колесо представляет из себя пространственную ферму, что обеспечивает ему достаточную жесткость. Ведь если бы спицы на ступице располагали на одном диске ступицы, то положение обода по отношению к оси было бы не только не предсказуемо, но и не управляемо. Только благодаря тому, что спицы поочередно закреплены на двух дисках ступицы, обод оказывается в фиксированном положении по отношению к ступице, то есть к оси.
Если внимательно присмотреться к ступице, то обнаруживается такая закономерность: все спицы, расположенные на наружной плоскости одного из дисковых выступов ступицы, отклонены от радиуса против часовой стрелки. Другие же спицы, расположенные на внутренней плоскости этого выступа, отклонены от радиуса по часовой стрелке (см. рис.).
На дисковом выступе они поочередно установлены через одно отверстие, а на ободе - через два (два других отверстия заняты спицами с другого дискового выступа ступицы). По такой же схеме закреплены спицы и на другом диске ступицы. (На колесе велосипеда моего сына спицы установлены именно по такой схеме, только спицы, находящиеся с наружной стороны дискового выступа смещены относительно радиуса по часовой стрелке. - Примечание редактора.)
Биения обода бывают радиальными и аксиальными. Замечу, что для проведения качественной балансировки обода резину с него желательно снять. Затем, вновь закрепив колесо в вилку установленного вверх колесами велосипеда, начинают крутить это колесо на оси, чтобы определить характер и степень его «биения». Для большей наглядности к ободу надо что-то приблизить вплотную, например, прикрутить к перу вилки на уровне обода отрезок проволоки. «Лечение» обода, по моему мнению, лучше всего начинать с устранения бокового (аксиального) биения. Для этого помечают все «бугры» и с той и с другой стороны обода. Каждому «бугру» на одной стороне обода, понятно, соответствует «яма» с другой стороны. Немного отпустив в зоне «бугра» ниппеля нескольких спиц, расположенных на дисковом выступе ступицы со стороны «бугра», там же начинают подтягивать ниппеля спиц, находящихся на диске ступицы со стороны «ямы». Пожалуйста, внимательно прочтите эту фразу еще раз и проделайте соответствующие операции непосредственно на колесе. Вы сразу же убедитесь, что «бугор» начал выравниваться.
Обычно одного оборота нужных ниппелей бывает достаточно для «удаления» бугра.
Избавившись таким образом от всех аксиальных биений, займемся устранением радиальных. Известно, что при наличии радиальных биений колеса даже движение по ровной дороге напоминает езду по брусчатке. Расположив поближе к ободу какой-нибудь ориентир, например гаечный ключ, пометим на ободе все выступы («бугры») и впадины («ямы»). Теперь ослабим ниппеля всех спиц под «ямами» и подтянем - под «буграми». И ослабляем, и подтягиваем ниппеля в соответствии с контуром молодого месяца. То есть больше всего подтягиваем (отпускаем) ниппель в центре «ямы» («бугра»), постепенно уменьшая изменение натяжения спиц к краям «ям» («бугров»).
При осуществлении всех этих операций добиваются того, чтобы все спицы имели одинаковую степень натяжения. Иначе, избавившись от одной напасти, можно приобрести другую - перетянутые спицы начнут обрываться.
И в заключение несколько практических советов. При регулировке (вращении) ниппелей лучше смазать резьбовое соединение керосином, который желательно запускать не только со стороны ступицы, но и со стороны камеры. Если заводской ниппельный ключик вышел со строя, придется сделать самодельный, но только из качественной стали. Если при вращении ниппеля он «не идет» и возникает вероятность отлома спицы, эту спицу надо зажать ручными тисочками.
Ну и последний совет: не бойтесь ремонтировать «восьмерки»!
Ровной дороги вам и ровных колес без «восьмерок»!
В. Болдырев.
Еще о велосипедах - модели велосипедов, устройство, ремонт,
тюнинг велосипеда и многое другое…