Зачем на зенит арене выкатное поле. Почему вибрирует поле «Зенит-Арены»? На стадионе также предусмотрены


На строительстве злополучного петербургского футбольного стадиона - очередной конфуз. На этот раз - с выкатным полем, одной из главных «фишек» стадиона: комиссия ФИФА выяснила, что вибрации на нем превышают допустимый уровень и в таком виде оно непригодно для официальных матчей. Проще говоря, играть на нем пока не стоит - получится примерно как на батуте. При этом ЧМ-2018 (а до него - Кубок конфедераций-2017) неумолимо приближается. И в каком виде к тому времени будет стадион - неизвестно.

Тем не менее питерские власти (а вместе с ними новоявленный вице-премьер Виталий Мутко) уверены, что все будет хорошо. Но с ними согласны не все: говорят даже о том, что придется вообще отказаться от выкатного поля и срочно монтировать обычный «невыездной» газон.

В общем, все по старой советской традиции: объекты строят в срок, но сдают — досрочно…

Выкатное поле (в свое время ради него увеличили стоимость строительства почти на 10 млрд рублей) в первый раз «закатили» в чашу стадиона 24 октября. Причем не без сложностей — по пути возникали заминки.

Сразу вспомнились опасения скептиков, высказывавшиеся еще пять лет назад относительно необходимости выкатного поля, которое если уж застрянет в пути — то его почти невозможно будет сдвинуть с места.

Через неделю поле выкатили обратно — для зимней консервации. А затем приехала комиссия ФИФА, члены которой решили попрыгать по полю, после чего стало известно, что нормативы по вибрации превышены в семь раз.

Играть на таком «пружинящем» поле, само собой, затруднительно. И совсем невозможно проводить на нем матчи Кубка конфедераций и ЧМ.

Причины, как говорят специалисты, — в облегчении конструкции (по сравнению с заграничными аналогами), основание которой выполнено не из железобетона, а из стали, и в ее недостаточной жесткости. Была бы тяжелее и жестче — меньше бы пружинила. Недостатки надо срочно исправлять — для этого уже предлагаются рецепты. Начиная с установки полутора тысяч домкратов под полем и заканчивая утяжелением и укреплением основания…

Впрочем, в Смольном не очень волнуются: сразу после приезда комиссии ФИФА вице-губернатор Игорь Албин, отвечающий за строительство, заявил о «рабочем визите и рабочих замечаниях», среди которых нет неустранимых.

3 ноября на стадион приехал Виталий Мутко, который, как сообщил официальный сайт питерской администрации, провел совещание и заявил, что «стадион и подготовка его к завершению строительства идет по графику», а с полем имеет место «штатная ситуация». Мол, «выявлены определенные недоработки, которые были при проектировании и строительстве допущены, сейчас они будут устранены, есть план по их устранению и краткосрочный, и перспективный».

Что касается перспектив, то Мутко выразил уверенность, что в конце года стадион будет сдаваться в эксплуатацию, хотя «январь, февраль, март настройки будут». Говоря о вибрациях, вице-премьер пустился в длинные рассуждения о том, что «поле на нестабильной основе закатывается в стадион и, естественно, там требуются определенные усиления», а «допущенные ошибки, технологические неточности, отклонение от проекта были в числе причин расторжения контракта с предыдущим генподрядчиком». Дополнительных денег из бюджета на устранение недоделок, по его словам, не потребуется.

Игорь Албин, который последние месяцы практически переселился на стадион и реально прилагает массу усилий для его «доводки», тоже не считает ситуацию с вибрацией поля критичной.

По его мнению, когда «впервые за всю историю строительства стадиона поместили наше выкатное футбольное поле внутрь чаши стадиона и тут же начали проводить замеры, мы понимали, что вибрации избежать в полном объеме не удалось, как любая подвижная конструкция, оно вибрирует». По словам вице-губернатора, необходимо усиление конструкции поля, при этом «план мероприятий по ликвидации вибрации на поле, согласованный с ФИФА, у нас существует».

Хотелось бы разделять этот оптимизм — но, что называется, есть вопросы.

Главный из них очень прост: чем тяжелее поле — тем сложнее будет его выкатывать и закатывать обратно. И оно может перестать вибрировать, но начать застревать (см. выше). Попросту говоря, может возникнуть выбор: поле или ездит, но трясется — или не трясется, но и не ездит.

Вряд ли питерские власти (и особенно — организаторов ЧМ) устроит любой из этих вариантов. Поэтому возникла мысль о том, что можно бы и не закатывать поле назад — оставить его снаружи, а в чаше стадиона оборудовать обычный газон. Глядишь, вырастет к лету 2017 года (к Кубку конфедераций).

Заметим, что такой вариант категорически не устроит тележурналистов — именно там, куда сейчас выкачено поле, планируется зона для телевизионщиков на время чемпионата мира.

Этим, однако, дело не ограничится. Неминуемо возникает вопрос: если выкатное поле оказывается фактически нереализуемым проектом — кто ответит за упомянутые 10 млрд рублей, потраченные на этот бессмысленный тюнинг? Губернатор Георгий Полтавченко и вице-губернатор Игорь Албин скажут, что они унаследовали идею выкатного поля от предшественников (что чистая правда). Но вот незадача: предшественники не очень досягаемы для привлечения к ответственности. Ведь ключевые решения по стадиону принимались экс-губернатором, а ныне главой Совета Федерации Валентиной Матвиенко…

Кстати, и идея «сушить и проветривать» выкатное поле в Петербурге с его хорошо известным климатом и в условиях «осенне-весенней» формулы российского футбольного чемпионата (в дальнейшем стадионом будет пользоваться «Зенит») в свое время подвергалась серьезной критике.

Тогда от критиков отмахнулись — но сегодня, когда в ноябре (при вовсю идущем российском чемпионате) в Петербурге на дворе обильные снегопады и температура под минус 15 градусов, представляется, что отмахиваться не следовало. В такую погоду стационарный газон, кстати, можно делать разве что из ягеля. А когда нет матчей — пускать на него попастись северных оленей…

Все это было бы смешно — если бы не было грустно. А времени крайне мало: комиссия ФИФА просит, чтобы за месяц до проведения первого матча Кубка конфедераций поле находилось в режиме «неприкосновения».

Это значит, что все технические вопросы надо решить до 17 мая 2017 года. Осталось полгода, которые фактически и решат судьбу питерского «проекта века».

Выкатное поле стадиона «Крестовский» не удастся выдвинуть за пределы арены после Кубка конфедераций. Бюджет на подготовку плиты для выката поля не предусмотрен

Фото: Zamir Usmanov/Global Look Press

Рядом со стадионом «Крестовский» расположены временные сооружения, которые были построены к Кубку конфедераций. Они находятся на плите, предназначенной для выката поля, и не позволяют выдвинуть газон за пределы чаши стадиона. Предполагалось, что временные сооружения будут демонтированы после Кубка конфедераций, однако сметой эти работы не были предусмотрены. Об этом «Аргументам и фактам» рассказал вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин.

«Выкатить его мы теперь при всем желании не можем: на бетонной плите внешнего периметра уже расположены временные сооружения — IT-компаунды и ТВ-компаунды. Проектирование временных зданий и сооружений проводила «Арена 2018», структура, уполномоченная ФИФА. Изначально предполагалось, что временные постройки собираются перед Кубком конфедераций, потом демонтируются, собираются перед чемпионатом мира, опять демонтируются — и переходят в «режим наследия». В проектной части эти позиции есть, в сметной — отсутствуют. То есть разобрать компаунды после Кубка конфедераций, освободить плиту и выкатить на нее поле мы не можем — денег не предусмотрено», — сказал Албин.

По словам вице-губернатора Санкт-Петербурга, из-за невозможности выдвинуть поле за пределы стадиона газон на «Крестовском» оказался испорчен. Проблем, по словам Албина, удалось бы избежать, если бы поле находилось постоянно в естественной природной среде, а не чаше стадиона.

«Убежден: поле, когда оно не эксплуатируется, должно находиться в природных условиях. Если бы газон не только зимовал, но и грелся на внешнем периметре, а не в чаше, — проснулся бы и расцвел с первыми лучами солнышка», — сказал Албин.

Албин посетовал на то, что при подготовке проекта стадиона для расположения компаундов прессы была выбрана именно плита выкатного поля стадиона. По его мнению, временные сооружения возможно было расположить так, чтобы они не мешали нормальному функционированию арены.

«Компаунды эти нам прилично мешают. По логике вещей, они вообще там не должны находиться. Нужно было в свое время немножко пошевелить мозгами и разместить их где-то в стороне. Но никак не на платформе выкатного поля», — заключил чиновник.

Газон на «Крестовском» после зимы пришел в негодность. «Зенит» смог провести на этом поле два матча, после чего вернулся на старый стадион «Петровский». Максим Митрофанов, который тогда занимал пост генерального директора клуба, заявил, что «поле умерло».
К Кубку конфедераций на «Крестовском» будет уложен новый газон. Стоимость работ составит как минимум 9 млн рублей.

Стадион на Крестовском острове. Непростые решения строителей

Завершающий этап строительства футбольного стадиона на Крестовском острове предусматривает применение сложных инженерных решений. О нестандартных подходах в управлении этим уникальным проектом рассказывает генеральный директор компании-генподрядчика – ООО «Инжтрансстрой-СПб» Виталий ЛАЗУТКИН.

Виталий Витальевич, наверняка это самый необычный проект в вашей практике. Чем он отличается в первую очередь?
– Особенность объекта не только в его уникальности, но и в том, что работы приходится вести в стесненных условиях. На площадке восемь гектаров, где сооружается спортивно-концертный комплекс, одновременно идут общестроительные работы, монтируются сложнейшие конструкции и инженерные объекты. Только по объему СМР проект сопоставим со строительством нескольких жилых микрорайонов.

К категории технически сложных можно, например, отнести устройство несущих железобетонных конструкций нестандартной формы. Кстати, для них был разработан и специальный состав самоуплотняющегося бетона. На стадионе за период строительства смонтировано более 40 000 тонн металлических конструкций, часть из которых имеют сложную конфигурацию и сами по себе представляют уникальные технические сооружения.

– Приходилось ли принимать непростые решения с организационной точки зрения?
– Конечно, ведь строительство, проектирование и перестройка объекта идут одновременно. К тому же параллелно проводятся экспертизы. Сейчас готовится уже пятая. Дело в том, что изначально планировалось построить клубный стадион. А в 2012 году было принято решение провести здесь полуфинал чемпионата мира по футболу в 2018 году, и проект был пересмотрен. Вместимость арены увеличена до 68 000 мест.

В результате этих и других изменений пришлось выполнить большой объем работ по перестройке. Так, чтобы увеличить вместимость объекта без изменения основания и площади застройки, потребовалось изменить габариты мест для прохода и эвакуации зрителей. Только бетона было демонтировано 7000 кубометров.

– Что именно понадобилось перестроить?
– В первую очередь был проведен анализ несущей способности свай. Выяснилось, что в течение двух лет перестройки свайное основание не нагружалось согласно проектному решению и грунты стабилизировались. Однако было решено, что этого недостаточно. Чтобы обезопасить будущее здание, по всему периметру на 1,5 м увеличили толщину плиты ростверка, опирающейся на свайное поле. Как следствие, в нижних помещениях на такую же величину поднялся уровень пола, из-за чего пришлось сооружать дополнительные лестницы и пандусы.

Кроме этого (между отметками 6 и 14) был введен дополнительный технический этаж. Также до 40 000 кв. м была увеличена площадь коммерческих помещений, запланированных под магазины, кафе, рестораны.

– Какие параметры стадиона пришлось приводить в соответствие с требованиями FIFA?
– Эта организация каждый год публикует рендер требований к принимающей чемпионат мира стороне. Меняются параметры служебных помещений для размещения стюартов, охраны, телерадиокомментаторов, также и ранжир VIP-зон. Это, безусловно, надо учитывать при строительстве.

К тому же, согласно ключевым требованиям FIFA, был на пару градусов изменен угол наклона трибун. Поэтому нам пришлось демонтировать и выравнивать ранее построенные железобетонные конструкции. Кроме этого, при первоначальном проектировании не были определены маршруты и объемы работ по прокладке коммуникаций. Поэтому впоследствии в готовых стенах, толщина которых в некоторых местах достигала 1,2 м, пришлось пробивать каналы для прокладки сетей.

– Расскажите о необычных технологиях и материалах, которые применялись при строительстве.
– Многие решения, часть которых была заложена еще в первоначальном проекте Кисе Курокавы, а остальные появились при последующем редактировании, являются уникальными. В частности, на объекте применены очень сложные инженерные решения. Самым сложным с технической точки зрения оказался монтаж стационарной кровли. В ходе работ приходилось уточнять проектные решения, пересчитывать нагрузки многих несущих конструкций, производить усиление некоторых участков кровли. В частности, было принято решение увеличить жесткость светопрозрачных элементов. То есть мы и строили, и проектировали одновременно, внося по ходу усовершенствования. И так происходило на всех участках работ.

Даже после экспертизы проекта стадии «П» требовались усовершенствования. Оптимизация проекта в одних местах позволяла снизить стоимость и упростить решения, а в ответственных местах, где применены серьезные конструктивы и несущие элементы, наоборот, мы шли по пути увеличения несущей способности и повышения безопасности. Это прежде всего касалось несущих бетонных конструкций, кровли, стоек опирания и пилонов. Например, пилоны спроектированы архитектором в обратную сторону от приложения нагрузки, в сторону натяжения вант, и поэтому не являются самонесущими.

С точки зрения механики процессов это положение нельзя назвать оптимальным. Нам понадобились дополнительные ванты, чтобы удержать пилоны, а при их установке применялись дополнительные поддерживающие конструкции, которые пересекали все тело стадиона, вплоть до основания. Это, в свою очередь, не позволяло нам полноценно заниматься прокладкой инженерных сетей и замыканием теплового контура в тех помещениях, где проходили эти поддерживающие конструкции. В угоду архитектурной концепции Курокавы нам пришлось усложнить работы. В принципе, это относится не только к наклонным пилонам, но и ко всем оригинальным идеям концепции – к раздвижной кровле, выкатному полю. Все эти решения были сохранены, но затраты и трудоемкость их реализации выше среднего.

– Разве на стадии экспертизы проекта это было не очевидно? Почему архитектору не предложили заменить дорогостоящие решения оптимальными?
– Претензии были высказаны. С учетом замечаний проект пересчитывали дважды. Однако, когда победителем конкурса был утвержден проект Курокавы с его концепцией, никто не задумывался над деталями. Например, каким образом данное архитектурное решение будет работать в северном климате. Так, крыша просто висела на системе пилонов. При этом архитектор явно не учитывал ветровые и особенно снеговые нагрузки, которые бывают в нашей климатической зоне.

В 2011–2012 годах «Мостоотряд № 19» начал монтаж крыши. Когда наши конструкторы взялись рассчитать параметры крыши, выяснилось, что она не способна нести нормативные нагрузки. Работы остановили, кровлю частично демонтировали и пересчитали. Часть металлоконструкций была признана негодной, были заказаны новые конструкции. В 2012–2013 годах была пересчитана и система опирания кровли. В 2014-м появился новый проект крыши. Мы перераспределили нагрузки. Теперь пилоны во многом больше выполняют декоративную, нежели несущую функцию. А конструкция кровли стала более безопасной, поскольку через систему малых стоек она опирается на чашу стадиона. Пилоны же устроены таким образом, что если какой-то из них потеряет несущую способность, то крыша останется в безопасном положении.

– Все ли прошло гладко при монтаже кровли?
– Работы были разбиты на несколько этапов. Монтаж выполняли специалисты швейцарской фирмы VSL. В процессе нам пришлось преодолевать технологические трудности, связанные с натяжкой вант, система которых раскрепляется через пилоны и поддерживает кровлю.

У нас не было единой модели, как поведет себя кровля, поэтому в режиме реального времени мы следили за реакцией металла после натяжения вант. Для этого была разработана сложная система пошаговой натяжки. Пряди вант через специальное устройство были заведены в домкраты. Каждая прядь натягивалась строго на определенную нагрузку. По кругу были просчитаны циклы приложения нагрузок натяжения, и крыша постепенно перераспределяла свой вес на систему вант и пилонов. Нам приходилось приостанавливать работы, в частности, по причине заклинивания вантов в замках. Кроме того, когда достигались критические показатели, стройка останавливалась по требованию ученых и специалистов авторского надзора. С помощью сложных математических расчетов производился пересчет моделей нагрузок. Поэтому процесс натяжки продлился на полтора месяца дольше, чем предусматривалось проектом.

– Стройка – живой организм, и проблемы во взаимодействии с подрядчиками неизбежны. Как вы их решали?
– Действительно, взаимодействие подрядчика с субподрядчиками важно, и иногда приходится, чтобы не сорвать контракт, идти на нестандартные решения. Например, основным подрядчиком по устройству кровли был «Мостоотряд № 19». В марте прошлого года компания объявила себя банкротом и не смогла продолжать работу. Возникла угроза остановки стройки, поскольку связанные договорами с этой компанией субподрядчики и поставщики не хотели рисковать и намеревались свернуть свою деятельность. На принятие решения потребовалось два дня.

Мы как генподрядчики пообещали, что все обязательства по текущим работам выполним своими силами. Около 500 человек, сотрудников «Мостоотряда № 19», работающих на объекте, ввели в наш штат. За месяц был развернут участок № 2, куда влились еще и 12 субподрядных фирм. Пришлось провести расчеты, освидетельствовать объем незавершенки, перевести на «Инжтрансстрой» библиотеку исполнительной документации, выполнить процедуры, связанные с органами Ростехнадзора.

Теперь по факту получается, что «Инжтрансстрой», являясь генподрядчиком, своими силами ведет самые сложные и ответственные работы. Такая схема – большая редкость. К тому же по госконтракту наша компания является еще и проектировщиком и разработчиком рабочей документации.

– Наверняка нашим читателям будет интересно, как технически устроено выдвижное поле и зачем понадобилось такое решение?
– В нашем климате (а наш стадион – самый северный стадион подобного класса) футбольный газон, к качеству которого сейчас предъявляются высокие требования, очень сложно сохранить. К тому же у арены высокие борта чаши, стационарная крыша, отчего инсоляция и освещенность поля минимальны. Чтобы ухаживать за газоном, поле нужно выдвигать.

Система выдвижного поля – это конструкция весом 7000 тонн, что сопоставимо с массой крупного грузового состава. Но при этом она должна двигаться быстро, плавно и безопасно. Главной задачей было минимизировать затраты на передвижение такой массивной конструкции. Последовательно предлагалось несколько инженерных решений. Сначала речь шла о шагающих гидравлических домкратах. Предпринималась и попытка выполнить задачу за счет системы лебедок. Даже поступало предложение сделать плавающее поле.

В ходе работ концепцию поменяли. Систему домкратов было решено поменять на систему электросервоприводов. Потом к ним добавили еще воздушную подушку. Мы герметизируем края поля, выполняем поддув, разгружающий массу поля через систему вентиляторов нагнетания воздуха. В результате нагрузка в 500 кг снижается до 100 кг на кв. м. На перемещение поля уходит около часа. Таким образом, обеспечивается возможность ухода за газоном, пирог которого, высотой в полметра, состоит из стабилизированного специальными волокнами грунта. Для этой же цели поле оснащено системами автоматического подогрева, аэрации, полива и дренажа.

Есть и другая причина внедрения сложной выдвижной системы – двойное назначение объекта. Известно, что стадион будет действовать не только как футбольная арена, но и как спортивно-концертный комплекс. А на футбольном газоне никакие другие мероприятия проводить нельзя

Инспекторы FIFA признали выкатное поле строящегося в Петербурге стадиона «Крестовский» («Зенит-Арена») не соответствующим требованиям ассоциации и непригодным для проведения международных матчей. Об этом со ссылкой на свои источники пишут «Ведомости», ИА Regnum и издание «Фонтанка.ру». Планируется, что «Крестовский» примет часть матчей чемпионата мира по футболу 2018 года.

Как выяснилось, выкатное поле стадиона слишком сильно «пружинит» и вибрирует. «Инспекторы FIFA попрыгали по полю и сказали, что на этом поле матчи чемпионата мира проводить нельзя. Нормативы по вибрации превышены в семь раз», - заявил источник Regnum. По его словам, на спортивной арене придется в срочном порядке строить обычный футбольный газон. Однако, по данным собеседников «Ведомостей», работы нельзя проводить раньше весны. А стадион должен быть достроен уже к концу года. К тому же, FIFA едва ли согласует столь существенное изменение проекта.

С другой стороны, сама технология строительства выкатного газона столь сильной вибрации готового сооружения не предполагает, пояснил собеседник «Ведомостей» в одной из компаний-подрядчиков стадиона. Скорее всего, речь идет о каких-либо незначительных технических недоделках при проведении работ, которые поддаются исправлению, считает он.

В свою очередь источники «Фонтанки» утверждают, что проблемы куда серьезнее. Поле «Крестовского» строил прежний генподрядчик «Инжтрансстрой-СПб», госконтракт с которым городские власти расторгли еще летом. Якобы субподрядчики предупреждали его руководителей о возможных проблемах с вибрацией, но их слова были проигнорированы. Причина - в той самой технологии строительства, аналогов которой в мире нет.

«За рубежом есть несколько стадионов с выкатным полем - в Германии, США, Японии. Но у всех них движущийся короб выполнен из железобетона, а вес всей конструкции превышает 10 тыс. тонн. Для арены на «Крестовском» строители избрали собственный путь. Они изготовили основание поля из стали. А в ходе его создания решили еще и облегчить конструкцию с 8,4 тыс. до 5-6 тыс. тонн. В итоге корыту поля не хватает ни массы, ни жесткости», - пояснили собеседники издания.

Решений проблемы нашлось сразу несколько. В частности, один из подрядчиков, «Внедренческий центр прогрессивных технологий», отвечающий за раздвижную крышу, предложил установить под полем 1,5 тыс. домкратов. Дополнительные точки опоры в теории должны сдержать вибрацию конструкций. Специалисты Политехнического университета выступили с инициативой добавить снизу поддона стальные рамы. Генподрядчик «Метрострой» - приварить под дном корыта поля дополнительные металлические листы и закачать в промежуток между пластами металла слой бетона с пенополиуретаном. Какое из решений сработает, и сработает ли какое-либо вообще, эксперты пока не знают. По данным «Ведомостей», чтобы разбираться с ситуацией, в Петербург в срочном порядке прибыл вице-премьер Виталий Мутко.

Проектирование у будущего стадиона не обычного, а выкатного газона стало причиной одного из нескольких существенных удорожаний проекта. Решение дооснастить «Зенит-Арену» таким футбольным полем, а также раздвижной крышей было принято в 2008 году. Это привело к увеличению стоимости сооружения с 7 млрд до 23 млрд руб. Напомним, технология выкатного поля позволяет убирать газон на время проведения на стадионе нефутбольных мероприятий (концертов и т. п.).

Замгубернатора Петербурга по строительству Игорь Албин решил лично контролировать возведение «Зенит-Арены». Чтобы делать это эффективнее, он перенес свой кабинет прямо на будущий стадион. «Это мое основное рабочее место до ввода объекта в эксплуатацию 25 декабря 2016 года», - заявил чиновник...>

Выкатное поле стадиона «Зенит-Арена» на Крестовском острове в Санкт-Петербурге непригодно для проведения футбольных матчей, установили эксперты ФИФА. Соответствующая проверка главного стадиона чемпионата мира по футболу, который Россия должна принимать в 2018 году, прошла 31 октября.

Как обнаружила комиссия ФИФА, поле не просто сильно пружинит, когда на нем прыгают, но и в других его частях при этом возникают вибрации. По данным источника информационного агентства Regnum, «нормативы по вибрации превышены в семь раз».

Напомним, стадион на Крестовском острове строится с 2007 года. Планировалось сдать его в эксплуатацию в 2009 году, однако проект был изменен и позже менялся несколько раз. В результате стоимость работ выросла с 6 миллиардов рублей до немногим менее 40 миллиардов рублей.

При этом проектировщики гордились выкатным полем стадиона - вместе с раздвижной крышей оно считалось одной из главных особенностей «Зенит-Арены». А в ходе строительства поступали сообщения, что сам механизм удалось значительно облегчить, уменьшить его вес за счет смены материалов. Однако в результате стадион оказался непригодным к проведению соревнований без дальнейших доработок поля или замены его на стационарное.

Информация о выводе представителей ФИФА распространилась в СМИ и стала одним из предметов обсуждения в социальных сетях. Многие пользователи выражали недоумение и возмущение тем, что огромные средства ушли в никуда, высказывали предположения относительно их расхищения и интересовались, будет ли кто-то наказан за происшедшее. Не меньшая часть аудитории придерживалась мнения, что в России подобное случается постоянно, и шутила о дальнейшей судьбе стадиона.

Пользователь соцсети Facebook Александр Хотеев (Alexander Khoteev) написал : «Вбухать в строительство больше млрд баксов чтобы после этого стадион признали непригодным, это надо быть особо одарёнными, ребята!» «Это вам не кочковатое поле... "Выкатное поле стадиона «Зенит-Арена» не соответствует требованиям ФИФА. Инспекторы FIFA попрыгали по полю и сказали, что на этом поле матчи чемпионата мира проводить нельзя. Нормативы по вибрации превышены в 7 раз" (с)», - прокомментировал информацию СМИ пользователь Константин Лабуть, политический консультант.

«Очередной пример неумелого и преступного разбазаривания народных средств», - считает пользователь Игорь Николаев из Москвы. «Выкатное поле "Зенит-Арены" за 39,2 миллиардов рублей признали непригодным для Чемпионата мира. "Зенит-Арена" - самый дорогой распил!», - заключила пользователь Анна Скворцова из Москвы. «Строили-строили... и опять не построили! Отличный пример, как власти, не понимая, что они делают, могут привести в негодность любое нормальное дело! Стадионы должна строить не власть, а те, кто ими будут управлять», - высказал мнение Денис Давыдов, президент Федерации регби Днепропетровского региона.

«Батут, штоле, получился?», - пошутил пользователь Андрей Иванов из Москвы. «Ага, в процессе поменялась концепция», - ответил ему пользователь Илья Шуманов. «Зато до конца 2016-го на это с***е поле переведут больше миллиарда рэ с расходов городского бюджета на ремонт и строительство школ, дет.садов, колледжей, ремонт больниц и прочих социальных объектов», - саркастически заметила пользователь Марина Игнатьева (Marina Ignatyeva) из Санкт-Петербурга.

«Повод поднять стоимость?», - иронически поинтересовался пользователь Дмитрий Савосин из Нижнего Новгорода. «А как же потраченный из бюджета Питера офигиард миллиардов? Вот точно снова происки Запада...», - присоединился к нему пользователь Алексей Зинченко из Санкт-Петербурга.

«Отдайте Краснодару матчи Кубка и ЧМ, а на этом недоразумении пусть концерты проводят. Всё одно, еврокубки там тоже не одобрят», - предлагает пользователь Махаил Васильев (Mikhail A. Vasilyev). «Так они сейчас из бюджета города, (из денег на строительства больниц и детских садов), ещё денег выделят и спешно будут стационарное поле строить, а потом ещё хвалиться, тем, что в сжатые сроки успели... А Краснодар достоин абсолютно», - откликнулся на это пользователь (Николай Вартанов) Nickolay Vartanov.

Корень проблем со строительством «Зенит-Арены» состоит в том, что у проекта нет куратора, который считал бы этот стадион и его строительство своим делом. Такое мнение высказал в беседе с «Полит.ру» журналист, главный редактор портала «Мел» Никита Белоголовцев.

«Мне, честно говоря, с инженерной точки зрения не оценить, кто мог бы быть виноват и где и когда могла произойти ошибка. Но абсолютно очевидно, что у всей стройки этой арены есть большая, ключевая родовая травма: у этой стройки нет начальника, хозяина - какого-то человека, который понимает, что вот это все - его. Либо оно его по долгу службы, либо - потому, что он тратит на это свои деньги, либо его, потому что это - дело его жизни. И так далее.

Над Леонидом Федуном, хозяином московского «Спартака», очень иронизировали, когда он назначил ответственным за строительство стадиона своего брата. По этому поводу было много шуток, в том числе от людей, которые вроде бы и хорошо относились к Федуну. Но в его решении прослеживалась некоторая логика: если это настолько важно, ценно и так далее, то вот - этим занимается мой родственник.

В Питере этого не было и близко - в Питере вообще сложилась очень странная ситуация, когда, насколько я понимаю, разные решения по арене принимались разными людьми. Я знаю, что инженеры и строители гордились выкатным полем, невероятно гордились архитектурным решением, благодаря которому существование этого выкатного поля стало возможным - там, по сути, одна трибуна стоит на «мосту», из-под которого поле выкатывается. Это сложно, это клево, и аграномы были счастливы, что поле будет под солнцем и все будет так прекрасно.

Почему оно вибрирует, не знаю - но, в общем, вибрирует вся стройка питерского «Зенита». И когда чиновники, за нее ответственные, говорят: «Знаете, все стало таким дорогим, потому что - вот, японский архитектор с его чертежами», очевидно, что у этих людей в итоге все будет плохо. Просто потому, что у людей, которые не стесняются такого, не может быть хорошо.

Плюс какие-то минимальные, бытовые знания в строительстве позволяют сделать простой вывод, что чем дольше строишь, чем больше у тебя что-то «зимует», тем больше может накапливаться внутренних «косяков». С выкатным полем была уже проблема, когда обнаружили, что оно выкатывается неровно и что «рельсы», по которым оно катится, проложены с ошибками. Это все, к сожалению, звенья одной цепи. И, конечно, когда пять лет назад шутили, что со стадионом не успеют к 2018 году, то шутили с пониманием, что это хорошая шутка, смешная. А сейчас самые страшные прогнозы реализуются.

Да, что бы там ни было с полем, к 2018 году это, так или иначе, закончится. Но не все отдают себе отчет, что это должно быть закончено гораздо раньше. Потому что должен быть Кубок конфедераций - есть некоторый протокол для проведения чемпионатов мира. И это уже, конечно, катастрофический позор. Посмешище.

Могут ли матчи чемпионата в результате быть перенесены на другие стадионы? Это очень сложно, потому что питерский стадион - очень важный для чемпионата мира. Важный по городу, по вместимости, по всему остальному. Я думаю, что, скорее, в ФИФА в случае каких-то проблем будут менять свои временные правила и разрешат не играть на этом стадионе Кубок конфедераций, но играть полуфинал чемпионата мира. Это мне кажется более вероятным.

Но все это, конечно же, очень занятно смотрится на фоне нашей гордости: «У нас была лучшая Универсиада в Казани, у нас была лучшая зимняя Олимпиада в Сочи, мы вообще - главные проводильщики крупных спортивных соревнований». На фоне этой гордости такое - это уже даже пугает. И это, в некотором роде, окончательный или очень серьезный удар по концепции «Завалим деньгами», «Сделаем пусть самое дорогое спортивное соревнование, зато лучшее». У нас и в Сочи был девиз «Мы за ценой не постоим». А тут выясняется, что и это не помогает!

Я не очень хорошо понимаю в строительстве, как уже говорил, но новости, которые приходят из Питера, довольно регулярно заставляют задаваться вопросом: «Ну как?!» Ну, как у вас может пол-арены заплесневеть? Ну, как вы можете систематически не платить зарплату рабочим? Ну, как вы можете не иметь сметы на арену, когда вы ее уже столько времени строили? И так далее. Это вопросы более или менее регулярно возникающие. Недавно был, например, вопрос: «Как вы можете спроектировать стадион так, что туда не может въехать клубный автобус?». Да, это все - вещи, в голове не укладывающиеся. Но почему-то создатели стадиона их нам в головы постоянно укладывают.

Что до наказания, то кто-то, наверно, будет наказан - может быть, не публично, но наверное. Но это просто отсылка к тому, с чего я начинал: непонятно ведь, кого наказывать. Стадион начинали строить не в рамках подготовки к чемпионату мира, поэтому Шувалова, Сорокина и прочих, отвечающих непосредственно за чемпионат, не накажешь. Миллера - тоже нет, потому что он всегда дистанцировался от этого: мол, он дал городу деньги, а строит город. Город неоднократно пытался снимать с себя ответственность, и, в общем, непонятно, опять же, кого наказывать: Матвиенко, Полтавченко, Тюльпанова?

Вот Медведев брал стройку под свой контроль - его наказывать? Мутко тоже брал ее под свой контроль - но понятно же, что когда берешь стройку под контроль спустя десять лет, ты уже не очень можешь ее контролировать, даже если захочешь… Так что кого наказать? Всех? Того, кто принял решение строить это без начальника? Кто это решение принял, понятия не имею.

Что касается самого чемпионата, что история с «Зенит-Ареной» - последняя причина, по которой его могли бы не проводить. Чисто теоретически до сих пор существует возможность, что в России его проводить не будут, но не из-за этого. Здесь история в том, что мы сами себе создали гигантские проблемы», - считает Никита Белоголовцев.