Урок мышцы и их строение. Конспект урока


Класс: 8 Дата: 9.12.15

Тема: Мышцы. Типы мышц.

Цель урока: выяснить особенности мышечной системы человека, связанные с вертикальным положением и трудом.

Задачи урока:

    Раскрыть принцип расположения мышц по отношению к суставам; показать, что мышцы вместе с костями образуют рычаги

    Дать элементарное понятие физиологии мышечного сокращения и утомления

    Продолжить формирование умения сравнивать, анализировать, выделять главное. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью

Формы организации учебной деятельности:

комбинированный урок с применением компитентностно - ориентированным подходом.

Оборудование:

мультимедийные комплекс,презентация «строение и функции мышечной ткани», видеоролики.

План урока:

    Психолог настрой на урок

    биологическая разминка

    Изучение нового материала

    Закрепление

    Мозговой штурм

    Домашнее задание

Ход урока.

    Психологический настрой (Пожелания) 1-2 мин

    Проверка пройденного материала 10 мин

Биологическая разминка (Работа по карточкам) 5 минут

    Грудная клетка

    Позвоночник

    Скелет верхних конечностей

    Мозговой отдел черепа

    Пояс верхних конечностей

    Скелет нижних конечностей

    Лицевой отдел черепа

    Пояс нижних конечностей

    Отдел является стержнем, опорой для всего скелета

    Отдел скелета, в который входят скуловые и новые кости

    Отдел скелета, выполняющий защитные функции по отношению к головному мозгу

    Отдел скелета, в который входят лучевые и плечевые кости

    Отдел скелета, в который входят кости таза

    Отдел является опорой для скелета верхних конечностей

    Отдел скелета, в который входят бедренные кости

    Отдел скелета, в который входят рёбра и грудина

Ответы: 1 – 2; 2-7; 3-4; 4-3; 5-8; 6-5; 7-6; 8-1.

Работа по вопросам(Слайд) 5 минут

Учитель ставит классу следующие вопросы:

    Почему у человека при падении чаще всего бывает сломана малая берцовая кость?

    Почему накладывают шину на два отдела, расположенных рядом с повреждённым?

    Зачем под шину подкладывают мягкую подкладку?

    Почему кости пожилых людей более подвержены переломам?

    Какие свойства костей обеспечивают их прочность и сравнительную лёгкость?

    При раскопках в кургане был обнаружен скелет. Как определить по остаткам скелета пол человека?

    Изучение нового материала 18 мин

1. Вставить в текст пропущенные слова. (работа с литературой.) 6 мин

1 группа. Функционально мышцы подразделяют на произвольные и непроизвольные . Произвольные мышцы состоят из поперечнополосатой мышечной ткани и сокращаются по воле человека (произвольно). Это мышцы головы, туловища, конечностей, языка, гортани и др. Непроизвольные мышцы состоят из гладкой мышечной ткани и располагаются в стенках внутренних органов, кровеносных сосудов, в коже. Сокращения этих мышц не зависят от воли человека (сокращение непроизвольное)

2 группа. Если скелетные мышцы проводят возбуждение с большой скоростью и сокращаются быстро , то сокращение гладких мышц осуществляется более медленно и возбуждение передается более медленно

видеоролик мышцы

1 группа. Дать общую характеристику "Строение мышцы". Ученики работают с литературой. 6 мин

Входят мышечные волокна , которые располагаются обычно параллельно друг другу и объединяются в пучки. Отдельные мышечные пучки и вся мышца имеют тонкую соединительнотканную оболочку , а группы мышц или отдельные мышцы покрыты более плотной оболочкой - фасцией . Мышцы оканчиваются сухожилиями , при помощи которых они прикрепляются к костям, и снабжены кровеносными сосудами и нервами .

2.группа. Дать общую характеристику "ФОРМЫ МЫШЦ"

Простейшей является веретенообразная форма мышц: различают утолщенную среднюю часть - брюшко и два конца , из которых верхний обычно является началом (неподвижная точка мышцы), а нижний - прикреплением (подвижная точка мышцы).. Подвижный конец может прикрепляться к костям не только в одной точке, но и в двух (двуглавая мышца), трех (трехглавая) и более точках. Мышцы никогда не сокращаются поодиночке, они всегда действуют группами .

видеоролики: 1 мышцы, 1 мышцы 2.

2. Работа в группах. (учащиеся презентуют работу, защищают проект) 6 мин

учащиеся 1 группы работают по возбудимости, сократимости.

учащиеся второй группы работают по растяжимости, эластичности.

физминутка. 1-2

IV . Мозговой штурм. 10 мин

    Учитель вызвал ученика к доске, но тот прежде чем встать, наклонился над партой вперёд, и только затем выпрямился и вышел к доске. Может ли человек встать, не наклоняясь вперёд?

V . Рефлексия. На информационной карте урока отметьте «сердечком», ту часть урока которая вам больше всего понравилось. 1 мин

VI. Домашнее задание. Подготовить проект мышцы глаза, их функции. Сравнить мышцы гладкие с поперечнополосатыми. 2 мин

    Мозговой штурм.

    При помощи каких мышц выражаются эмоции

    Каковы главные свойства мышечной ткани

    При раскопках в кургане был найден скелет, может ли опытный анатом по костям скелета решить, был ли тот спортсменом, грузчиком, или человеком ведущим малоподвижный образ жизни

    Замечено, что человек по разному падает: когда споткнётся, то падает вперёд, а когда поскользнется – назад. Как объяснить это явление?

    Учитель вызвал ученика к доске, но тот прежде чем встать, наклонился над партой вперёд, и только затем выпрямился и вышел к доске. Может ли человек встать, не наклоняясь вперёд? (если не отвечают на какие то вопросы, это будет проблемой для решения её на следующем уроке)

    Задание на дом : стр.116-122.

Тема « Основные группы мышц».
Цель: Изучить основные группы мышц. Значение мышц в организме человека. Сформировать интерес, закрепить уточнить коррекционные знания по данной теме. Поднять мышечный тонус в ходе физических упражнений. Развивать гармоничную личность способную участвовать в диалоге, слушать и слышать, удерживать внимание сосредотачивать умственные силы, способную систематизировать и обобщать полученные знания.
Задачи:
-Познакомить обучающихся с основными группами мышц в организме человека;
- развивать познавательный интерес в процессе урока к особенностям строения тела человека;
-коррегировать речь, память, внимание;
-воспитывать привычку заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих.
Предварительная работа:
Предшествующие уроки по теме «Опорно-двигатеьная система»
Оборудование:
Мультимедийная презентация, листы альбомные, маркеры.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Вводная часть. Мотивация.
Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы продолжим изучение мышц тела человека. Мы рассмотрим не только основные группы мышц, но и почувствуем их, сделав несколько необходимых физических упражнений.
3. Основная часть.
Проверка домашнего задания. Проводится проверка в группах. Учащиеся объединяются в 3 группы. Каждая группа рассказывает об одном виде мышечной ткани.(гладкая, поперечнополосатая, сердечная). На столах лежат листы бумаги, где обучающиеся в каждой группе должны записать органы, в состав которых входит тот или иной вид ткани.(Эта своеобразная подсказка, которую они сделали сами, для более слабых учеников в группе).
Объяснение нового материала.
Учитель: В организме человека различают три основных группы мышц.
Мышцы головы, туловища и конечностей.
Мышцы головы: Жевательные и мимические.
Метод «Узнай свои мышцы»
Численность: Весь класс.
Время: 2 мин.
Подготовка и описание:
1.Дети сидят. Давайте широко улыбнемся. Затем покривляемся. Скажем четко слово «Звук».
2.Давайте представим, что мы жуем кусок мяса и хорошо его прожевываем.
Какие мышцы у вас работают когда вы жуете?(Жевательные)
Правильно. Жевательные мышцы приводят в движение нижнюю челюсть, тем самым обеспечивают пережевывание пищи.
А какие мышцы у вас работают когда вы кривляетесь, улыбаетесь. Правильно мимические. С помощью них вы можете выражать свои эмоции, открывать и закрывать глаза, формировать звуки при помощи мышц рта.
Мы с вами рассмотрели мышцы лица, теперь поговорим о мышцах туловища.
Различают три группы: мышцы груди, спины и живота.
Метод «Узнай свои мышцы»
Цель: Почувствовать в результате физических упражнений изучаемые мышцы. Снять усталость.
Численность: Весь класс.
Время: 5 мин.
Подготовка и описание.
1.Реябята давайте выйдем из-за парт. Дети распределяются по всему классу как им удобно.
Выполняют упражнения на грудные мышцы. Уместны дыхательные упражнения. Так как участвуют межреберные мышцы. Все упражнения комментируются учителем. Вопрос детям:
-Какие мышцы вы чувствуете? Покажите? Это мышцы груди.
Следующие упражнение на широчайшую мышцу спины. Покажите какие мышцы у вас работают. Это мышцы спины.
Давайте подышим не грудью, а животом, какие мышцы работают, правильно мышцы живота. Так же, когда делаются упражнения на пресс работают мышцы живота. Учитель подробно комментирует каждое упражнение и показывает, где какие мышцы работают.
После упражнений, обучающиеся слушают объяснения учителя и делают записи в тетради.
Функция мышц туловища: 1. Принимают участие в дыхании.
2.Движение позвоночника.
3. Вертикальное положение тела и др.
Учитель: У нас с вами осталась последняя третья группа мышц- это мышцы конечностей.
Мышцы конечностей приводят в движение руки и ноги. Позволяют человеку выполнять сложные и четкие движения.
Метод «Узнай свои мышцы»
Цель: Почувствовать в результате физических упражнений изучаемые мышцы. Снять усталость.
Численность: Весь класс.
Время: 2 мин.
Подготовка и описание.
Выйдя из-за парт, дети выполняют упражнения на сгибатели и разгибатели конечностей.
4. Заключение.
Закрепление изученного материала происходит так же в группах.
1 группа. На листах пишет мышцы головы. И рассказывают о них.(Значение. Могут пользоваться тетрадью).
2. группа. На листах пишет мышцы туловища и рассказывает о них. .(Значение. Могут пользоваться тетрадью).
3. группа. На листах пишет мышцы конечностей и рассказывает о них. .(Значение. Могут пользоваться тетрадью).

Используемая литература:
В.И Сивоголазов Естествознание «Человек»
1.Н.И Гончарова. Л.С. Дыбаль «Внеклассные мероприятия в коррекционных школах» Волгоград 2007г.
2.Н.В. Лободана «Экологическое воспитание» Волгоград 2007г.
3.Л.Н.Яровая, О.Е. Жиренко «Внеклассные мероприятия» Москва 2005г.
4.Л.И. Грехова. А.Н. Хохлов « В союзе с природой» Москва 2003г.

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа № 20

Конспект открытого урока по теме: «Строение и обзор мышц человека» проведённого в рамках конкурса

«Педагог года – 2007»

Учитель: Шкаликова И.П.

г.о. Орехово-Зуево

2007 – 2008 учебный год

Тема урока : «Строение мышц. Обзор мышц человека».

Тип урок : Комбинированный.

Цели:

а) образовательные

1. повторить материал о типах мышечной ткани;

2. познакомить учащихся с особенностями строения скелетных мышц, классификацией мускулатуры, местоположением мышц и их функциями;

б) развивающие

1.продолжить формирование умений работать с микроскопом;

2.научить учащихся распознавать ткани;

3. развивать у учащихся логическое и аналитическое мышление;

4.продолжить формирование навыков совместной работы;

в) воспитательные

1. развивать у ребят познавательный интерес к предмету;

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемно – поисковые.

Оборудование: таблицы «Скелет человека», «Строение мышцы, «Скелетные мышцы», кости скелета человека, опорные листы, световые микроскопы, микропрепараты тканей, ТСО.

Структура урока

Методы и средства обучения

I. Организационный момент урока

Объяснение целей и задач урока, настрой детей на мотивационную и плодотворную деятельность.

II. Проверка знаний учащихся

Вопрос: Какие типы соединения костей скелета вам известны?

Учащиеся проверяют домашнее задание друг у друга, оценивают его.

Каково строение скелета верхних конечностей?

Каково строение скелета нижних конечностей?

2 ученика с 1варианта и 2 варианта

отвечают у доски (с использованием таблиц и костей скелета)

Индивидуальный опрос

(с использованием таблицы у доски)

Работа в парах

Учитель проверяет объективность выставления оценок учащимися с последующим анализом

III . Изучение нового материала

1. Особенности строения мышц

Название «мышца» произошло от латинского слова «мускулюс», что в переводе значит « мышь». Связано это с тем, что анатомы, наблюдая сокращения скелетных мышц, заметили, что они как бы бегают под кожей, словно мыши. Отсюда и произошло это название.

Для осуществления различных движений в организме человека имеются 3 вида мышечной ткани.

Вопрос: Какие виды мышечной ткани вы знаете?

Вопрос: Какие органы образованы этими тканями?

Скелетные мышцы состоят из поперечнополосатых мышечных волокон. Толщина мышечных волокон у разных людей неодинакова. У тех, кто занимается спортом, мышечные волокна развиты хорошо, масса их велика, а значит и сила сокращения большая. У людей далёких от спорта мышечные волокна тонкие, масса их небольшая, сила сокращения уменьшается. Эти мышечные волокна собраны в пучки.

Мышечные пучки содержат сократительные нити, состоящие их 2 разных белков (актина и миозина), и поэтому они кажутся поперечно исчерченными. Каждый мышечный пучок покрыт соединительнотканной оболочкой. А вся скелетная мышца в целом имеет общую оболочку. Называется она – фасция. Она также образована соединительной тканью. К каждой мышце подходят нервы и кровеносные сосуды.

В строении многих скелетных мышц различают брюшко и сухожилия. Брюшко состоит из множества мышечных пучков, которые объединены общей оболочкой – фасцией.

Сухожилия прикрепляют мышцы к костям скелета. Сухожилия состоят из плотной соединительной ткани. Они тесно срастаются с надкостницей.

Вопрос: Как вы думаете, зачем мышцам нервы?

Вопрос: А зачем мышцам кровеносные сосуды?

Скелетные мышцы могут укорачиваться, т.е. сокращаться. Сокращение мышц происходит при помощи белковых нитей, которые содержатся в мышечных волокнах. Волокна поперечно-полосатой мышечной ткани в определённых участках переплетаются. Благодаря этой особенности поперечно – полосатая скелетная и поперечно – полосатая сердечные мышцы способны быстро сокращаться. Волокна гладкой мышечной ткани такой особенностью не обладают, поэтому сокращение волокон этой ткани происходит медленно.

Рассказ учителя с элементами беседы и с использованием таблицы на доске

2. Классификация мышц

Сейчас мы познакомимся с классификацией мышц. Для этого у вас на партах есть опорные листы. Возьмите их. Вы будете заполнять их самостоятельно по ходу моего объяснения. В конце урока вы вкладываете их в тетрадь, и они помогут вам при подготовке домашнего задания.

Существует несколько классификаций мышц.

1 классификация – мышцы отличаются друг от друга по размерам. Их называют длинные, короткие, широкие. К длинным относятся мышцы конечностей. К коротким - мышцы головы. К широким - мышцы туловища.

2 классификация – мышцы отличаются друг от друга по форме. Их называют круговые, лентовидные, веретенообразные. К круговым относятся мышцы рта и глаза. К лентовидным можно отнести мышцы туловища. К веретенообразным относятся мышцы конечностей.

3 классификация – мышцы отличаются друг от друга по расположению. Их называют мышцы головы, мышцы туловища, мышцы конечностей.

А примеры этих мышц вы приведёте, и запишите самостоятельно, после просмотра короткого видеофрагмента.

Вопрос: Какие мышцы вы записали в качестве примеров?

Учащиеся по ходу объяснения учителя заполняют опорный лист

Просмотр видеофрагмента «Мышцы и движение»

3. Общий обзор мышц человека

А сейчас мы познакомимся с общим обзором мышц человеческого тела. Мышц у человека много. Все вы их не запомните, но основные группы мышц вы должны знать и уметь показывать по таблице.

Круговая мышца глаза – она открывает и закрывает глаз;

Круговая мышца рта – открывает и закрывает глаз, выпячивает губы вперёд; Жевательные мышцы – осуществляют жевательные движения;

Мышцы шеи – при сокращении этих мышц голова совершает наклоны;

Большая грудная мышца – сгибает руку в локте;

Дельтовидная мышца – отводит руку в сторону;

Двуглавая мышца плеча – сгибает предплечье;

Трёхглавая мышца плеча – разгибает предплечье;

Мышцы сгибатели кисти и пальцев;

Мышцы брюшного пресса – участвуют в дыхании, наклонах туловища;

Зубчатая мышца – участвуют в дыхании, при вдохе поднимает рёбра;

Косые мышцы живота – помогают мышцам брюшного пресса поворачивать туловище в разные стороны;

Четырёхглавая мышца бедра – сгибает ногу в тазобедренном суставе и разгибает в коленном;

Двуглавая мышца бедра – разгибает ногу в тазобедренном суставе, сгибает в коленном;

Трапециевидная мышца спины – оттягивает лопатку к позвоночнику;

Широчайшая мышца спины – опускает плечо вниз, отводит руки за спину;

Ягодичные мышцы – отводят бедро назад;

Икроножная мышца – поддерживает тело в вертикальном положении, участвует в ходьбе, беге, прыжках.

Рассказ учителя с использованием таблицы «Скелетные мыщцы»

4. Особенности роста мышц

Сообщение ученика

5.Самостоятельная работа

Ребята должны рассмотреть в учебнике, рисунок № 36 «Мыщцы туловища и конечностей», самостоятельно прочитать подписи, сравнить его с изображением мышц на таблице.

Самостоятельная работа учащихся с рисунком 36 учебника

IV . Закрепление знаний

К доске вызываются учащиеся. Они показывают скелетные мышцы по таблице.

Проблемный вопрос: Как вы думаете, какая мышца в теле человека самая сильная?

Ответ: Одной из самых сильных мышц является – икроножная мышца. Каждый здоровый человек может « встать на цыпочки», удерживая при этом не только массу своего тела, но и дополнительный груз. Икроножная мышца может поднимать груз до 13О кг.

Индивидуальный опрос

(с использованием таблицы)

Выслушиваются мнения учащихся

V Отработка практических умений и навыков

Цель:

познакомиться со строением мышечной ткани человека.

Оборудование:

микроскоп, микропрепараты.

Ход работы:

1.Рассмотрите микропрепарат поперечнополосатой мышечной ткани. Обратите внимание на форму клеток.

2.Рассмотрите микропрепарат гладкой мышечной ткани. Обратите внимание на форму клеток и количество ядер.

3.Сравните их.

Ответьте на вопросы:

Чем отличается гладкая мышечная ткань от поперечнополосатой мышечной ткани?

Какая из этих тканей, по вашему мнению, выполняет большую работу?

Лабораторная работа № 2

«Особенности строения мышечной ткани»

Подведение итогов работы, выводы

VI Задание на дом

Параграф 13,знать классификацию, строение, названия мышц. Уметь их показывать по таблице.

В нашем организме выделяют 3 типа мышц (см. Рис. 1):

1. Поперечнополосатые (скелетные)

2. Гладкие мышцы

3. Сердечная мышца (миокард) - образована поперечнополосатой сердечной мышечной тканью

Гладкие мышцы образуют стенки внутренних органов (дыхательных путей, пищеварительного тракта), кровеносных сосудов. Располагаются у основания волосков, их сокращение вызывает мурашки и приводит к поднятию волосков.

Скелетные мышцы в основном крепятся к костям скелета. Такая мышца состоит из многих связанных между собой мышечных волокон, между которыми залегают прослойки соединительной ткани. Мышечные волокна собраны в пучки первого порядка. Пучки окружены соединительнотканной оболочкой (см. Рис. 2). Пучки первого порядка объединены в пучки второго порядка и так далее.

Рис. 2.

Вся мышца снаружи покрыта тонкой соединительнотканной оболочкой - фасцией.

Мышцы выполняют большую работу и характеризуются наличием большого числа кровеносных сосудов, по которым к ним доставляется кровь и питательные вещества (см. Рис. 3). Кроме них, также имеются лимфатические сосуды и рецепторы нервных волокон.

Рис. 3.

В мышце различают головку, брюшко и хвост (см. Рис. 4). Количество головок может быть разнообразно (бицепс - двуглавая мышца, трицепс - трехглавая мышца).

Рис. 4.

Поперечнополосатая мышца подчиняется сознанию человека. И сокращается во много раз быстрее, чем гладкая мышца.

Форма и величина мышцы зависит от выполняемой ею работы.

Так, длинные мышцы располагаются на конечностях (см. Рис. 5).

Рис. 5.

Короткие мышцы располагаются между небольшими костями (позвонками) (см. Рис. 6).

Рис. 6.

Широкие мышцы расположены на туловище (см. Рис. 7).

Рис. 7.

Круговые мышцы (сфинктеры) располагаются вокруг различных отверстий (см. Рис. 8).

Рис. 8.

Мышцы прикрепляются к костям с помощью сухожилий, образующих головку и хвост мышцы. При этом хвост мышцы должен быть обязательно перекинут через сустав, чтобы обеспечить подвижность конечности.

Сокращаясь, мышца приближает друг к другу те точки кости, к которым она прикреплена. При расслаблении мышца работу не производит, поэтому для нормальной работы сустава необходимо, как минимум, 2 мышцы, которые будут работать в противоположных направлениях. Такие мышцы называются антагонистами.

Мышцы, которые работают в одном направлении, называются синергистами. Так работают мышцы брюшного пресса.

Домашнее задание

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. - М.: Дрофа. - С. 68, задания и вопрос 1, 2, 3.

2. По какому принципу определяется длина мышцы?

3. Опишите строение и расположение гладких мышц.

4. Подготовьте небольшую презентацию со сравнением 3 существующих типов мускулатуры.