Ставим голос: дыхательные упражнения для здоровья и творчества. Гимнастика для дыхания по Стрельниковой: особенности проведения


Дыхательная гимнастика по Стрельниковой включает в себя комплекс упражнений, целью которых является восстановление потерянного голоса . Популярна среди певцов, имеющих проблемы с голосом. Кроме того, обладает и другим положительным влиянием на человеческий организм.

Описание гимнастики

На сегодняшний день это единственная гимнастика, при которой вдох делается одновременно со сжатием грудной клетки . В результате этого активно работают все части тела, за счёт чего происходит не только улучшение дыхания, но и развитие мышц.

Но во время гимнастики на организм оказывается большая нагрузка, поэтому потребность всех клеток в кислороде значительно увеличивается. Во время короткого и резкого носового вдоха повышается внутреннее дыхание во всех тканях, поэтому увеличивается ассимиляция кислорода. В это же время происходит раздражение большого количества рецепторов слизистой носа, обеспечивающих связь носа с другими органами. Поэтому упражнения дыхательной гимнастики по Стрельниковой дают обширный эффект на весь организм и вылечивают множество болезней .

Показания к выполнению

В последнее время медики всё чаще стали обращаться к этому методу с целью восстановления функций дыхательной системы. Метод Стрельниковой помогает не только восстановить певческий голос, но и вылечить пневмонию и другие патологии лёгких, сердца и сосудов .

Особенно популярна методика среди певцов и актёров. Они применяют её ежедневно и обязательно перед выходом на сцену. Благодаря этому их выступления более энергичны и эмоциональны.

Дыхательная гимнастика Стельниковой не является методом лечения всех заболеваний, а используется как вспомогательное средство к основному лечению.

Метод может быть рекомендован при следующих заболеваниях:

  • Пневмония, бронхит, астма и другие патологии дыхательной системы. Просвет бронхов под влиянием упражнений расширяется, за счёт чего у человека сразу же облегчается дыхание.
  • Гайморит. В этом случае перед выполнением упражнений рекомендуется удалить из носа слизь. Выполнение гимнастики помогает избавиться от симптомов острого гайморита, а также уменьшается количество проявлений хронической патологии.
  • Туберкулёз лёгких. Полностью вылечить заболевание только с помощью упражнений нельзя, зато они помогают поддерживать лёгкие во время патологического процесса. Рекомендуется включить гимнастику Стрельниковой в комплексную терапию.
  • Сердечная недостаточность. Упражнения способствуют укреплению сердечной мышцы. Люди, регулярно проделывающие гимнастику, менее предрасположены к инфаркту миокарда.

Кроме того, рекомендуется выполнять упражнения Стрельниковой, если у человека наблюдаются частые боли в области сердца, головы, спины, лёгких . Некоторые специалисты рекомендуют применять гимнастику для лечения заболеваний ЖКТ, сахарного диабета, вирусных инфекций и женских заболеваний. Помогает почти полностью вылечить заикание, если начать выполнять гимнастику в детском возрасте.

По системе Стрельниковой положительный результат ощущается уже через несколько недель, если проводить гимнастику дважды в день. Выполнять её могут люди абсолютно любого возраста: они подходят как для детей, так и для людей пенсионного возраста. Их можно выполнять в любом положении тела.

Благоприятное воздействие на организм

По методу Стрельниковой можно добиться восстановление разных частей тела, что обусловлено положительным влиянием гимнастики на организм:

  1. Упражнения снимают усталость, улучшают память и поднимают жизненный тонус .
  2. Гимнастика помогает справиться с сутулостью, исправить походку и делает тело более пластичным и гибким.
  3. При регулярном выполнении прогрессирующая близорукость останавливается, и зрение может улучшиться.
  4. Может вылечить храп.
  5. Помогает восстановить мочеполовую систему. У девочек нормализуются месячные и исчезает их болезненность. Подростки и дети избавляются от ночного недержания.
  6. Хороший эффект даёт гимнастика при варикоцеле, нормализуется половая функция без хирургического вмешательства.
  7. Хорошее тонизирующее действие оказывает она при беременности. Лечебный эффект наступает при использовании гинекологического комплекса при миоме, кистах, трубной непроходимости и других женских болезнях.
  8. Помогает заживлению послеоперационных ран.

Кроме того, методика прошла испытание на туберкулёзных больных и интенсивно используется в комплексном лечении . Однако необходимо учитывать, что она противопоказана людям, перенёсшим сильные травмы головы и позвоночника.

Комплекс упражнений

При выполнении упражнений обязательно нужно следовать основным правилам и рекомендациям:

  1. Следить за правильным дыханием. Вдох должен быть быстрым и шумным . Выдох же, напротив, — почти бесшумный и медленный.
  2. При выдохе не выдавливать воздух из лёгких, он должен выходить самостоятельно.
  3. Сконцентрировать всё внимание только на вдохе, про выдох забыть.
  4. Вдох делается носом, а выдох ртом.
  5. При вдохе губы должны быть сомкнуты, но не зажаты.
  6. После 8 вдохов необходимо сделать перерыв минимум на 3-5 секунд.
  7. Плечи расслаблены, а во время упражнения не приподнимаются вверх.
  8. Движения выполняются во время вдоха.
  9. Сначала счёт выполняется на 8, потом на 16 и 32 .

При выполнении упражнений, особенно вначале, человек может почувствовать сильное головокружение. Это нормальное явление, поэтому первые акты гимнастики должны выполняться в сидячем положении тела.

Комплекс начинается с разминочного «ладошки», которое нужно усвоить в первый день. Вместе с ним нужно выучить упражнения «погончики» и «насос». На их выполнение требуется 10-20 минут. Затем каждый новый день добавляются дополнительные упражнения.

Делать вдохи без перерывов нельзя, гимнастика помогать не будет.

Описание упражнений

Гимнастика состоит из нескольких упражнений, каждое из которых имеет свои особенности проведения:

  1. «Ладошки». Это упражнение, необходимое для разминки всех мышц. И.п. – руки согнуты, спина ровная, ладошки развёрнуты вперёд. Во время вдоха ладони зажимать в кулаки, а при выдохе разжимать их. Вдох резкий, выполняется носом. Выдох бесшумный, осуществляется при помощи рта. Делать четыре вдоха, хватая ладошками воздух, затем — 3-5 секунд перерыв. Потом всё снова повторить. И так 24 раза. Постепенно, с каждым днём, количество вдохов увеличивать, а перерывов уменьшать . Максимальное количество — 96 вдохов.
  2. «Погончики». Делать лучше в вертикальном положении тела. И.п. – руки на поясе, кулаки зажаты. Во время вдоха кулачки резко толкаются вниз к полу, руки выпрямляются, при выдохе – возвращаются в и. п. Делается по 8 вдохов 12 раз.
  3. «Насос». Во время вдоха необходимо слегка наклонить туловище вперёд. При выдохе следует немного выпрямиться, а затем — снова вдох-наклон. Не нужно наклоняться сильно, так, чтоб это не напрягало. Делать по 8 вдохов, повторив 12 раз.
  4. «Кошка». При выполнении данного упражнения ступни должны быть плотно прижаты к полу. Делается стоя. При вдохе развернуться вправо, сжать ладони и при этом слегка присесть, затем встать на ноги. На втором вдохе развернуться влево, схватить руками воздух, присесть, развернуться обратно. Туловище поворачивается в районе талии, ноги слегка сгибаются, спина прямая. Упражнения делать легко, пружинисто, в танцевальном ритме. Делать по 8 вдохов 12 раз.
  5. «Обними плечи». Это очень эффективное упражнение гимнастики для носа по Стрельниковой. Во время вдоха руки согнуть и прижать к плечам. При вдохе следует попытаться обнять себя. Во время выдоха принять первоначальное положение. Поясница в работе не участвует, не прогибается, спина ровная.

Упражнение противопоказано при ишемии, пороке сердца и в постинфарктном состоянии. Можно начинать его делать через две недели тренировок, а при тяжёлых состояниях число вдохов сократить до четырёх. Беременным делать с осторожностью, голову не откидывать, смотреть прямо.

  1. «Большой маятник». Упражнение состоит из 2 предыдущих — «насос» и «обними плечи», которые делаются в комплексе, но по очереди. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. При вдохе потянуть руки вниз, слегка прогнуться. При выдохе выпрямиться. При втором вдохе обнять плечи, слегка прогнувшись назад, и снова выпрямиться. Делать 12 раз по 8 вдохов. Среди ограничений – любые заболевания позвоночного столба. В таких случаях наклоны делаются слегка, без напряжения.

Это первая часть комплекса, которую необходимо хорошо усвоить, прежде чем приступить к освоению второй. То есть, вторую часть необходимо вводить постепенно, учитывая основные рекомендации, описанные выше. Используются следующие упражнения:

  • «Повороты головы». Делать повороты головы в одну и другую сторону, при этом «нюхая» воздух. Голова должна постоянно двигаться, не останавливаясь на выдохе. Не рекомендуется проводить при травмах головы и шеи. Зато упражнение эффективно лечит мигрени.
  • «Ушки». Упражнение похоже на предыдущее, но голову нужно не поворачивать, а наклонять в разные стороны. Участвует только голова, в то время как шея расслаблена. Вдохи выполняются при каждом наклоне. Смотреть вперёд. Ограничивать упражнение надо при травмах головы и шеи, делать его плавно, без резких движений.
  1. «Маятник головой». Как и в предыдущих упражнениях, здесь также участвует только голова. Делаются наклоны вперёд и назад. Не рекомендует упражняться при травмах головы, шейного отдела позвоночника, повышенном давлении, эпилепсии.
  2. «Шаги». Делаются шаги вперёд, потом назад. На первом упражнении ноги поочерёдно сгибаются в коленях и поднимаются к животу. На втором – ступню одной ноги отводят назад, а на второй ноге слегка пружинят. Затем с другой ноги так же.

В терапевтических целях гимнастика проводится дважды в день при пустом желудке на свежем воздухе по 1500 вздохов-движений.

Для профилактики болезней упражнения делаются по утрам вместе с утренней гимнастикой или вместо неё. Проводить её можно и в вечерний период для снятия усталости.

Во время выполнения гимнастики по этому методу происходит улучшение кровообращения, все внутренние органы насыщаются кровью, а значит, и кислородом . Таким образом, тренируются все части тела и массажируются внутренние органы. Поэтому эта гимнастика даёт такие результаты. Однако проводить её следует только после предварительной консультации со специалистом.

В 2004 году была выпущена книга А. С. Стрельниковой, в которой описываются все упражнения и методика их выполнения.

После психотерапевтической подготовки начинается работа над дыханием. При поражениях нижнего гортанного нерва резко ограничена двигательная функция самой гортани, а голосовая складка на пораженной стороне может быть полностью неподвижна. Одновременно с фонацией страдает физиологическое и фонационное дыхание. Особенно это выражено при медиальной позиции голосовой складки. Восстановить двигательную функцию гортани при параличах невозможно. Для восстановления голоса выбираются такие функциональные тренировки голосового аппарата, которые включают его компенсаторные механизмы. Тренировки должны максимально увеличить подвижность здоровой половины гортани, а на парализованной стороне хотя бы частично восстановить двигательную функцию голосовой складки. Необходима также нормализация физиологического и фонационного дыхания. Осуществление этой задачи вызовет смыкание голосовых складок за счет компенсаторного перехода здоровой половины гортани за среднюю линию и сближения ее с неподвижной половиной гортани. В этом случае при организованном дыхании и даже частичном колебании пораженной голосовой складки голос восстановится или значительно улучшится. Тренировки для активизации двигательной функции гортани сочетаются с нормализацией дыхания, поскольку они физиологически связаны и взаимно обусловлены. Занятия начинаются с упражнения «дутье в губную гармошку». Дуть следует медленно, протяжно, втягивая и выдувая воздух на одной ноте. Физически здоровые обучающиеся начинают тренировки с 45-60 секунд за прием, постепенно увеличивая нагрузку в течение двух недель до 2 минут. Первую неделю упражнение выполняют 8-10 раз в день по 45-60 секунд. В дальнейшем число тренировок может быть доведено до 15 раз по 2 минуты за прием. Если дутье вызывает головокружение, то продолжительность упражнения сокращается до 15-20 секунд. Продолжительность каждого вдоха и выдоха через губную гармошку в начале занятия значительно укорочена далее тогда, когда упражнение совершенно не затрудняет пациента. Плавность, полнота вдоха и длительность выдоха достигаются постепенно по мере тренировок. «Дутью в губную гармошку» отводится значительная роль в функциональных тренировках голосового аппарата. Оно удлиняет выдох, необходимый для правильного голосоведения, а равномерные движения вдыхаемой и выдыхаемой воздушной струи массируют гортань. Этим приемом достигается увеличение подвижности здоровой половины гортани и некоторая активизация парализованной, т. е. под действием воздушной струи происходит стимуляция мышц гортани, участвующих в фонации.

Одновременно с «дутьем в губную гармошку» предлагается комплекс дыхательных упражнений, которые тренируют направленный удлиненный выдох.

Комплекс А. Исходное положение - сидя на стуле прямо или стоя:

1) вдох и выдох через нос (вдох быстрый, не очень глубокий, выдох продолжительный);

2) вдох через нос, выдох через рот;

3) вдох через рот, выдох через нос;

4) вдох и выдох через одну половину носа, затем через другую (попеременно);

5) вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно);

6) вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилением в конце;

7) вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы;

8) вдох через нос, выдох через нос толчками (кратковременно задерживая дыхание, выталкивать воздух маленькими порциями).

Через 7-10 дней от начала дыхательных упражнений добавляются упражнения для активизации мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани. Такой интервал лучше соблюдать, чтобы на раннем этапе восстановления на перегружать занятий упражнениями. Последовательное включение тренировок позволяет обучающимся полностью овладеть ранее предложенными заданиями.

Комплекс Б. Упражнения выполняются сидя:

1) исходное положение - руки в замок на затылке. Отклонение головы назад с легким сопротивлением рук;

2) исходное положение - сжатые в кулак кисти упираются в подбородок. Наклоны головы вперед с легким сопротивлением рук;

3) исходное положение - ладони рук прикрывают уши. Наклоны головы в стороны к плечам с сопротивлением рук;

4) движение нижней челюсти вниз, в стороны, вперед. Сжимание челюстей;

5) надувание щек;

6) доставание кончиком языка мягкого нёба;

7) поднятие мягкого нёба при зевке.

Оба комплекса упражнений легко выполнимы. Их можно рекомендовать для самостоятельных тренировок 6 раз в течение дня по 4-5 раз каждое упражнение.

На данном этапе логопедические упражнения желательно сочетать со специальными занятиями для установления диафрагмального типа дыхания в кабинете лечебной физкультуры. Упражнения второго этапа подготавливают голосовой аппарат к фонации. В результате тренировок исчезает рефлекторный кашель, ощущение инородного тела в горле, значительно удлиняется выдох и появляются слабые колебательные движения края парализованной голосовой складки. После этого можно переходить к следующему этапу работы - голосовым упражнениям для тренировки кинестезии и координации голосового аппарата. Дыхательные упражнения и «дутье в губную гармошку» рекомендуется продолжать до завершения коррекционного

Голосовые упражнения строятся с учетом воздействия различных звуков на сам механизм голосообразования. Звонкие согласные и гласные звуки влияют на функцию голосового аппарата посредством импеданса. В момент фонации при формировании различных звуков в надставной трубе возникает различное противодавление за счет меняющихся объемов полостей и сужений в рото-глоточном канале. Устанавливается взаимосвязная система колебаний резонаторов и голосовых складок. Поскольку этот акустический механизм зависит от индивидуального анатомического строения артикуляционного и голосового аппарата, а также способа образования звуков, одни звуки всегда имеют больший импеданс, чем другие. Вместе с тем путем тренировок его можно «подобрать» для каждого голосового аппарата таким образом, что при малых затратах мышечной энергии можно добиться хорошего акустического эффекта. В этом и состоит постановка голоса.

Начинается коррекция голоса с произнесения звука м. Выбор этой фонемы определяется ее лучшей физиологической основой для установления правильной фонации. Она отличается незначительной напряженностью, струя воздуха, проходящая через рот, слаба. Это звук довольно большого импеданса.

Упражнение 1. Предлагается произносить звук м кратко при спокойном положении гортани, направляя звук так, чтобы он как бы «ударился» в твердое нёбо и вызвал большую резонацию вышележащих полостей. Постепенно, по мере тренировок, длительность фонации увеличивается и голос становится более ясным, звучным. Как только обучающийся без затруднений начинает выполнять это упражнение, переходят к произнесению открытых слогов.

Упражнение 2. После длительного произнесения звука м, слитно с ним произносятся кратко все гласные звуки при резком опускании нижней челюсти: ма, мо, му, мэ, мы. Упражнения проводят со всеми звонкими согласными звуками.

Упражнение 3. Произнести слоги:

ма-ма на-на

ма-мо на-но

ма-му на-ну и т. д. и сочетания слов с перемещающимися ударениями.

Упражнение 4. Произнести:

мама-мама-мамама;

нана-нана-нанана и т. д.

По достижении громкого полноценного звучания различных слоговых сочетаний переходят к упражнению 5.

Упражнение 5. Тренировка сочетаний гласных звуков с j.

Звук произносится с незначительным шумом, голосовые складки колеблются. Большой импеданс j и звучание гласных на твердой атаке оказывают активизирующее влияние на смыкание голосовых складок. Гласный звук должен звучать коротко, твердо, а j - длительно: аи... яй..., ой... ей..., уй... юй..., эй... ей...

Упражнение 6. Произнести гласные звуки и их сочетания: а, ао, ау, аэ, аи, аоу, аоэ, аои, аоуэи, аоуи и т. д.

Сначала сочетания произносятся отраженно за логопедом, затем самостоятельно. Данный этап занятий можно считать законченным, если упражнения выполняются легко, без напряжения, нет жалоб на голосовую утомляемость, а голос достаточно громкий и звучный.

По завершении работы над звуковыми и слоговыми упражнениями начинается этап автоматизации восстановленного голоса. Для этого подбираются слова, начинающиеся с прямых ударных слогов - ма, мо, му, мэ, мы. При произнесении слов типа манка, море, муха, мыло легко включается верхний резонатор и закрепляются наилучшие условия голосоведения. Далее приступают к фразовой речи и чтению стихотворений и прозы. На завершающем этапе речевой материал подбирается не по фонетическому принципу, а с учетом возраста и интересов обучающихся.

Одновременно с работой над речевым материалом выполняются вокальные упражнения. Они позволяют закрепить восстановленную голосовую функцию в более короткие сроки, расширяют диапазон и увеличивают звучность голоса, вокальные упражнения проводятся в диапазоне одной, полутора октав, малой или первой в зависимости от высоты восстановленного голоса. Пропеваются гаммы, трезвучия, затем короткие мелодии без резких тональных переходов.

Восстановленным можно считать громкий звучный голос при организованном речевом дыхании и отсутствии жалоб на утомляемость и различные неприятные ощущения в горле. При оториноларингологическом обследовании отмечается смыкание голосовых складок за счет компенсации здоровой половины гортани и появление колебаний голосовой складки на пораженной стороне. Глоттография выявляет равномерные колебания голосовых складок с четко выраженными фазами.

Продолжительность коррекционно-логопедической работы 2-4 месяца, в зависимости от тяжести нарушения и времени начала занятий. К восстановлению голоса необходимо приступать в ранние сроки с момента заболевания. Своевременно начатые тренировки голосового аппарата при соблюдении этапов занятий и строгой дозировке нагрузок активнее мобилизуют компенсаторные возможности организма, предупреждают образование патологического навыка головедения и развитие невротических реакций.

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.

В холодные дни зимы данная проблема особенно актуальная.

И причинами потери голоса может стать: инфекционные заболевания, такие как ларингит, тонзиллит. Повышенные голосовые нагрузки при крике или, например, при длительном ораторском действии, воздействие пыли, дыма, холодные напитки – факторы, влияющие на голосовой аппарат, состоящий из голосовых связок, расположенных в глубине гортани, и из глотки, ротовой и грудной полостей.

Сила звуковой окраски голоса, характерное произношение гласных и согласных звуков – это элементы, составляющие сложную систему. Чаще всего потеря голоса случается из-за нарушения работы связок, для таких нарушений не обязательно наличие каких-либо врожденных или приобретенных патологий голосового аппарата. Но голос садится, хрипнет и появляется шепот, а иногда и отсутствует вовсе из-за болезней горла. Если постоянно тренировать горло и связки, эти проблемы вас не коснутся или пройдут стороной.

Полезно выполнять следующий цикл упражнения:

Присесть на согнутых в коленях ногах, пятки поставить врозь, касаться одним большим пальцем другого, придерживаясь расстояния между коленями в 1-2 кулака. Спину держать прямой, руки на коленях. Сделать выдох, выдавливая весь воздух из себя, напрягая шею, горло и руки. Глаза широко открыты, максимально следует попробовать достать языком до подбородка. Эту позу сохранить 6-10 сек. Приняв первоначальное положение расслабиться. Когда через несколько вдохов и выдохов выровняется дыхание, нужно попытаться опять повторить эти же упражнения, выполнить нужно 6-10 таких подходов каждые два часа. Уже после двух раз почувствуете облегчение.

Следующий комплекс упражнений выручал не раз тех, у кого частично садился голос.

1.Исходное положение лежа. Вдыхая, следите за тем, чтобы дышал живот. Задержав дыхание сделать медленный выдох произнося букву «С». Упражнение выполняется 5 минут. Далее произносят звуки «З» и «Ш».

3. Затем напевать согласную «м», с эффектом «забрасывания» кончика мелодии вверх, как при исполнении колыбельной мелодии.

4. С открытым ртом тянуть согласную «Н», контролировать, чтобы звук не дребезжал.

Запомните, если у Вас сорван голос, в первую очередь нужно больше молчать. Любой врач, прежде всего, назначит голосовой режим. Нельзя через силу петь, кричать, даже шептать, при шепоте, между прочим, нагрузка на связки такая же, как при крике.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и еще несколько слов, нажмите Ctrl + Enter

Исцеление дыхательной гимнастикой

Известно, что голосовой аппарат и дыхание неразрывный союз. Для лечения голосовых связок, идеально подходит дыхательная гимнастика по Стрельниковой. При её выполнении, включаются в работу все части тела, благодаря чему возникает общая физиологическая реакция всего организма, в том числе и голосовых связок.

Можно использовать губную гармошку дуть в нее на вдохе и выдохе, не отрываясь, звук должен быть ровным. Вдох и выдох начинать с 20 секунд, увеличивая до 1 минуты.

Великолепно влияет на восстановление функциональной способности голосовых связок ещё один комплекс упражнений:

1. вдох и выдох носом, на выдохе тянем звук И-И 5-6 раз;

2. вдох носом – выдох ртом, на выдохе тянем А-А 5-6 раз;

3. вдох носом – выдох ртом, на выдохе тянем С-С-С 5-6 раз;

4. вдох носом – выдох ртом, на выдохе тянем Ш-Ш-Ш 5-6 раз;

5. вдох носом – выдох ртом, на выдохе тянем Ф-Ф-Ф 5-6 раз;

6. вдох носом – выдох ртом, на выдохе тянем Х-Х-Х 5-6 раз. Упражнение под названием «Зевающий лев» отлично расслабляет мышцы челюсти и снимает напряжение с голосовых связок. Его выполняют, запрокинув голову назад, рот нужно открыть максимально широко, издавая при этом звук, напоминающий громкое зевание. Открытое горло приносит спокойствие и расслабление. Эффективными являются упражнения, помогающие растянуть голосовые связки и улучшить имеющуюся артикуляцию. Вдох должен быть глубоким.

· вдох носом, выдох через нос в три подхода.

· вдох носом, выдох через рот. Производить трение ладоней одну о другую.

· вдох носом, выдох напоминающий действие охладить дыханием горячий чай.

· вдох носом, выдох шипящий.

· вдох носом, выдох свистящий.

Чрезмерная нагрузка на голосовые связки, простудные заболевания, стресс могут стать причиной охриплости или потери голоса. Специалисты рекомендуют для восстановления способности к воспроизведению речи применить полное молчание. Также не следует напрягать голос в такой период, попытки произносить слова даже шепотом также вызывают не меньшее напряжение голосовых связок.

Голосовые связки – важный орган голосообразования. Это главный элемент средней части глотки. Они расположены по обе стороны гортани, натянуты спереди назад. Это эластичные образования, состоящие соединительномышечной ткани. Между голосовыми связками есть голосовая щель. Когда воздух выходит из легких, создается давление, способствующее сближению связок. Происходит натяжение и.

Гортань – орган верхних дыхательных путей, расположенный между глоткой и трахеей. Этот орган выполняет дыхательную функцию и образует голос. В гортани находятся голосовые связки, они поперечно натянуты и между ними имеется щель. Голос образуется в период колебаний голосовых связок, когда через голосовую щель проходит воздух. Мышечный аппарат гортани осуществляет свою.

Узелки на голосовых связках возникают из-за перегрузок голосовых связок. Это доброкачественные разрастания ткани, в большинстве случаев встречающиеся у людей голосовых профессий. Поначалу возникают небольшие уплотнения, со временем они слегка затвердевают и становятся похожими на мозоли. Если нагрузки не прекращаются, то узелки продолжают увеличиваться. Узелки формируются в.

Информация на сайте предназначена для ознакомления и не призывает к самостоятельному лечению, консультация врача обязательна!

11 способов быстро восстановить голос взрослому и ребенку

Чтобы узнать как сорвать голос, не нужно прилагать много усилий. Достаточно забыть про здоровый образ жизни (курение крепких сигарет, холодное пиво); испытать сильное волнение; дышать в мороз через рот; заболеть; надорвать голосовые связки криком (особенно если кричать шёпотом). Действуя подобным образом, можно расстаться с произношением звуков частично или полностью. В медицине такое явление называется афонией.

Причины потери голоса

Голос исчезает после разговоров на повышенных тонах или долгих выступлений перед слушателями. Пение, крик, избыточная эмоциональность пагубно влияют на речевой аппарат человека. Чаще всего, сорванный голос бывает у дикторов, певцов и ораторов после сильного напряжения связок.

Б Инфицирование организма бактериями или вирусами.

Афония может возникнуть как в результате тяжелой болезни (сифилис, туберкулез, скарлатина), так и от обычной простуды. Чтобы потерять голос из-за простуды, достаточно расслабиться под кондиционером в жаркую погоду или поймать бактерии от заразного переносчика.

Следствием инфекционных заболеваний, часто становится ларингит – воспаление слизистых оболочек гортани. Симптомы ларингита: сухой кашель, першение, боль при глотании, затруднённое дыхание и температура. Если его не лечить, можно приобрести хроническую форму болезни.

В редких случаях к афонии приводят: сердечно-сосудистые болезни, гормональные сбои, нарушенный обмен веществ, стрессы, аллергические реакции, расстройства нервной системы.

Как вернуть голос

С первыми симптомами афонии, нужно прекратить разговаривать и дать голосовым связкам отдых. Рекомендуется обратиться за помощью к доктору, который назначит дальнейшую схему лечения. Принимать медикаменты без консультации врача нельзя, это усугубит проблему и ухудшит общее состояние здоровья.

Народные методы восстановления голоса у взрослых

Народная медицина предлагает решить эту проблему с помощью отваров и настоев, которые снимут боль и воспаление в горле. Такое лечение не всегда безопасно, потому что может вызвать аллергические реакции.

Помните – самостоятельное лечение не избавляет от посещения врача специалиста!

1 Репу с огорода измельчить, взять две столовых ложки и варить 15 минут в 250 мл воды. Принимать по 100 мл 4 раза в день.

2 Взять по 3 столовые ложки шалфея, мать-и-мачехи, эвкалипта, поместить в термос и залить одним литром кипящей воды. Настоять 2 часа, затем процедить и употреблять максимум по 30 мл 6 раз в сутки. Этот настой подходит для ингаляций.

3 Одну столовую ложку ягод калины поместить в термос, залить литром кипятка. Настоять 2 часа, процедить. Добавить мёд и употреблять ежедневно перед едой по две столовых ложки 4 раза в день.

Тёплый глинтвейн также разогреет голосовые связки. Гоголь-моголь (1 яйцо) и 25 грамм коньяка, подойдут для восстановления голоса у взрослых. Коньяк и гоголь-моголь пьются, чередуясь: первый глоток – коньяк, последний – гоголь-моголь. После процедуры нельзя разговаривать до утра даже шёпотом, спать ложиться основательно утеплившись.

5 Ингаляции с добавлением эфирных масел кедра, чайного дерева, апельсина, лимона также помогут реабилитировать голос.

Восстановление голоса у малыша

Опасные последствия наблюдаются в случае, когда голос теряет ребёнок трёх – четырёх лет. Часто подобное происходит при простуде. Ребёнок анатомически имеет более узкую голосовую щель, чем взрослый. Поэтому отёк развивается быстро, что может послужить закрытию голосовой щели до критического размера и привести к летальному исходу.

  • Первые три дня разговаривать как можно меньше, желательно молчать.
  • Увеличить количество питья. Обильное употребление жидкости не должно вызывать отёки. При симптомах простуды отлично подойдут щелочные напитки: минеральная вода без газа, молоко с содой, отвары, бульоны, настои. Кислые, слишком горячие напитки давать нельзя.
  • Ребёнок должен получать тёплую варёную еду, полужидкую, приготовленную на пару или тушёную. Противопоказаны маринады, специи, солёные, острые блюда.
  • Комнату нужно периодически проветривать. Избавляться от чрезмерной сухости воздуха, развешивая мокрые полотенца или увлажняя помещение другими способами.
  • Использовать сосудосуживающие капли при такой простуде надо с осторожностью, так как они высушивают слизистую носа, гортань и глотку. После применения капель, ребёнок может испытывать дискомфорт.
  • Выполнять упражнения для голоса на протяжении десяти дней. После того как исчез голос, гимнастику нужно делать лёжа, по истечении двух дней – сидя. Сделать глубокий вдох и выдохнуть ртом. Затем вдох и выдох через сложенные трубочкой губы. Повторять по 10 подходов три раза в день.

Реабилитацией голоса и профилактикой подобных проблем педагогическими методами, занимается раздел логопедии – фонопедия. Фонопедические техники представляют собой эффективный, малоинвазивный метод восстановления, коррекции или раскрытия голосового потенциала детей и взрослых.

Занятия подбираются индивидуально. Программа содержит дыхательную и релаксационную гимнастику, тренинги, используются новейшие компьютерные технологии. После занятий с фонопедом, ребенок приобретает навыки правильного владения голосом.

Упражнения, способствующие восстановлению голоса

Восстановить голосовые связки помогают специальные упражнения. Если систематически повторять восстанавливающий комплекс; делать упражнения, укрепляющие связки и горло, можно предупредить появление проблем с голосом в будущем. Дыхательные упражнения Стрельниковой отлично подходят в качестве лечебного и профилактического средства, так как они благотворно влияют на все части тела, включая связки.

7 Можно применять губную гармошку: дуть в неё на выдохе и вдохе, постепенно увеличивая время выполнения с двадцати секунд до одной минуты. Издаваемый звук должен быть ровным.

8 Отлично восстанавливают функционирование связок такие упражнения:

  • делать вдох и выдох через нос, при этом на выдохе растягивать И-И-И;
  • вдохнуть носом. Выдохнуть через рот, одновременно произнося А-А-А;
  • вдох и выдох, как и в предыдущем упражнении, на выдохе растягивать С-С-С;
  • то же. Выдыхая произносить Ш-Ш-Ш;
  • то же. Тянуть на выдохе Ф-Ф-Ф;
  • то же. Растягивать одновременно с выдохом Х-Х-Х.

Каждое упражнение выполнить шесть раз.

9 Снять напряжение с артикуляционного аппарата поможет «Зевающий лев»: открыть рот как можно шире, закинув назад голову, зевнуть, издавая характерный звук.

  • В положении лёжа сделать вдох. Дышать животом. Задержать дыхание и медленно выдыхать, одновременно проговаривая «С». Проделать в течение пяти минут. После повторить, но уже произнося «З», «Ш».
  • Вдохнуть в положении лёжа, задержаться, выдыхая тянуть «М» низким грудным голосом.
  • Напевать колыбельную мелодию звуком «М».
  • Тянуть «Н» с открытым ртом. Произносимый звук не должен дребезжать.

11 Растянуть связки и улучшить артикуляцию помогут эти упражнения:

  • в три подхода вдохнуть через нос – выдохнуть ртом;
  • делать вдох носом, выдох – через рот, одновременно потирая ладони;
  • вдохнуть носом, выдох – как будто нужно остудить горячий напиток;
  • вдох выполнить носом. Выдох шипящий, через рот;
  • вдох носом, выдох свистящий.

Что противопоказано при афонии

  • При возникших проблемах с голосом, нужно стараться говорить как можно меньше. Кричать или шептать нельзя. При шёпоте нагрузка на голосовые связки не снижается. Также нужно избегать пения.
  • Запрещено употреблять в пищу: очень горячее, холодное, острое; солёные продукты; лимоны; виноград.
  • Спиртное не рекомендуется, хотя алкогольные напитки в разумных количествах и при правильном применении, способны в домашних условиях быстро вернуть голос.

Потеря голоса – серьёзная проблема, так как речевой навык имеет огромное значение при взаимодействии людей. Предупредить неприятности поможет здоровый образ жизни, бережное отношение к голосовым связкам, а также занятия специальной гимнастикой, поддерживающей тонус мышц артикуляционного аппарата. Если голос пропал вследствие простуды, вернуть его несложно. Главное, вовремя начать лечение и строго придерживаться рекомендаций врача.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Прочитали? Покажите вашу реакцию!

Комментарии 1

Отменить ответ

Спасибо за статью, многое узнала нового. Я люблю петь, пока не профессионал, но надеюсь и верю, что это не за горами. Когда у меня пропал голос, в аптеке посоветовали Гомеовокс, это лекарство полностью натуральное, стала его рассасывать и на следующий день голос прорезался, сейчас использую его в качестве профилактики, когда предстоит большая нагрузка. Связки нужно беречь, говорят даже шепотом нельзя говорит, когда голос пропадает, что бы не перенапрягаться.

Упражнения для восстановления голоса после пареза голосовых связок

Голосовые связки играют важную роль в процессе речевого общения: от степени их смыкания и натяжения зависит громкость голоса и его высота. При парезе голосовых связок их движения ограничены, из-за чего голос может звучать охрипло, слабо или отсутствовать. Проблемы с голосовыми связками связаны с патологическими процессами, которые возникают в головном мозге (опухоли, инсульты, ЧМТ) либо непосредственно в ЛОР органах. Осиплость голоса в результате пареза голосовых связок возникает также вследствие отравления свинцом.

При лечении этого нарушения ведущим методом считают использование специальных упражнений для восстановления голоса после пареза. Голосовая гимнастика при парезе голосовых связок включает в себя, главным образом, дыхательные упражнения. Такая гимнастика при парезе позволяет включить компенсаторные возможности организма.

Упражнения рекомендованы для всех категорий больных. Даже при полном параличе голосовых связок возможно восстановление речевого общения за счет обучения больного методу получения звуков речи с помощью пищевода. Проводить упражнения с больным может фониатр или логопед.

Дыхательная голосовая гимнастика при парезе голосовых связок

При парезе необходимо нормализовать дыхание. После решения первоначальной задачи произойдет смыкание голосовых складок из-за компенсаторного процесса: здоровая часть гортани выйдет за среднюю линию и сблизится с паретичной частью. В том случае, если складки на пораженной стороне будут колебаться хотя бы немного, это позволит нормализовать голос полностью или улучшить его.

Самое первое дыхательное упражнение, которое проводят с больным при парезе, напоминает игру на губной гармошке. Больной должен медленно, неторопливо дуть, озвучивая дутьё протяжным звуком одной высоты. Длительность выполнения упражнения в первый день – 45 секунд. Затем продолжительность может быть постепенно увеличена до 2 минут за две недели. Частота ежедневного повторения упражнений составляет до 10 раз за день в начале работы по восстановлению дыхания, и до 15 раз в дальнейшем.

Когда упражнение становится для больного менее затруднительным, продолжительность каждого из вдохов и выдохов можно сократить. Такое упражнение позволяет стимулировать мышцы гортани за счет их массажа воздушной струёй, и удлинить выдох. Используют следующую дыхательную гимнастику:

  • быстрый неглубокий вдох через нос, далее – продолжительный выдох носом;
  • носом вдыхать, выдыхать ртом;
  • вдыхать через рот, носом выдыхать;
  • вдыхание и выдыхание одной половиной носа, вторая половина закрыта, затем меняем;
  • вдыхание через одну половину носа, вторая закрыта, а при выдыхании открываем ранее закрытую половину и закрываем первую.

Как работает биоакустическая коррекция? Читайте об эффективном методе лечения неврологической патологии.

Знаете ли вы, кому показана Бобат терапия? Основные принципы реабилитации.

Гимнастика для активизации мышц шейного отдела и гортани

Для того чтобы укрепить мышцы шейного отдела и гортани через 1-2 недели после проведения занятий по нормализации дыхания можно начать выполнение физкультурных комплексов. Промежуток после занятий по нормализации дыхания соблюдают, чтобы избежать перегруженности больного, а также для наиболее полного овладения всеми заданиями.

Для проведения занятий больной садится на стул. Рекомендован следующий гимнастический комплекс:

  • больной кладет на затылок сцепленные вместе руки, после этого наклоняет голову назад;
  • больной выполняет наклоны головы вперед, его кулаки при этом упираются в подбородок;
  • больной кладет руки на уши и наклоняет голову вправо и влево;
  • выполнение движений нижней челюстью, ей можно двигать вперед, вниз, влево и вправо;
  • сжимать и разжимать зубы;
  • надувать щеки;
  • доставать языком до мягкого нёба;
  • поднимать мягкое нёбо, как бы зевая.

Упражнения просты в выполнении, не вызывают перегрузок у больного. Этот гимнастический комплекс рекомендовано повторять до 6 раз в течение дня, каждое движение при этом выполняется по 5 раз. Рекомендуют сочетать предложенные упражнения с занятиями в кабинете лечебной физкультуры, направленными на установление диафрагмального (глубокого) дыхания. После выполнения данных упражнений в течение 1-2 недель можно перейти к фониатрическим упражнениям. Голосовой аппарат к этому моменту будет более подготовленным: удлинится выдох, могут появиться небольшие колебания в паретичной голосовой складке.

Фониатрическая гимнастика при парезе голосовых связок

После того как были решены задачи предыдущих этапов, выполняют фониатрическую гимнастику, рекомендованной при парезе голосовых связок. Начинаются такая гимнастика с произношения звука «М». Этот звук не требует сильного напряжения голосовых складок, воздушная струя слабая. Далее можно выполнять и другие фониатрические упражнения.

Краткое произнесение данной фонемы в спокойном положении гортани. Воздух при произнесении следует направить так, чтобы он оттолкнулся от твердого неба. В ходе такой работы звучность и ясность произнесения должна увеличиться. Можно увеличить и длительность звука. После того, как выполнение этого задания перестанет вызывать затруднения, приступают к работе со слогами.

Работу со слогами строят так: к продолжительному звуку «М» добавляем все гласные, произнося их кратко и опуская челюсть. Должны получится слоги МА, МЭ, МЫ, МУ, МО. После того, как упражнение перестало быть сложным для больного, можно приступить к произнесению слогов и с другими звонкими согласными.

Далее больной тренируется в произнесении цепочек слогов, которые ему уже хорошо знакомы: МА-МА-МА, НА-НО-НУ. Тренируют и произнесение цепочек гласных звуков, например АУ, АЭ, АОИ, АУО и других. Получатся это должно легко, без напряжения, голос звучный. Гласные нужно также произносить со звуком Й, например ОЙ, ЕЙ, ЮЙ,ЭЙ, АЙ, ЯЙ. При этом гласный произносится кратко, а Й длинно.

На этапе автоматизации больной тренируется в произнесении слов. Сначала это должны быть простые слова с открытыми слогами. Затем слова можно усложнять. Голос считают восстановленным, если он звучит достаточно громко и звучно и речевое дыхание больного хорошо организовано. Длительность такой работы может составлять до 4 месяцев, особенно эффективна она при раннем начале занятий.

Узнайте, какие мероприятия помогают пациентам после микроинсульта: реабилитация и питание.

Как помочь пациентам с афазией после инсульта: медикаментозное лечение и упражнения.

Что поможет пациентам восстановиться после инсульта: лекарства, упражнения, тренажеры.

Подведем итоги

Восстановление больного будет более быстрым и полноценным при условии помощи родных и близких. Все упражнения требуют многократного повторения в течения дня, что невозможно организовать, если с пациентом занимается только логопед или фониатр. Но и без консультаций специалистов обойтись невозможно, они помогут составить программу и направить помощь родных в нужное русло.

у вас лечатся паралич левого возвратного нерва уже 17 лет прошло как этот диагноз у меня. мне 25 лет жду ответа

На сайте есть форма для обращения к неврологам Израиля.

Дыхательная гимнастика для вокалистов

Вы – начинающий вокалист, никогда не выходили на большую сцену, но очень-очень хотите научиться петь? Вам нужно сделать первый шаг – научиться правильно дышать. Мы познакомим вас с дыхательной гимнастикой для вокалистов. Предлагаем попробовать эффект системы Александры Стрельниковой. Эта женщина преподавала вокал когда-то, сама лично восстановила голос себе и тысячам своих учеников. Ее система - супер-голосовой помощник для пения.

Зачем нужна гимнастика для голоса?

Кому полезна голосовая гимнастика?

Для продвинутых певцов поможет разогреть голос и подготовить к длительным нагрузкам

Начинающим вокалистам - поможет в постановке дыхания.

Гимнастика Стрельниковой для вокала

Весь комплекс состоит из 12 упражнений. Дыхательная гимнастика Стрельниковой для вокалистов и восстановления голоса требует соблюдения правил:

  • Вдох - короткий и резкий. Как хлопок. Выполняется с закрытым ртом, но губы должны сомкнуться непроизвольно.
  • Выдох - свободный (происходит как бы сам собой). Выполняется через рот.
  • На вдохе нельзя поднимать плечи, вдох «в живот».
  • Все упражнения выполняются в темпе марша. Это примерно 60 вдохов в минуту.

Упражнения для начинающих

Если вы только осваиваете упражнения дыхательной гимнастики Стрельниковой для голосовых связок с нуля, сделайте 8 вдохов – отдохнитесекунд. Затем еще 8 – и снова отдых. Так делаем 4 подхода. Дальше переходите ко второму упражнению и следующим.

Почувствовали головокружение? Не переживайте, для начинающих это нормально. В организм поступило много кислорода, и он пока не привык. Передохните, пока головокружение не пройдет, и попробуйте снова.

Гимнастика для восстановления голоса: упражнения

Упражнение «Ладошки» . Станьте прямо, спина прямая, ноги на ширине плеч. Руки нужно согнуть в локтях, локти опустить вниз, а раскрытые ладони развернуть вперед. На вдохе резко сожмите ладони в кулак, а на выдохе – медленно раскройте.

«Обними плечи» Упражнение, которое разогревает голос сразу. Вокалистам, готовящимся к выступлению: выполните это одно упражнение перед выходом на сцену – и сразу услышите эффект. Встаньте прямо, руки держите перед собой присогнутыми. «обнимите» себя за плечи, руки как бы бросьте с силой за лопатки. Вдох (выдох). Повторите 8 раз и отдохните. Руки менять нельзя!

«Повороты головы» . Станьте прямо, плечи расслаблены. Поверните голову вправо и сделайте резкий вдох, голову влево – вдох. Повторите 8 раз и отдохните.

«Ай-Ай-Ай» - упражнение называется так, потому что мы делаем резко вдох и покачиваем головой из стороны в сторону – к левому плечу и к правому. Плечи не поднимайте. Сделайте 8 вдохов-выдохов - и перерыв.

Как научиться гимнастике для голосовых связок

Хотите профессионально научиться петь и правильно дышать? Приходите к нам на вокальные уроки. Подберите одну из программ вокальной гимнастики, которая подойдет именно вам.

Кому: взрослые и дети

Длительность: 60 минут

Кому: взрослые и дети

Длительность: 30 минут

Кому: взрослые и дети

Длительность: 60 минут

Shape Of My Heart.

Отзыв ученика:

Мария отличный преподаватель, способная и готовая раскрывать потенциал даже невероятно далеких от хорошего слуха людей. Индивидуаьный подход к подбору упражнений и техник. Огромное спасибо за начало интересного пути развития вокала)

Одним из неприятных событий может стать потеря природного голоса. Не всегда врачи дают при этом больничный. А если ваша работа связана предполагает ведение переговоров, то совсем беда. Как же в таком случае быстро восстановиться и вернуться к привычному образу жизни, где нет места молчанию?

Почему пропадает голос?

Человек обладает способностью издавать звуки посредством вдыхания воздуха через ротовую и носовую полости. Эта уникальность называется голосом.

Попадая внутрь, воздушные массы заставляют связки или голосовые складки создавать вибрации, которые принимают непосредственное участие в звуковых колебаниях. Когда хотя бы одно звено в этой цепи нарушено, голос пропадает.

Чаще всего проблемы с голосом возникают в холодные поры года, когда отмечаются вспышки простудных заболеваний. Голосовые функции могут нарушить переохлаждение или инфекция. Голос может пропасть не полностью, а частично, с возможностью шептать. Причиной такого расстройства могут являться:

  1. Развитие заболеваний
  2. Недостаточная влажность воздуха
  3. Перенапряжение голосовых связок
  4. Сильное потрясение или стресс
  5. Перенесенная операция на щитовидной железе
  6. Курение на протяжении многих лет
  7. Отеки или ожоги горла
  8. Попадание в горло инородного тела
  9. Травмы голосовых связок
  10. Химическая или лучевая терапия при онкологических заболеваниях
  11. Царапающая или раздражающая слизистую поверхность горла пища

Первое место по популярности занимает, конечно же, простуда. При этом связки могут быть не затронуты заболеванием.

Симптомы

  • Нарушение тона голоса
  • Появление охриплости, осиплости
  • Одолевающий сухой кашель
  • Ощущение «кома» в горле

Заболевания

Может произойти повреждение нервов, которые регулируют напряжение голосовых складок. Вызвано это может быть инсультом, опухолью мозга, черепно-мозговыми травмами, увеличением лимфатических узлов, аневризмой аорты или туберкулезными, менингококковыми, сифилисными инфекциями.

Диагностика

Обратиться за медицинской помощью при потере голоса следует, если самостоятельно он не восстановился на протяжении трех дней. Обращаться следует к отоларингологу. Диагностика для назначения курса лечения будет включать в себя:

Последние две методики исследования используются для исключения вероятности развития опухоли. При ее обнаружении берется биопсия для установления злокачественности новообразования.

Зев и глотка больного обследуется ЛОРом с помощью специального зеркала. Называется эта манипуляция фарингоскопией. Курс лечения назначается после постановки диагноза по результатам проведенных исследований.

Есть несколько советов, которые помогут восстановить севший или пропавший голос, если его отсутствие не вызвано серьезными отклонениями в здоровье. Соблюдайте следующие рекомендации:

  1. Молчите. Это позволит вашим голосовым связкам отдохнуть. На время молчания можно укутать горло во что-то теплое. Если требуется поговорить, то делать это лучше шепотом.
  2. Пейте теплые напитки. Питье должно быть горячим, но не обжигающим. Еще больше пользы принесет добавление в такие напитки меда, имбиря, лимона, калины.
  3. Полощите горло. Через 1-1,5 часа промывайте его травяными отварами.
  4. Выполняйте ингаляции. Делать их можно как с помощью специального аппарата – небулайзера, так и над обыкновенной кастрюлей.
  5. Успокойте нервы. Для этого отвлекитесь от проблем, поделайте дыхательную гимнастику, займитесь расслабляющим хобби.
  6. Дышите увлажненным воздухом. Поставьте в комнате аппарат увлажнителя или развесьте смоченные в воде полотенца.
  7. Правильно питайтесь. При повреждении связок рекомендуется наполнить рацион белковой пищей, овощами и фруктами.

Медикаментозное

Самостоятельно приобретать лекарства для лечения голосовых связок не стоит.

Лучше довериться специалисту, который с учетом причины недуга, степени его тяжести и имеющихся у вас противопоказаний сделает назначения. При потере голоса выписывают:

  • Таблетки «Фарингосепт». Антибактериальное средство для лечения ротовой полости.
  • Леденцы или сироп «Септолете». Обладает противомикробным, противокашлевым, анальгезирующим и смягчающим действием.
  • Таблетки «Гомеовокс». Эффективное средство для лечения различных заболеваний горла.
  • Спрей «Гексорал». Оказывает антисептическое, анальгезирующее, обволакивающее и увлажняющее действие.
  • Спрей «Ингалипт». Обеззараживает и снимает воспаление.
  • Спрей «Каметон». Комбинированное средство для лечения ротовой полости.

Народные методы лечения

В домашних условиях можно выполнить множество процедур, которые значительно облегчат самочувствие и помогут быстро восстановить голос.

Перед применением любого из них предварительно получите консультацию у врача, так как могут иметься противопоказания. Народная медицина предлагает:

  1. Коктейль «Гоголь-моголь». Для его приготовления понадобится 2 куриных желтка, сахар, 2 ст.л. меда, 100 мл теплого молока. Все тщательно взбивается. 2 оставшихся белка взбиваются отдельно с сахаром и добавляются в общую смесь. Нужно пить теплым и лучше всего перед сном.
  2. Горячее молоко с добавлением меда и кусочком сливочного масла.
  3. Травяной отвар для полоскания из ромашки, эвкалипта и календулы. Травы берутся в равны частях (по 1 ст.л.) и заливаются кипятком. Через полчаса процеженным настоем можно полоскать горло. Применять его таким образом через каждые 2 часа, подогревая до оптимальной температуры.
  4. Теплый компресс. На ночь на горло положите компресс из марли, пропитанной любым подогретым растительным маслом. Поверх обмотать шею шарфом.
  5. Капустный компресс. Также выполняется на ночь. Лист капусты обмазывается медом и прикладывается к горлу. Сверху все закрывается шарфом.
  6. Ингаляции с эфирными маслами. В емкость с кипятком добавьте несколько капель апельсинового, кедрового или лимонного эфирного масла. Наклоните голову над емкостью, накройтесь полотенцем и подышите получившимся паром. Выбор масла производите с учетом личных предпочтений и отсутствием аллергии.

Народная медицина предлагает для восстановления голоса очень большое количество различных рецептов. Среди них вы обязательно найдете для себя что-то подходящее. Если улучшений от их проведения нет, то проконсультируйтесь с ЛОРом.

Полезные упражнения

В логопедии есть большой раздел, который называется фонопедия. Он направлен на лечение звуковых и голосовых патологий. Специальная техника выполнения фонопедических упражнений позволяет разработать голосовые связки и вернуть обычную речь.

Программа для каждого пациента разрабатывается индивидуально. Она учитывает особенности голосового нарушения, имеющиеся патологии связок и причины нарушения голоса. Тренировка проходит поэтапно:

  1. Произношение закрытых слогов с сочетанием мягких звуков.
  2. Произношение прямых слогов с сонорными согласными.
  3. Дыхательная гимнастика.
  4. Звуковые упражнения, схожие с музыкальной распевкой.
  1. Психотерапия.
  2. Коррекция фонационного и физиологического дыхания.
  3. Тренировка голосового аппарата с помощью упражнений.
  4. Автоматизация.

Технику выполнения некоторых упражнений можно найти в интернете, но без контроля специалиста должного эффекта от самостоятельных занятий может не получиться. Поэтому при серьезных расстройствах лечение должно проходить под строгим контролем логопеда.

Питание

При потере голоса главная и обязательная рекомендация – обильное теплое питье. Это могут быть чаи, травяные настои, морсы, компоты, молоко и даже алкоголь. Из крепких напитков подогретыми можно пить красное вино, коньяк или глинтвейн с анисом. В вашем ежедневном рационе должны быть:

Использовать в это время специи и пряности не рекомендуется или же в минимальных количествах. Вашему горлу будет легче, если пищу перемолоть и употреблять в перетертом виде. Чем мягче она станет, тем меньше дискомфорта вы испытаете.

Профилактические мероприятия и прогноз

Чтобы избежать или минимизировать риск потери голоса следует придерживаться некоторых врачебных рекомендаций. Следовать им гораздо легче чем потом восстанавливать нормальную работу своих связок:

  1. Давайте связкам «отдых» и регулируйте громкость во время разговора.
  2. Откажитесь от курения.
  3. Укрепляйте иммунитет и закаляйтесь.
  4. Питание должно быть сбалансированным и правильным.
  5. Избегайте холодной пищи.
  6. Избегайте стрессовых ситуаций и не забывайте про отдых.

Чем раньше вы начнете восстановление работы связок, тем более быстрым и успешным будет результат. При первых проявлениях потери голоса принимайте меры по их устранению в домашних условиях. Если улучшений нет, обращайтесь к врачу и не затягивайте с лечением.

Пение - один из способов общения и самовыражения человека, доступный почти каждому. Следовательно, это действие естественное и простое. Тому, у кого природные данные певца, хочется петь точно так же, как и тому, кто от природы бегун и ему хочется бегать. Тело певца устанавливает связи, необходимые именно для пения, легче, чем какие-нибудь иные, и требует их использования, потому что в живой природе то, что не используется, - отмирает.

Пение удовлетворяет не только эстетическую и эмоциональную, но и физическую потребность человека, о чем необходимо знать и помнить певцу. Это работа комплекса мышц, связанных с процессом дыхания, и бессознательно организованная творческим эмоциональным настроем. Комплексная работа невозможна без координирующего центра, а так как ее организует эмоция, профессионал должен уметь создавать ее и сохранять во время пения.

У людей, поющих голосами, которые мы называем «поставленными от природы», связи звуковедения устанавливаются бессознательно, но при этом правильно и легко, дыхание организовано верно. В таких случаях единственное, что обязан сделать педагог, - это помочь певцу осознать, что происходит в его прекрасном инструменте во время пения, чтобы он мог сберечь голос и восстановить естественные связи, если случайность их нарушит.

Но певческие школы в большинстве случаев предлагают воспринимать пение не как способ выражения мыслей и чувств, а как средство для мысленного направления звука на каждой ноте. Заботясь о ноте, певец теряет естественное чувство кантилены и осмысленной фразы и думает не о том, кому, почему и для чего он поет, а о том, попала ли данная нота туда, куда он ее направил.

Увлеченность пением вызывает бессознательное стремление к синтезу, то есть к объединению мышц, участвующих в нем, к организации координирующего центра. Анализ же своих ощущений во время пения ослабляет и нарушает связи звуковедения. Иногда внимание певца сосредоточено на какой-нибудь одной группе мышц: «В маску! В маску!», «На зубы!», «В купол!». Это-то и нарушает естественные связи звуковедения, а с ними теряется и чувство радостно поющего тела, которое есть от природы у человека, как есть оно у соловья или жаворонка.

Необходимость глубоких внутренних связей в большинстве случаев осознана певцами. Их создает и сберегает певческий эмоциональный настрой, пока ему не мешают или мешают не слишком активно. При грубом вмешательстве связь рвется в каком-то звене и голос перестает звучать. Потеря голоса - это нарушение связей звуковедения, а его возвращение - восстановление этих связей.

Голос воспроизводим мелодию. А мелодия - это движение. Произвести движение может только то, что само подвижно. Мяч полетел - его бросила рука, ветка качнулась - ее толкнул ветер. Подвижны органы дыхания, их мускулатура и мускулатура, с ними связанная. Вот что может в человеке говорить, кричать и петь!

Инструмент певца - часть его тела. И при том одна из наиболее важных и наименее управляемых - органы его дыхания. Мы не видим движений, которые происходят внутри них, и эти движения зависят от эмоционального состояния.

Следовательно, учиться петь - это учиться управлять дыханием и певческим эмоциональным настроем. Но не только дыхание подчиняется эмоциям, но и эмоции можно подчинить дыханию! У актеров и певцов есть профессиональный термин «опора». «Опертый» голос - это звонкий голос. А что такое «опертый» вдох? Прикоснуться к плечу партнера - еще не значит на него опереться. Опереться - это перенести на чужое плечо часть тяжести своего тела, почувствовать, что мускулатура плеча стала сопротивляться нажиму вашей руки. Следовательно, «опертый» вдох - это вдох предельной глубины. Воздух, взятый во время такого вдоха, не может идти дальше. Он «оперся», то есть попросту уперся в стенки органов дыхания. Мускулатура, окружающая их, стала сопротивляться нажиму воздуха, и вы чувствуете это. Ощущение похоже на то, какое испытываешь, опираясь на чужое плечо: упругое, физически приятное сопротивление мышц. И если вдох сделан правильно, вам сразу захочется петь!

Вдох - движение воздуха внутрь тела. Сознательно сделать вдох - значит мысленно установить связь с дном легких. Направление гортани диагонально по отношению к легким, следовательно, удобнее петь, если вы сделали сознательно или бессознательно вдох, «опертый» в спину. Легкие расширяются к основаниям не в груди, а в спине. Следовательно, этот вдох легко задержать, хотя объем его велик.

Звучание - выдох, колеблющий голосовые связки. Чтобы сохранить во время звучания чувство «опоры», надо научиться задерживать правильно сделанный вдох. И еще не нужно думать о дороге, по которой вы поведете вдох. Думайте о месте, в которое он мгновенно приходит, потому что, если вы думаете о дороге, там возникает напряжение. Ведите вдох движением и эмоциональным настроем. Пользуйтесь наклоном во время вдоха. Затаите дыхание и пойте, никуда не направляя звук.

Существует мнение, что «запирать» дыхание вредно, чуть ли не опасно. Да, вдох, искажающий форму легких, задерживать, да и просто делать вредно! Вдох же, заполняющий легкие, не искажая их формы, может вернуть и голос, и здоровье!

Вспомните строевую песню в армии, хоровую за столом и песню трудовую, например нашу «Дубинушку». Во всех случаях песня поднимает настояние, освобождает от привычной сдержанности и объединяет людей, как не могут объединить просто слова без мелодии. Желая выразить мысли и чувства, люди ищут прежде всего слова и поют их под музыку. Для человека, поющего естественно, пение - это протяжная речь повышенной эмоциональности.

И в профессиональном пении, в эстрадной, романсовой, оперетточной и даже оперной музыке вокализ - исключение, чаще всего на верхних нотах, где произнесение слов затруднено. И нет естественной границы между разговором и речитативом, а речитатив - вступление к арии. Следовательно, и профессиональному певцу нет смысла представлять себе пение как вокализ со словами, да еще с постановкой голоса. Ведь тогда оно - действие заумное и сложное. И слова в этом случае только мешают петь. А каково слушать певца, которому слова мешают петь? Если же для вас пение - протяжная речь, то это действие эмоциональное и простое и слова помогают петь, организуют кантилену. Надо только уметь произнести эти слова, ведь, как известно, «хорошо произнесенное наполовину спето».

О хорошем певце в народе говорят: «Нутром поет!» И не думайте, что петь нутром - значит петь особо выразительно. Нет. Народ говорил как слышал: поет нутром - значит, звучит тело, как музыкальный инструмент. Звучит грудь. А маска, купол, зубы - неподвижная надстройка над тем, что поет. Поэтому думайте, что произносите слова диафрагмой. И не насилуйте ее. Она все знает. Достаточно только подумать о том, что тело делает слово, и потянуть сказанное. Протяжность расширит ваш диапазон, продемонстрирует ваш тембр и превратит речь в одну из разновидностей музыки - мелодию с текстом.

Музыка имеет три измерения - высоту, тембр и силу. Певец должен просто помогать голосовым связкам смыкаться, чтобы точной была высота каждой ноты, освобождать тембр от посторонних призвуков. А что касается силы, о ней нельзя думать, форсировка ее не создаст. Надо думать о звонкости - звонкий голос хорошо летит в зал. Что касается диапазона, то очевидно, что на верхних нотах активно должны работать брюшной пресс и диафрагма, а на низких - грудные мышцы.

У всех наших пациентов певцов, жаловавшихся на короткий диапазон, слабость звука, быструю утомляемость от пения и разговора, сухость и боли в горле, певческие или фиброматозные узелки, - было мелкое ключичное или грудное перерасширение и напряженное дыхание. Оно-то и являлось главной причиной болезни. Звучание - выдох, колеблющий голосовые связки.

Если в узких верхушках легких воздуха слишком много, ему тесно. И он стремится уйти во время звучания такой широкой струей, что мешает голосовым связкам смыкаться. Он давит снизу на гортань так, что стремится вытолкнуть гортань с сомкнутыми голосовыми связками кверху. Замолчать певец, актер, да и просто человек, которому надо говорить или петь, не может. Он продолжает речь или пение на недосомкнутых или с трудом смыкающихся голосовых связках и, конечно, кончает работу больным.

Идет к врачу. А дальше по кругу: бюллетени, медикаменты, советы беречь голос. И на помощь болезни приходит страх. Человек начинает напряженно думать о гортани и голосовых связках, а они - напрягаются в ответ на его мысли. От неверного звуковедения начинает расти узелок. Бюллетени все чаще и продолжительней, и, если молчание и медикаменты не помогают, - оперативное удаление узелка. Но как бы ни был прекрасен хирург - улучшение самочувствия и звука кратковременны, потому что дыхание и звуковедение остались неверными. Возможно возникновение узелка повторно. Снова оперативное удаление и, в большинстве случаев, предложение сменить профессию.

Следовательно, надо не беречь голос, а иначе организовывать дыхание и звуковедение.

Первое, что мы рекомендуем и актерам, и певцам, убрать избыток воздуха из верхних долей легких. Мы тренируем вдох, самый удобный для задержания. Это создает воздушный резерв в основаниях легких и не допускает в гортань избытка воздуха. Петь и говорить сразу становится легче.

Затем мы делаем звуковые упражнения на тех же движениях, на каких делали вдохи. Диафрагма и брюшной пресс активно работают во время звучания, и болевые ощущения или узелок начинают исчезать. А когда вы тренировкой приучили их работать в помощь звуку, они сработают уже по привычке. Привычка же требует подкрепления. Дыхательные упражнения надо повторять.

И вот еще что. Если во время пения в какой-то части тела у вас возникает неприятное ощущение - знайте: там - ошибка. Найдите движение, которое это ощущение уберет.

Проверьте все сказанное выше. Спойте что-нибудь раза четыре подряд, чтобы не думать, что вы еще «не распелись». А затем сделайте упражнение «насос»: 9 раз по 32 вдоха-движения. А после этого повторите ту же самую вещь. И вы почувствуете, что петь легче, и услышите, что голос звучит значительно лучше. Дыхание, которое вы тренировали, продержится по инерции еще некоторое время. «Затаите» дыхание и пройдите 8 шагов. «Затаите» и пройдите 12 шагов, 16 шагов. Берите в спину. Тренируйте вдох на наклоне вперед. И на нем пойте, т.е. говорите нараспев, думая о смысле слов и красоте мелодии.

Нам внушают, что петь хорошо - трудно и сложно, а плохо - легко и просто. Но ведь в жизни-то все наоборот: плохой певец поет трудно и сложно, а хороший - легко и непринужденно. Теперь вы знаете почему!

Актерские упражнения

Перед выполнением звуковых упражнений, опубликованных в разделе о заикании, и специальных актерских упражнений, о которых речь пойдет в этой части книги, нужно сначала сделать упражнения из основного комплекса «насос» и «обними плечи». Они подготовят голосовой аппарат к дальнейшей работе.

Никогда не думайте о дыхании ни в пении, ни в речи. Думайте о смысле того, о чем говорите или поете. Зрители, сидящие в первом ряду партера, не должны видеть, как певец на сцене пользуется дыханием.

Не тяните и не напрягайте шею во время пения или монолога. Напряжение мышц шеи передается на гортань и происходит недосмыкание голосовых связок. Звук получается сдавленным и не летит в зрительный зал.

Абсолютно свободными и подвижными (незажатыми) должны быть и плечи. Только при таком условии у актера и певца будут свободно и объемно звучать низкие ноты (грудной регистр).

А вот для того, чтобы хорошо звучал головной регистр, чтобы звонкими были верхние ноты, необходимо создать так называемую диафрагмальную «опору», т.е. очень сильное напряжение внизу живота. Здесь очень большое значение имеют крепкие ноги и абсолютно здоровые половые органы.

Стрельниковская дыхательная гимнастика поможет развить певческий аппарат и создаст так называемый «столб звука», который есть от Бога у оперных певцов с мировыми именами.