Кодекс спортивного что где когда. Интересно! Спортивные загадки от «Что? Где? Когда?» в Украине от параходидет из Советского спорта



Есть телепередача «Что?Где?Когда?» - она выходит уже почти 35 лет и пользуется неизменной популярностью. Скорее всего, её смотрите и Вы - а возможно, даже знаете пару анекдотов про наиболее популярных телезнатоков.

Но мало кто из телезрителей знает, что помимо пары десятков знакомых лиц из телевизора, в «Что?Где?Когда?» играют ещё около 100,000 (да, ста тысяч) человек в паре десятков стран, включая не только страны бывшего СССР, но и Австралию, Англию, Болгарию, Германию, Израиль, Канаду, Финляндию, Чехию, США и т.д., что клубы существуют в более чем сотне городов, и что проводятся городские, региональные и международные турниры, а также официальные чемпионаты стран и чемпионат мира.

  • И Вы тоже можете начать играть в ЧГК - если захотите.
Откуда взялось спортивное ЧГК?

Сначала была только телеигра. Но потом сложились вместе две вещи, которые и привели к созданию движения ЧГК во всём мире.

С одной стороны, программу смотрели миллионы телезрителей. И как это неизбежно бывает, многие из них сказали: «Мы тоже хотим так!» И как поклонники Толкиена собирались и устраивали хоббитские игры, так и любители телеЧГК в разных городах стали собираться в команды и играть, задавая друг другу вопросы поочерёдно.

А с другой стороны, Максим Поташев любит играть в ЧГК. Были в телеклубе люди, которым сама игра особого удовольствия не доставляла, им просто нравилось быть в телевизоре. А вот конкретно Максим Поташев любит играть в ЧГК, ему нравится садиться за стол со своей командой и отвечать на вопрсоы. Но сколько игр проходят в телеклубе за год? И во скольких из них участвует Поташев?

  • И точно в такой же ситуации находятся и другие телезнатоки, которым нравится играть - и Анатолий Вассерман, и Владимир Молчанов, и Николай Силантьев, и Александр Друзь, и Михаил Левандовский, и Илья Новиков, и...
Представьте себе человека, который любит читать, но в библиотеке ему выдают лишь одну книгу в год. Что он делает? Правильно, собирает свою библиотеку. А что делают знатоки, которые имеют возможность отыграть в телеклубе не больше пары десятков вопросов в год? Правильно, создают свой клуб, где и играют в своё удовольствие. А также приводят туда родственников, друзей и коллег.

Не буду вдаваться в подробности истории клубов, тем более, что многих деталей про Россию я и сам просто не знаю. Главное - постепенно клубы, созданные телезнатоками, и самодеятельные клубы из разных городов объединились в большое движение спортивного ЧГК и в результате игра вышла с локального на международный уровень. Международные турниры проводились по телефону, потом по IRC, а примерно с начала 2000-х основными форматами становятся синхронные турниры (когда одни и те же вопросы задают игрокам в разных городах, а затем сравнивают результаты) и гораздо более редкие турниры очные - когда команды из разных стран собираются вместе, в одном зале.

P.S. Поскольку мой блог читают полтора десятка чемпионов своих стран и несколько чемпионов мира по ЧГК - от них, я надеюсь, Вы сможете получить ответы на дополнительные вопросы, касающиеся «Что?Где?Когда?» как вообще, так и в вашем регионе в частности.

P.P.S. А ещё взгляните на

Что представляет себе человек при словах «Что? Где? Когда?»? Игровой стол, команду в черных костюмах, Друзя, черный ящик, голос ведущего. Все так и есть. Но Вы видите, нет, даже не вершину айсберга, а просто обособленное явление - телевизионное ЧГК. На самом же деле, все намного масштабнее. Знакомьтесь, спортивное ЧГК.

Представьте себе зал. Большой актовый зал. В зале стулья составлены по шесть: три напротив трех, шесть в круг - по-разному может быть. Все верно, играют также 6 человек или меньше. И случаи, когда играет один человек, известны, и они не то чтобы редкость. У меня самого иногда появляется желание вообразить себя одиноким волком Маккоем, назвать команду «Один в поле» и сесть играть.

Команда подает заявку на участие в турнире. На турнирах могут быть ограничения. Например, по общему рейтингу команды, по возрасту игроков, по принадлежности к учебному заведению. Скажем, на чемпионате вузов могут играть команды целиком состоящие из игроков одного вуза.

Команда делает игровой взнос. Это около 300 рублей. На шестерых, замечу, не так много. Эти деньги нужны на аренду зала и обеспечение самого турнира: хотя бы бумага для бланков ответов.

После игрового взноса команда получает регистрационную карточку. В ней указан номер команды, название, капитан, заявленный состав. Если есть изменения, они вносятся в карточку. С регистрационной карточкой получают также и бланки для ответов. Могут быть нарезанные или оставленные на откуп команде. Обычная прямоугольная бумажка с номером команды, номером тура и номером вопроса.

После того, как все усядутся, будут произнесены несколько слов о самом турнире: что за турнир; напоминание о том, что все ознакомлены с регламентом турнира; объявляются редакторы пакета вопросов. На спортивном ЧГК нет телезрителей. Вопросы писать может любой, они проверяются на правильность, составляются в пакет.

Спортивное ЧГК менее интересно для зрителя, нет возможности наблюдать за процессом обсуждения. Представьте, что одновременно в зале играют 40 команд. А они не подслушивают друг друга? Могут, конечно. Но если говорить по себе, в обсуждении не слышишь соседнюю команду. Свою бы хорошо слышать:)

На обсуждение вопроса точно также дается минута. За 10 секунд до окончания минуты дается команда «10 секунд». По достижении времени командуется «Время, сдаем ответы». Ответ пишется на бланке. Специальные люди - ласточки - пробегают по залу и собирают ответы. Да, может получится, что у команды чуть больше минуты ровно. Ясно, что нужно все расставить в зале так, чтобы ласточкам было удобно. Организация таких мероприятий - целая наука. Впрочем, как для любого дела, если делать его хорошо.

Сданные ответы проверяются людьми. Вопрос обычно точно определяет, что является правильным, а что не будет зачтено. Для спорных ситуаций есть апелляционное жюри. Для каждой команды ведется количество правильных ответов. А в некоторых случаях учитывается также и рейтинг вопроса. Побеждает так команда, которая имеет больше всех правильных ответов.

Те знакомые всем люди, которые играют по телевизору, точно также играют и в спортивных турнирах. Встретить Друзя или Поташева - это не несбыточность.

«Что? Где? Когда?» - это не просто телевизионная передача. Это мощное движение, которое объединяет школьников, студентов и взрослых. Влада Мащенко разобралась, в чём суть спортивной версии игры и почему людям так нравится мериться в ней рейтингами.

Как зародилось спортивное ЧГК

Всё началось с телепрограммы Владимира Ворошилова, которая вышла в эфир в сентябре 1975 года. Первые несколько лет в игре было много экспериментов: сначала друг против друга играли две семьи, потом студенты, которые отвечали на вопросы без размышлений. Через три года телевизионное ЧГК обрело привычный вид: волчок выбирает письма с вопросами телезрителей, у знатоков есть минута на обсуждение и формулирование ответа. Потом идея ушла в массы: энтузиасты начали играть в ЧГК и стихийно собирать свои клубы. В 1989 году прошёл учредительный конгресс Международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда?», который закрепил правила игры и принципы рейтингования.

В чём разница между телевизионным и спортивным ЧГК

Спортивное ЧГК действительно развилось из телевизионного, но в своём развитии ушло далеко от истоков. Формально обе игры похожи: шесть знатоков штурмуют логические загадки. Но сами загадки отличаются по формату, и в спортивной и телевизионной версиях разный баланс индивидуальной и командной игры.

Максим Поташёв

- Кроме внешней атрибутики - шесть человек за столом - между этими играми нет ничего общего. Там абсолютно разные вопросы, разная соревновательная составляющая: в спортивном ЧГК все в равных условиях и соревнуются друг с другом, а в телевизионной игре ты соревнуешься с самим собой.

Алёна Блинова

Отличий между форматами много. Спортивное ЧГК - это командная игра, возведённая в абсолют. Индивидуальные достижения видны только твоей команде, и неважно, насколько хорошо ты сыграл сегодня, - товарищи знают, на что ты способен глобально. В телеверсии ты пытаешься играть в командную игру, но индивидуально. Это странный гибрид, который часто приводит команду к краху. Вы должны вшестером найти правильный ответ, но «сову» дают только одному. И более того: телезрители запоминают, а операторы показывают только того, кто активно обсуждает, предлагает много версий и правильно отвечает. Тебя запоминают, если ты торжествуешь или очень крупно ошибаешься. Телеигра - это шоу.

Ещё, конечно, отличаются вопросы. В спортивном ЧГК нужно ответить на заданный вопрос в заданных рамках. Если просили назвать три буквы, а ты всё правильно понял, но назвал четыре, ты не прав. В телеверсии всегда можно выкрутиться, договориться до правильного ответа или наоборот. Кроме того, существуют формальные отличия: как ты выглядишь на играх, куда приходишь и как часто игры происходят. Телевизионное ЧГК - это красивая вечеринка, где можно показать себя. Спортивное ЧГК - это тусовка.

Как проходят игры

В спортивном ЧГК существуют несколько категорий игр. Самые частые - синхроны - могут проводиться в одно время на разных площадках. В таких играх команды соревнуются заочно, а общий результат видят только в конце. Ещё один распространённый тип игры - очные турниры, где команды видят соперников и соревнуются друг против друга. Бывают и совсем экзотичные категории, например марафон, когда игроки отвечают на вопросы 36 часов подряд.

Вопросов в спортивном ЧГК всегда больше, чем в телеверсии: на синхронах обычно от 24 до 45, а на очных турнирах ещё больше. Ответы капитан команды сдаёт на листке. За игровым столом по правилам могут находиться шесть человек, но на практике часто бывает меньше. В целом в команду может входить восемь человек. Если на игру приходит вся команда, между турами можно менять игроков.

Что такое рейтинг и кому он нужен

В сезоне 2019 года в спортивных турнирах ЧГК участвуют более 3 500 команд, в основном из России и стран СНГ, но есть знатоки и в Германии, Израиле, США, Финляндии и других странах. Ни одна из доступных организаторам площадок не может вместить такое количество людей (спортивное ЧГК живёт только на взносы игроков). Отобрать команды для участия в престижных очных турнирах - чемпионате России или мира - помогают рейтинги.

Максим Поташёв

магистр телевизионного ЧГК, четырёхкратный обладатель «Хрустальной совы», участник чемпионата мира по спортивному ЧГК

Командный рейтинг - это естественный атрибут любого вида спорта. ЧГК фактически вид спорта, без рейтинга он жить не может. Ведь соперничество между командами существует, и оно очень серьёзное. Что касается индивидуального рейтинга, это абсолютно бессмысленная вещь. Не знаю, зачем его придумали. ЧГК - это командная игра.

Алёна Блинова

знаток телевизионного ЧГК, участница чемпионата мира по спортивному ЧГК

Когда ты собираешь свою команду или ищешь легионера, рейтинг помогает оценить человека, которого ты, возможно, раньше никогда не видел. Ты заходишь на сайт рейтинга и понимаешь, с кем обычно играет этот человек, как часто и каких результатов добивается. Рейтинг не всегда объективно что-то показывает, но если совсем не от чего отталкиваться, это хоть что-то.

Зачем тратить время и деньги на игры

Каждую неделю с пятницы по вторник в Москве проходит четыре-пять синхронных игр более чем на десяти площадках. Поэтому игроки могут выбрать, где и когда играть. Обычно команды из топа рейтинга играют регулярно, хотя бы раз в две недели.

Алёна Блинова

знаток телевизионного ЧГК, участница чемпионата мира по спортивному ЧГК

В ЧГК я чувствую себя на своём месте. Меня окружают люди, с которыми интересно и комфортно. Они разные: кто-то занимается спортом, кто-то фокусируется на учёбе, кто-то, наоборот, учится не очень хорошо. Благодаря ЧГК у меня появилась компания друзей, с которыми хочется проводить как можно больше времени, делая то, что у нас получается. Это изначально меня привлекло, а уже потом появились спортивные достижения и стремления.

Константин Шведов

участник Кубка Европы среди студентов по спортивному ЧГК

Максим Поташёв

магистр телевизионного ЧГК, четырёхкратный обладатель «Хрустальной совы», участник чемпионата мира по спортивному ЧГК

Я посвящаю своё время ЧГК потому, что это самая интересная игра из всех придуманных человечеством.

Бескрылка Игра, принцип которой иногда используется в ЧГКшных вопросах: дается короткое стихотворение, в котором пропущено известное крылатое выражение. Какое именно, должны догадаться знатоки.

Например:

В психушке д"Артаньяны проживали,
Числом их шесть. И всё бы ничего,
Но подлецы анализы сдавали
[строчка пропущена]

Ответ: один за всех, и все за одного.

Бланк Листок бумаги, на котором команда должна записать свой ответ на вопрос. Вопросы в спортивном ЧГК сдаются в письменном виде. Блиц Три вопроса по 20 секунд обсуждения на каждый (команда получает очко только в случае правильного ответа на все три вопроса). Если вопросов не три, а два (по 30 секунд), то это называется дуплетом . Обычно ответы на вопросы блица (и дуплета) имеют между собой какую-нибудь логическую связь - разгадав ее, команда может облегчить себе .
Например, если вы поняли, что ответ на первый вопрос блица - «Красный цвет», на второй - «Желтый цвет», то уже можно предположить, каким будет последний ответ.

Взять вопрос Правильно на него ответить. Вопросник Человек, занимающийся написанием вопросов ЧГК. Гроб Вопрос, на который не смогла ответить ни одна из играющих команд. Держать форму вопроса Запоминать (а еще лучше записывать), о чем конкретно вас спрашивают. Очень, очень полезный навык. Часто в команде назначается для этого специальный человек (см. ).

Например, звучит вопрос: «Назовите художника, самая известная картина которого была вдохновлена такими-то событиями». Команда обсуждает вопрос, догадывается, о какой картине идет речь и пишет на бланке... название этой картины. Среди молодых команд такое бывает гораздо чаще, чем можно предположить.
Дуаль Ответ на вопрос, не предусмотренный автором, но при этом полностью удовлетворяющий тексту вопроса.
Например, автор вопроса спрашивает фамилию известного русского поэта XIX века, которого звали Александр Сергеевич. Автор считает, что правильный ответ «Пушкин». Но на этот вопрос существует дуальный ответ - «Грибоедов».
Дуплет См. . Закопать ответ В процессе обсуждения найти правильную версию, но при ответе отдать предпочтение неправильной. См. . Замена в вопросе Распространенный приём, при котором некоторые важные слова в вопросе заменены на другие. Как правило, в начале такого вопроса сообщается, что в вопросе есть замена. Обычно замена подчиняется какой-то неявной логике, поняв которую, можно облегчить себе взятие вопроса.
Например, слово «игрок» может быть заменено словом «идиот» (логика замены - оба слова являются названиями романов Достоевского), а слово «ток» заменено словом «кот» (логика замены - это слова-анаграммы).
Кнопка Так называется очень легкий вопрос, ответ на который ясен сразу. Термин пошел из «Своей игры» - дескать, для ответа достаточно просто нажать кнопку. Еще такой очевидный вопрос называют «палец» (по традиции, если игрок в команде может дать досрочный ответ, то он показывает капитану условный знак - большой палец). Крутить вопрос Обсуждать вопрос. Ситуация, когда рассуждали в правильном направлении, но до ответа все же не добрались, называется «недокрутили ». Соответственно, «перекрутили » - это когда правильный ответ был среди версий, но в результате сдали что-то более мудрёное. Ласточка Помощник на игре, чьей задачей является собирать у команд и разносить . Легионер Знаток, временно играющий за чужую команду. Если новичок приходит в ЧГКшный клуб, скорее всего, в первой игре он окажется легионером в чьей-нибудь команде. Лифчик Специально обученный человек в команде, который вопроса. Правда, в ростовском клубе этот термин почему-то практически не употребляется. Мета-вопросы Пара (или больше) вопросов в туре, первый из которых содержит в себе информацию, необходимую для взятия последующих. Как правило, если команда не догадается, что в данный момент она обсуждает мета-вопрос (и что нужную для взятия информацию следует искать в одном из предыдущих), правильного ответа она дать не сможет. Метка Информация, которую автор ввел в вопрос, чтобы обезопасить себя от . В отличие от , не помогает игрокам отделить правильную версию от неправильных.
Например, вопрос начинается словами «На 123 странице своей книги автор пишет...»
Нулевой вопрос Разминочный вопрос, который зачитывается перед началом основного тура. Команды не получают за него очков, но могут размяться перед игрой и попытаться понять стиль, в котором будет выдержаны остальные вопросы. Область общих знаний Считается, что хороший ЧГКшный вопрос не должен требовать от игроков обладания какими-то специфическими знаниями в узких областях, а должен браться лишь с помощью логики и общих знаний. Но какие конкретно знания считаются общими, никто не знает. Отсечка Информация, которую автор ввел в вопрос, чтобы помочь игрокам отделить верную версию от неверных.
Например, если в вопросе требуется назвать фамилию русского поэта по имени Александр Сергеевич, то в вопрос может быть добавлена информация, что поэт погиб на дуэли (это отсечёт версию «Грибоедов»).
Пакет Набор вопросов для тура. Пошути как... Обычно весьма нелюбимый игроками тип вопроса, в котором требуется закончить шутку известного (или не очень) человека. Особенно изощренная форма - «пошути как автор вопроса». Пуант Собственно, вопросная фраза, делающая ход конем и уходящая от генеральной линии повествования.
Например, в вопросе рассказывается о неком человеке, но от команды требуется назвать девичью фамилию его жены.
Пушкин Принцип, формулирующийся как «Не знаешь, что отвечать, отвечай - Пушкин». Он учит, что если по окончании минуты обсуждения у капитана есть несколько версий и непонятно, какую из них сдавать, выбор нужно сделать в пользу наиболее известной. Ну, а еще его можно понимать буквально. Раздатка (официально: раздаточный материал) Раздающийся командам перед вопросам вспомогательный материал, который нужен для его взятия. Это может быть фотография, длинная цитата да и вообще всё, на что хватит фантазии у автора вопроса. Свальный грех Подзабытое в ростовском клубе развлечение, при котором знатоки перемешиваются и с помощью жеребьевки формируют новые команды. Свечка Известный (засвеченный) вопрос. Свояк за... (десять, двадцать и т.д.) Негативная характеристика вопроса, для взятия которого не нужна логика и, соответственно, которому в ЧГК делать нечего. «Свояк за десять» - синоним , «Свояк за пятьдесят» - вопрос, для взятия которого нужны специфические знания в определенной узкой области. Термин происходит из «Своей игры» с ее возрастающими по сложности вопросами на эрудицию. Флажок То же, что и . Школа Вопрос на школу - вопрос, обыгрывающий какие-либо традиции ЧГК и, соответственно, требующий от игроков не только знаний, но и некоторого игрового опыта. Щёлкающий ответ Ответ, при нахождении которого команда сразу понимает, что он - очевидно правильный (возникает ощущение, что ответ со щелчком входит на свое место). Как правило, это достигается с помощью . К сожалению, не все вопросы могут похвастаться такими ответами.

Телевизионной игры «Что? Где? Когда?» , авторами которой являются Владимир Ворошилов и Наталия Стеценко , однако имеет ряд особенностей, главная из которых - соревнование команд друг против друга на одних и тех же вопросах. Клубы спортивного ЧГК существуют не только в странах бывшего СССР и Болгарии, но и во многих западных (США ,Израиле , Великобритании , Канаде , Финляндии , Чехии) странах. Причём в некоторых существуют варианты игры на местных языках (например, в Германии "Was? Wo? Wann?").

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Что? Где? Когда? в Усинске

Субтитры

Виды

Известны следующие разновидности игры:

  • Очная - все команды играют в одном зале, вопросы зачитывает один и тот же ведущий (примеры - финал и некоторые отборочные этапы чемпионата мира и чемпионата России , чемпионаты городов, различные фестивали).
  • Синхронная - одни и те же вопросы играются одновременно на различных игровых площадках (в разных городах и иногда - странах) с разными ведущими (примеры - Открытый кубок России, Открытый всероссийский синхронный чемпионат, Кубок городов, Кубок Провинций).
  • Телефонная или онлайн-игра - при помощи различных средств связи вопросы задаются командам-участницам, находящимся в различных местах, и так же принимаются их ответы (примеры - Телефонный турнир МАК - «телефонка», Интернет Гран-при). Такой способ игры противоречит кодексу спортивного ЧГК, в частности, из-за невозможности контролировать количество участников в команде.

Проводятся чемпионаты России, других стран бывшего СССР, а также США, Канады, Германии, Великобритании, Израиля. Сильнейшие команды принимают участие в чемпионатах мира.

На Чемпионатах и фестивалях знатоки принимают участие не только в спортивном «Что? Где? Когда?», но и в других спортивных интеллектуальных играх:

  • «Своя игра» («свояк») - Jeopardy! , отдельные знатоки играют друг против друга,
  • командная «Своя игра», рассчитанная на 4 (эрудит-квартет) или 5 (хамса) игроков,
  • «Крылатка» - командная игра по поэзии,
  • «Брэйн-ринг»,
  • мультиигра или интеллектуальное многоборье.

Синхронный турнир

Синхронный турнир - заочная форма соревнований по спортивному варианту игры, предусматривающая согласованное проведение в сжатый срок соревнований на одном и том же пакете вопросов в нескольких различных населённых пунктах.

Ход соревнования курируется организационным комитетом, имеющим своих представителей во всех населённых пунктах, где проводится игра. Представители на местах получают вопросы по Интернету , знакомят с ними ведущих и отсылают в оргкомитет отчёты о спорных ответах на вопросы, апелляциях со стороны игроков и результатах прошедших соревнований. Если организаторы турнира не пользуются услугами представителей на местах, а рассылают для ведения турнира своих представителей во все города, где он играется, такой турнир принято называть эмиссарским (к эмиссарским традиционно относятся, например, синхронные турниры, проводимые интеллектуальным клубом «Неспроста»).

Все детали проведения синхронного турнира подробно описываются в его регламенте, который должен неукоснительно соблюдаться представителями оргкомитета на местах.

Правила

Вопросы

Для правильного ответа на вопрос ЧГК («взятия» вопроса) должны требоваться один или несколько логических шагов, интуитивный поиск, «озарение» и т. п. Вопросы, требующие от игроков прямого знания малоизвестных фактов, воспринимаются негативно, а вопросы, которые не требуют ничего, кроме прямого знания, вообще находятся за рамками игры (распространена аббревиатура ЧЗВЧГКНЯ - «чистое знание вопросом ЧГК не является»).

Распространёнными приёмами для написания вопросов спортивного «Что? Где? Когда?» являются «пропуски» (требуется восстановить пропущенные слова в некотором тексте) и «замены» (требуется понять, какие слова были заменены).

В некоторых вопросах используется раздаточный материал (как правило, отпечатанные картинка или текст).

По построению вопроса могут быть выделены такие разновидности, как одноходовки и многоходовки (в зависимости от числа необходимых для взятия логических ходов), «мозаики» (об объекте вопроса сообщаются различные факты, по которым нужно определить объект) и пр.

К некачественным вопросам относят «гробы» (вопросы, которые из-за их недостатков или чрезмерной для турнира данного уровня сложности не смогла взять ни одна команда из игравших на турнире; впрочем, некоторые «гробы» являются очень качественными), «детские вопросы» или «гайки» (вопросы, которые взяли все команды), «свечки» («засвеченные» вопросы - то есть те, которые полностью или частично повторяют игравшиеся ранее), вопросы с дуальными ответами (это либо альтернативные ответы, которые полностью удовлетворяют всем фактам вопроса и, следовательно, должны быть засчитаны, либо «логические дуали» - ответы, которые столь же логичны, как и авторский, но прямо противоречат фактам вопроса, и поэтому не должны засчитываться), некорректные вопросы (базирующиеся на ложных фактах - такие вопросы могут быть сняты апелляционным жюри, если регламент турнира предусматривает это).

Международная ассоциация клубов «Что? Где? Когда?» (МАК ЧГК) - организация, объединяющая клубы «Что? Где? Когда» (ЧГК). Создана в 1989 году . С 2011 года ассоциация объединяет 96 клубов интеллектуальных игр из 76 городов и регионов и из 20 стран мира (при этом, членство пяти клубов было временно приостановлено решением МАК в 2009 году), а также один международный клуб (Интернет-клуб «Что? Где? Когда?») . С 2009 по 2011 год количество клубов было увеличено на 15.