Методы контроля и восстановления в тренировочном процессе легкоатлетов. Педагогический контроль в легкой атлетике Контроль внешних факторов, воздействующих на обучаемых, включает


Контроль за развитием физических качеств

Контроль за развитием силы проводится с применением следующих групп методов.

Первая группа основана на определении максимальной статической силы основных мышечных групп с помощью динамометра. Эту методику называют полидинамометрией. Данные измерений позволяют характеризовать силовую «топографию» мышц легкоатлетов, выявляют сильные и слабые мышечные группы.

Вторая группа методов заключается в измерении динамической силы мышц. Здесь можно с помощью прыжковых упражнений определить способность к многократному проявлению динамической силы. Измеряется длина или высота прыжка в линейных единицах или время выполнения прыжков.

Контроль за развитием быстроты . Контроль должен включать тестирование всех четырех форм проявления быстроты:

1. Для определения скорости двигательной реакции измеряется латентное (скрытое) время реакции (в миллисекундах). 2. Максимальная частота движений во время выполнения упражнений избранного вида легкой атлетики. Например, время спринтерского бега определяется путем подсчета количества шагов в единицу времени на определенном отрезке дистанции. 3. Скорость отдельных движений в общем цикле бега, прыжках и метании определяется путем анализа кинограмм, записи усилий, времени опорных и полетных фаз (метод подометрии) с помощью тензометрической и динамометрической аппаратуры. 4. Комплексное проявление быстроты оценивается педагогическими тестами. Измеряется бег на отрезках (регистрируется максимальная скорость бега), прыжки и метания (регистрируется время выполнения и количество движений в единицу времени).

Контроль за развитием выносливости . Контроль осуществляется с помощью медико-биологических и педагогических тестов. Большое разнообразие методов контроля вызвано тем, что выносливость многофакторна. Медико-биологические тесты оценивают уровень развития различных функций организма, их предельные значения и экономичность. Педагогическое тестирование необходимо для комплексной оценки выносливости. Все упражнения выполняются в условиях соревнований.

Контроль за развитием ловкости . При оценке ловкости пользуются различными критериями, однако ни один из которых не является пока общепринятым. В практике определения качества ловкости в какой-то мере судят по показателям времени, затраченного на освоение новых норм двигательных действий или точности движений, применяемых для оценки степе­ни совершенства спортивной техники или затрат времени в тесте.

Контроль за развитием гибкости . Мерой гибкости является максимальная амплитуда движений в суставах. Измеряется гибкость в градусах или в линейных единицах. Для измерений степени подвижности в градусах пользуются прибором гониометром. Измерение гибкости в линейных мерах основано на определении пути дистальной части перемещаемого в пространстве звена тела от исходного положения (или определенной плоскости) до высшей точки амплитуды движения. Измеряется расстояние, на которое перемещается определенная точка движущегося звена тела.

по теме:

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ЛЕГКОАТЛЕТОВ

Разработал:

Шувалова Анастасия Николаевна

инструктор-методист

2017 год

Введение

  1. Методы педагогического контроля

1.1 Виды педагогического контроля

  1. Методы биохимического контроля

2.1. Анализы крови

2.2. Анализы мочи

2.3. Выдыхаемый воздух

2.4. Анализы слюны

2.5. Анализы пота

2.6. Биоптат мышечной ткани

  1. Инструментальные методы контроля

  2. Методы восстановления в легкой атлетике

4.1. Массаж

4.2. Баня

Заключение

Использованная литература

Введение

Всем известно, что для достижения высоких спортивных результатов современным спортсменам любого вида спорта необходимо много трудиться. Не исключение и спортсмены-легкоатлеты, которым в учебно-тренировочном процессе приходиться выполнять нагрузки больших объемов и высокой интенсивности.

Объем и интенсивность нагрузки являются внешними сторонами величины воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Внутренняя сторона физической нагрузки определяется теми функциональными изменениями, которые происходят в организме спортсмена вследствие влияния внешних сторон. Таким образом, нагрузки, применяемые во время физической подготовки, выполняют роль раздражителя, возбуждающего приспособительные изменения в организме. Чтобы тренировочный эффект был должным, необходимо воздействовать на организм легкоатлета с учетом его индивидуальных адаптационных способностей к нагрузкам. Тем самым на протяжении всего учебно-тренировочного процесса необходимо вести контроль за изменениями, происходящими в это время в организме легкоатлета. Таким образом, цель контроля - оптимизировать процесс спортивной подготовки спортсмена на основе объективной оценки различных сторон его подготовленности.

Средства и методы контроля могут носить педагогический, психологический, медико-биологический характер. исходя из этого, существуют несколько видов контроля: педагогический, врачебный, психологический, биомеханический, биохимический, самоконтроль и др. Возможность использования сразу нескольких видов контроля за спортсменами-легкоатлетами зависит в большей степени от материальной базы спортивных школ и училищ (наличие спортивного психолога, врача, наличие соответствующего оборудования и прочее). Результаты, полученные сразу несколькими видами контроля, дают более полную картину адаптационных изменений организма легкоатлета и позволяют вносить точные изменения в учебно-тренировочный процесс.

На процесс функциональных изменений, происходящих в организме легкоатлета, тренера-преподаватели влияют не только варьированием нагрузки, но и используя различные средства восстановления. Знание закономерностей восстановления позволяет использовать широкий арсенал средств для ускорения восстановительных процессов. Обычно выделяют психологические, педагогические и медико-биологические средства восстановления. Последние в свою очередь включают: гигиенические (режим, полноценный сон и отдых, состояние одежды, оборудования, инвентаря), физические (массаж, баня, гидропроцедуры, электропроцедуры, световое облучение, гипероксия, магнитотерапия, ультразвук, лазер, фонофорез), сбалансированное по составу, энергии, соответствующее характеру нагрузки, климатическим и погодным условиям питание, фармакологические (энергетики, вещества пластического действия, витамины и минеральные вещества, адаптогены, гепатопротекторы, вещества, стимулирующие кроветворение, иммунокорректоры, антиоксиданты, согревающие, обезболивающие и противовоспалительные препараты и т.д.).

  1. Методы педагогического контроля

Ведущим (определяющим) является педагогический контроль как органически присущий процессу физического воспитания и составляющий неотъемлемое звено педагогической деятельности специалиста.

Термин «педагогический» прежде всего подчеркивает, что контроль квалифицированно осуществляется педагогом — специалистом физической культуры и спорта — средствами и методами, приобретенными им на базе специального физического образования и практического опыта работы по специальности. Педагогический контроль процесса физического воспитания использует и медико-биологические показатели для всесторонней и углубленной характеристики состояния систем организма.

Педагогический контроль в целом прослеживает взаимосвязь и соответствие между педагогически направленными воздействиями, запланированными результатами и реально полученными. В случае же их несоответствия должны приниматься необходимые решения и вноситься коррективы в запланированный процесс физического воспитания.

Предпосылкой планирования и начальной частью педагогического контроля в легкой атлетике является контроль исходного уровня возможностей спортсмена к реализации поставленных задач:

-индивидуального уровня физического развития (в частности физических качеств);

-фонд двигательных умений и навыков;

-мотивацию и индивидуальные установки к предстоящей деятельности.

На основании его происходит распределение занимающихся по группам и конкретизация программы тренировочного процесса.

Контроль внешних факторов, воздействующих на обучаемых, включает:

-контроль внешних условий (санитарно-гигиенического состояния, метеорологическую информацию, средовых факторов: среднегорья, повышенной солнечной радиации);

-контроль воздействия тренера-преподавателя (профессиональность действий и соблюдение норм педагогической этики).

Контроль двигательной деятельности занимающихся включает:

-контроль формирования и совершенствования двигательных умений и навыков;

-контроль объема и характера нагрузок, режима их чередования с отдыхом;

-контроль взаимодействий занимающихся (парных и групповых взаимных воздействий, а также межличностных отношений);

-контроль функционального состояния организма (функциональный сдвиг).

Общее состояние функциональной дееспособности спортсменов-легкоатлетов целесообразно оценивать с позиции соответствия их основных функциональных систем норме.

Состояние специальной физической подготовленности лучше оценивать с помощью специфических показателей, адекватных естественным условиям спортивной деятельности и максимально приближенных к соревновательным.

Итак, главное направление педагогического контроля в легкой атлетике заключается в анализе соотношений динамики педагогически направленных воздействий и педагогически обусловленных изменений уровня образования, развития и поведения занимающихся. Несоответствие реальных отношений планируемым целевым результатам определяет необходимость уточнения направленности и параметров педагогических воздействий и внесение соответствующих корректив в предварительно намеченный план.

Данные контроля заносятся в учетную документацию тренера-преподавателя в соответствии с официальными требованиями, предъявляемыми к их ведению:

1) журнал учета работы группы (списочный состав, учебный материал, посещаемость занятий);

2) учетная карточка (учет участия в соревнованиях и у спортсменов);

3) протоколы тестирования и соревнований;

4) медицинские карточки (данные врачебного контроля, ведутся медицинскими работниками);

5) журнал учета травм (на спортивных базах);

6) книга учета спортивных достижений;

7) неофициальным документом является рабочий дневник тренера-преподавателя. В нем отражается практический опыт работы, содержание и методические особенности занятий, дается характеристика занимающихся. Дневниковые записи помогают всесторонне осмыслить важные в педагогическом отношении факты, не отражаемые в официальных документах учета.

  • журнал учета наличия и состояния оборудования и др.

1.1. Виды педагогического контроля

Успешность процесса физического воспитания в значительной мере определяется своевременностью контроля (соотношением его по времени со структурными звеньями этого процесса) и его постоянством.

Содержание контроля определяется спецификой предмета и дидактическими задачами этапа обучения.

Предварительный контроль проводится для определения возможностей занимающихся к овладению физическими упражнениями и выполнению ими нормативов учебной программы. Он позволяет внести уточнения в планирование учебных задач, средств и методов их решения. Можно проверить выполнение упражнений, структурно схожих с новыми; проверить знания, умения и навыки после длительных перерывов в занятиях для планирования индивидуальных занятий.

Оперативный контроль позволяет оценить решающие моменты педагогических воздействий на занятии (регистрация нагрузки тренировочного упражнения, серии упражнений целостного занятия) для оперативного управления деятельностью легкоатлета и достижения эффекта занятия.

Текущий контроль предполагает непрерывное проведение контроля на каждом тренировочном занятии в течение недели. Определяется результативность обучения и повседневное изменение состояния занимающихся. Прослеживается и динамика показателей индивидуального состояния между данным и очередным занятием для оценки последствия и хода восстановительных процессов (от чего зависит эффект очередного занятия).

В спорте параметры текущей нагрузки (сумма оперативных нагрузок за каждое занятие) сопоставляются с результатами «прикидок» в конце микроцикла, а также с показателями текущего состояния спортсмена. Определяется оптимальное соотношение между зонами характеристик нагрузок. Делается заключение о качестве занятий, изменении функциональных показателей спортсмена за данный промежуток времени (отставленный эффект). Для проведения текущего контроля следует применять методы (как и при оперативном контроле), требующие минимальных затрат времени без дополнительных затрат сил обучаемых. Результаты текущего контроля способствуют уточнению содержания плана на данном этапе.

В учебнике Л.П. Матвеева (Теория и методика физической культуры, 1991) все 3 вида контроля называются разновидностями оперативно- текущего контроля. В результате его преподаватель-тренер получает информацию о двигательной функции занимающихся на занятиях легкой атлетикой, обменивается информацией с ними. Это позволяет педагогу уточнить средства и методы педагогического воздействия на занимающихся.

Этапный контроль выявляет основные тенденции процесса физического воспитания на его относительно продолжительных этапах.

  1. Методы биохимического контроля

При адаптации организма к физическим нагрузкам, перетренированности, а также при патологических состояниях в организме изменяется обмен веществ, что приводит к появлению в различных тканях и биологических жидкостях отдельных метаболитов (продуктов обмена веществ), которые отражают функциональные изменения и могут служить биохимическими тестами либо показателями их характеристики. Поэтому в спорте наряду с медицинским, педагогическим, психологическим и физиологическим контролем используется биохимический контроль за функциональным состоянием спортсмена.

В практике обычно проводятся комплексные обследования легкоатлетов, дающие полную информацию о функциональном состоянии отдельных систем и всего организма о его готовности выполнять физические нагрузки. Такой контроль на уровне сборных команд страны осуществляют комплексные научные группы, в состав которых входят несколько специалистов: биохимик, физиолог, психолог, врач, тренер.
2.1 . Анализы крови

Для проведения биохимических исследований обычно используют капиллярную кровь, взятую из пальца или мочки уха. Венозную кровь исследуют в тех случаях, когда необходимо определить много биохимических показателей и для анализа требуется большое количество крови.

Забор крови для биохимического анализа чаще всего производится до выполнения физической нагрузки и после ее завершения. Иногда для изучения динамики биохимических сдвигов во время выполнения работы, а также для оценки восстановительных процессов взятие крови может проводиться в разные моменты в период работы и восстановления.

В спортивной практике при анализе крови определяются следующие показатели:

  • количество форменных элементов;

  • концентрация гемоглобина;

  • водородный показатель;

  • щелочной резерв крови;

  • концентрация белков плазмы;

  • концентрация глюкозы;

  • концентрация лактата;

  • концентрация жира и жирных кислот;

  • концентрация кетоновых тел;

  • концентрация мочевины.

Необходимо подчеркнуть, что при интерпретации результатов биохимических исследований нужно обязательно учитывать характер выполненной физической работы.

2.2. Анализы мочи

В связи с возможностью инфицирования при взятии крови в последнее время объектом биохимического контроля в спорте становится моча.

Для проведения биохимических исследований может быть использована суточная моча, а также порции мочи, полученные до и после выполнения физических нагрузок.

В суточной моче обычно определяют креатининовый коэффициент — выделение креатинина с мочой за сутки в расчете на 1 кг массы тела. У мужчин выделение креатинина колеблется в пределах 18-32 мг/сутки-кг, у женщин — 10-25 мг/сутки-кг. Креатининовый коэффициент характеризует запасы креатинфосфата в мышцах и коррелирует с мышечной массой. Поэтому величина креатининового коэффициента позволяет оценить возможности креатинфосфатного ресинтеза АТФ и степень развития мускулатуры. По этому показателю можно также оценить динамику увеличения запасов креатинфосфата и нарастания мышечной массы у отдельных спортсменов в ходе тренировочного процесса.

Для проведения биохимического анализа также используются порции мочи, взятые до и после нагрузки. В этом случае непосредственно перед выполнением тестирующих нагрузок испытуемые должны полностью опорожнить мочевой пузырь, а сбор мочи после нагрузки осуществляется через 15-30 мин после ее выполнения. Для оценки течения восстановительных процессов могут быть исследованы порции мочи, полученные на следующее утро после выполнения тестирующей нагрузки.

2.3. Выдыхаемый воздух

Сбор выдыхаемого воздуха производится с применением маски с клапаном, позволяющим направлять выдыхаемый воздух в специальный дыхательный мешок. С помощью приборов — газоанализаторов в выдыхаемом воздухе определяется содержание кислорода и углекислого газа. Сравнивая содержание этих газов в выдыхаемом и во вдыхаемом, т.е. в атмосферном, воздухе можно рассчитать следующие показатели:

  • максимальное потребление кислорода;

  • кислородный приход;

  • алактатный кислородный долг;

  • лактатный кислородный долг;

  • дыхательный коэффициент.

Для определения МПК и кислородного прихода выдыхаемый воздух собирают во время выполнения работы, а для расчета кислородного долга — после завершения работы.

2.4. Анализы слюны

Анализ слюны проводится сравнительно редко. Для получения слюны испытуемые ополаскивают ротовую полость определенным количеством воды.

Чаще всего в слюне определяют величину рН и активность фермента амилазы. По активности этого фермента можно судить об интенсивности углеводного обмена, поскольку существует определенная корреляция между активностью амилазы слюны и активностью тканевых ферментов обмена углеводов.

2.5. Анализы пота

Биохимическое исследование пота в легкой атлетике проводится тоже не часто. Для сбора пота используется хлопчатобумажное белье, в котором испытуемый выполняет физическую нагрузку, или же испытуемого после завершения работы вытирают хлопчатобумажным полотенцем. Затем белье или полотенце замачивают в дистиллированной воде, где и растворяются компоненты пота. Полученный после выпаривания в вакууме концентрированный раствор подвергают химическому анализу.

Исследование пота позволяет оценить состояние минерального обмена, так как с потом в первую очередь выделяются из организма минеральные вещества.

2.6. Биоптат мышечной ткани

Для получения образца мышечной ткани проводится микробиопсия: под местным обезболиванием над исследуемой мышцей делается разрез кожи и специальной иглой берется маленький кусочек мышцы объемом 2-3 мм3. Полученный биоптат подвергается микроскопическому и биохимическому анализу.

При микроскопическом исследовании определяется соотношение между типами мышечных волокон, количество миофибрилл и их толщина, количество митохондрий и их размер, развитие саркоплазматической сети в отдельных мышечных клетках.

Биохимическое исследование позволяет определить концентрацию важнейших химических соединений и активность ферментов.

Микробиопсия может проводиться как в состоянии покоя, так и после выполнения тестирующих нагрузок.

Однако исследование биоптата мышечной ткани требует дорогостоящих аппаратуры и реактивов, а также участия высококвалифицированных специалистов. Поэтому такие исследования проводятся в крупных лабораториях.

Контроль за функциональным состоянием организма на учебно-тренировочном сборе можно осуществлять с помощью специальных диагностических экспресс-наборов для биохимического анализа мочи и крови. Основаны они на способности определенного вещества (глюкозы, белка, витамина С, кетоновых тел, мочевины, гемоглобина, нитратов и др.) реагировать с нанесенными на индикаторную полоску реактивами и изменять окраску. Обычно наносится капля исследуемой мочи на индикаторную полоску «Глюкотеста», «Пентафана», «Меди-теста» или других диагностических тестов и через 1 мин ее окраска сравнивается с индикаторной шкалой, прилагаемой к набору.

  1. Инструментальные методы контроля

Существует как известно визуальный и инструментальный виды контроля. Визуальный применяется гораздо чаще, но с помощью инструментального можно получить цифровое выражение различных характеристик (техники, состояния спортсмена), более точные показатели. Для контроля за кинематическими характеристиками (пространственными, временные, пространственно-временные) используется фото и видео съемка, циклография. Для контроля за динамическими характеристиками используется тензоплатформы (сила отталкивания). Для контроля за экономичностью используется набор спорт. Аппаратуры. Для контроля за функциональным состоянием велоэргометр.

  1. Методы восстановления в легкой атлетике

Тренировочные занятия являются основной структурной единицей тренировочного процесса. Рациональное планирование их на основе научных знаний о механизмах развития и компенсации утомления, а также динамики протекания восстановления при выполнении различных тренировочных нагрузок во многом определяет эффективность всего процесса тренировки. Таким образом, восстановление является неотъемлемой частью учебно-тренировочного процесса.

Существует несколько видов восстановления функционального состояния организма легкоатлетов. Восстановление, которое использует педагогические (чередование нагрузок, восстановительные тренировки, восстановительные дни, циклы), психологические, физические (массаж, электростимулияция, водные процедуры, сауна, ванны, восстановление путем воздействия на биологически активные точки), медикаментозные методы и средства восстановления; витамины, анаболические препараты (негормональные, мази, растирки); комплексные системы восстановления.

  • Массаж

Существуют несколько видов спортивного массажа:

  • тренировочный;

  • предварительный (разминочный, тонизирующий или успокаивающий, разогревающий массаж);

  • восстановительный.

Для того чтобы восстановление организма осуществилось быстрее, необходимо использовать восстановительный массаж после нагрузок (как во время тренировок, так и во время соревнований). Вот почему он является важным элементом спортивной тренировки. Наилучший эффект достигается при проведении восстановительного массажа непосредственно после гидропроцедуры (теплый душ, 5-12-минутные ванны, плавание в бассейне) или паровой бани, которые способствуют расслаблению мышечной ткани. При назначении восстановительного массажа в первую очередь учитывается характер выполненной нагрузки (объем, интенсивность и т.д.). При этом следует иметь в виду, что после продолжительных и интенсивных нагрузок утомление сохраняется дольше, чем после кратковременных. В результате чего спортсмен не может достичь обычного уровня работоспособности в течение двух и более суток.

Спортсмены, работающие на спринтерских дистанциях, за короткий промежуток времени расходуют большое количество энергии. В мышцах происходит ускоренный распад энергетических веществ в анаэробных условиях, количество продуктов распада резко возрастает. Когда работа заканчивается, то происходит восполнение кислородного долга. К восстановительному массажу переходят только после того, как пульс и частота дыхания спортсмена пришли в норму после нагрузок. Как правило, промежуток времени между нагрузками и массажем составляет 10-15 минут. Продолжительность сеанса массажа зависит от вида спорта, она составляет 5-10 минут. С особой тщательностью массируются те мышцы, на которые падала основная нагрузка.

На соревнованиях случаи максимальной нагрузки нередки. Поэтому из набора приемов восстановительного массажа, проводимого в перерыве между нагрузками, необходимо убрать поглаживание, так как оно способствует расслаблению мышц и замедляет двигательную реакцию. Рекомендуется применять выжимание, разминание (особенно двойное ординарное, двойное кольцевое), растирание основанием ладони и подушечками пальцев. После каждого приема разминания следует выполнять потряхивание.

Когда перерывы между нагрузками составляют 1,5-3 часа, то полезно делать восстановительный массаж в душе или после 3-4-минутного пребывания в суховоздушной бане. Продолжительность массажа должна быть 7-15 минут. Если условия не позволяют провести такой массаж, то нужно выполнить сухой восстановительный массаж. По окончании сеанса массажа спортсмен должен одеться и провести некоторое время в покое. Через час «желательно провести повторный сеанс 5-минутного частного восстановительного массажа. Если первый сеанс восстановительного массажа проводится непосредственно после выступления спортсмена, то восстановительный период будет проходить гораздо быстрее и равномернее, при этом будет повышаться работоспособность.

Бег на средние дистанции - сверхмощная работа. Бескислородный распад веществ в мышцах очень велик с самого начала. В результате чего в организме спортсмена возникает недостаток кислорода, кислородная задолженность возрастает, происходят значительные накопления недоокисленных продуктов распада в мышцах и большие биохимические сдвиги в крови (адидоз). Сеанс восстановительного массажа, который должен проводиться после физической нагрузки такого рода, назначается через 10-12 минут. В этом случае продолжительность сеанса составляет 12 минут - по 6 минут на каждую ногу: 4 минуты на бедро, 2 минуты на голень.

Нагрузка субмаксимальной мощности, как и максимальной, может выполняться повторно. После первой нагрузки восстановительный массаж проводится, чтобы максимально ускорить восстановление работоспособности спортсмена к началу выполнения повторной работы. Особенно тщательно массируются те группы мышц, которые несли максимальную нагрузку.

4.2. Баня

Баня в спорте применяется с незапамятных времен. Она является составной частью тренировочного процесса. Многие из видов воздействия банной процедуры (вода различной температуры, сухой и влажной горячий воздух, веничный массаж и др. средства) способствуют приобретению и сохранению легкоатлетами лучшей спортивной формы.
Гипертермия затрагивает прежде всего кожу и мышцы. Парная стимулирующе действует на мышцы прежде всего за счет улучшения кровоснабжения мускулатуры, активизации обменных процессов в ней. Гипертермия дает увеличенное количество энергетического материала (гликоген, АТФ), ускоряет отвод промежуточных и конечных продуктов метаболизма в мышцах — молочной и фосфорной кислоты. Гипертермия вызывает интенсификацию местного обмена, окислительных процессов на периферии, ресинтез молочной кислоты. Мышцы быстрее освобождаются от промежуточных и конечных продуктов энергообмена, от «усталостных веществ», фаза усталости становится менее продолжительной, физические способности организма повышаются. После парной объем конечностей по окружности увеличивается на 4-5%, растет мускульная сила, замеренная на динамометре и велоэргометре. Организм оказывается способным выдерживать длительные нагрузки благодаря увеличению резервной щелочной крови. С потом выделяется хлор, это снижает образованные в результате мышечной работы кислые валентности, повышает способность связывать кислые продукты метаболизма. Принимаемая регулярно парная позволяет настолько активно повысить возможности сердечно-сосудистой системы, что она оказывается равнозначной мышечной физической тренировке, причем оба метода способствуют щадящему тренированию сердца.
Баня благотворно влияет на подвижность и ловкость спортсмена, прежде всего на основе улучшения растяжимости и эластичности соединительнотканных структур его тела благодаря разогреванию их. К этому добавляется и общее расслабляющее действие парной на мышцы как результат смещения порога чувствительности рецепторов в мышцах.
Баня имеет большое значение на всех этапах тренировочного процесса (как составная часть подготовки спортсменов). Применение бани после тренировочного занятия: Баня используется сразу после тренировки для снятия усталости у спортсменов или уменьшения ее проявлений. При этом необходимо знать, что парная (и другие процедуры) представляют собой определенную нагрузку, степень которой зависит от интенсивности нагревания воздуха, его влажности и степени охлаждения, их продолжительности и т.д. Кроме того, следует учитывать переносимость парной отдельными спортсменами. Под влиянием кратковременных воздействий высокой температуры в сочетании с водными процедурами происходят положительные сдвиги в вегетативной сфере, в деятельности центральной нервной системы. Одновременно с улучшением функционального состояния двигательного анализатора, что подтверждается ростом точности и скоординированности движений, происходят благоприятные сдвиги и в других анализаторных системах. В целом комплекс этих реакций обеспечивает быстрейшее восстановление работоспособности спортсмена после выполнения утомительной мышечной работы и способствует появлению положительных эмоций, т.е. нормализации психологического восприятия больших тренировочных нагрузок. Рекомендуются следующие наиболее эффективные варианты использования бани в сочетании с водными процедурами: 1. В перерыве между утренней и вечерней тренировками или соревнованиями в целях быстрого восстановления сниженной работоспособности. В этом случае рекомендуется пребывание в парной не более 2 раз по 3-4 мин при температуре 80-100°С, влажность воздуха в парной до 30%. После каждого посещения парной необходимо принять прохладный душ (или бассейн) с температурой воды 15- 18°С в течение 15-20 с, затем душ или ванну с температурой воды 35-40° в течение 1-1,5 мин. После этого спортсмен должен спокойно отдохнуть (лучше лежа) 5-7 мин. 2. При перерывах между тренировками или соревнованиями продолжительностью более 18-20 ч или выполнении большого объема работы с последующим днем отдыха рекомендуется такой вариант использования бани: 3-х или 5-разовое пребывание в парной по 5-7 мин при температуре 90-100°, влажность воздуха до 30%. Общее время на весь комплекс процедур не должно превышать 1,5-2 ч. Если будут пользоваться веником, то влажность можно повысить путем обрызгивания водой стен или подливанием воды на камни печи. После каждого захода принимаются водные процедуры, но продолжительность холодного душа или ванны в этом случае не должны быть более 3-4 с. Продолжительность же теплого душа или ванны, наоборот, увеличивается до 2,5-3 мин. Возрастает также время отдыха между заходами в парную, можно увеличить по желанию и самочувствию спортсмена. Количество заходов в парную можно увеличить до 5-7 раз, однако время пребывания в парной увеличивать не следует. Температура воды в бассейне или ванне — в пределах 26-30°С. Во всех вариантах использования бани рекомендуется прием прохладительных напитков, соков, минеральной воды. Частота использования приведенных комплексов зависит от характера тренировочных нагрузок и комплекса термо- гидропроцедур: при первом варианте — 3-7 раз в неделю, а при втором — не более 2 раз в неделю.

Заключение

Из всего вышеизложенного материала несложно сделать выводы, что в процессе тренировок необходимо уделять большое значение контролю за функциональным состоянием легкоатлета, а также своевременно и правильно оказывать помощь восстановительным процессам, проходящим в организме спортсмена на протяжении всего учебно-тренировочного процесса. В современном мире существует достаточное количество методов и средств контроля и восстановления. К сожалению, материальная база спортивных школ и училищ не позволяет охватывать все средства. Поэтому необходимо акцентировать внимание на использование более доступных методов и средств. Таковыми являются педагогические методы контроля, педагогические и физические средства восстановления. При правильной организации комплексного подхода к тренировочному процессу рост спортивных результатов, не приносящие вреда здоровью легкоатлета, гарантирован.

Педагогический и врачебный контроль на уроках легкой атлетики

с обучающимися 10 и 11 классов.

В системе медицинского обслуживания обучающихся в школе важное место занимает врачебный и педагогический контроль, нацеленный на усиление оздоровительного эффекта занятии и реализация принципа дифференцированного подхода к школьникам в процессе занятий физическими упражнениями, врачебно - педагогический контроль обеспечивает наблюдение за учащимися на уроках физической культуры и во время внеклассных занятий, медицинского обследования и контроль за физическим развитием и состоянием здоровья школьников. Врачебно- педагогический контроль представляет собой исследования, проводимыми совместно с врачом и преподавателем физического воспитания (или тренером) и посредственная в местах занятий физической культуры (или тренировок) и соревнований, с целью оценки воздействия на организм занимающихся физических нагрузок, применяемых в учебно- тренировочных занятиях и соревнованиях. Необходимость таких исследований связана с тем, что явление неполного восстановления после тренировок или занятий физической культурой, развитие переутомления далеко не всегда сказываются сразу на самочувствие и работоспособность учащегося или спортсмена. Это не позволяет преподавателю при необходимости вовремя внести в учебный процесс соответствующие коррективы, в связи с чем дальнейшее занятие не только не дает желаемого результата, но в ряде случаев ведет к возникновению предпатологических состояний или к заболеванию обучающегося или спортсмена. Без знания основных принципов, методов врачебно- педагогического контроля,преподаватель не может правильно оценить влияние физических упражнений на организм, дифференцировано подойти к обучению школьников разного возраста, пола, уровня физического развития и физической подготовленности. Наблюдения, проводимые на уроках, во время внеклассных занятий и соревнований, помогают преподавателю выявить индивидуальные способности школьников, что также способствует совершенствованию процесса обучения и воспитания.

Основные задачи врачебно- педагогического контроля в школе-

    ознакомление с организацией занятий и методикой их проведения;

    изучение воздействия физических нагрузок на организм школьников в процессе учебной и внеклассной деятельности;

    дозирование объема и интенсивности нагрузок;

    уточнение вопросов планирования;

    контроль за соблюдением гигиенических требований к одежде занимающихся, микроклимату помещения, где проводятся занятия, спортивному оборудованию.

Однако врачи, к сожалению, не сотрудничают с учителями физической культуры и даже не посещают школы, а тем более в сельской местности, где их присутствие и совместная работа с преподавателями пошла бы только на пользу общего дела. И это проблема! Поэтому я и решила раскрыть это вопрос и сказать о важности медицинского контроля в школе. В своей работе я и хочу показать как важен врачебно- педагогический контроль на занятиях физической культуры. Только при систематическом контроле учитель или тренер смогут оценить способности своих учеников к перенесению больших нагрузок, умению восстанавливаться, росту спортивных результатов и др.

Теперь коснемся некоторых морфофизиологических особенностей подросткового возраста. Рост и развитие организма человека происходит в основном до 18 лет у юношей и до 16 лет у девушек. В процессе роста и развития организма повышается возможность нарастания тренированности. Развитие человеческого организма от рождения до зрелого возраста – закономерный процесс морфологических и функциональных изменений, протекающих в зависимости от внутренних причин, состояния здоровья, наследственной обусловленности, условий жизни, труда, питания, физического воспитания. В процессе роста и развития в организме ребенка, а затем подростка постоянно увеличиваются масса и размеры тела в целом и отдельных органов, совершенствуются регуляторные функции.

Установлено, что наиболее интенсивный процесс морфологического развития организма человека происходит в основном от 13 до 16 лет. С возрастом не только увеличиваются показатели физического развития, но и изменяются взаимоотношение между отдельными признаками физического развития. К примеру, при одном и том же росте в разном возрасте определяются разные величины массы тела, окружности грудной клетки, становой силы и т.д. Весьма значительные изменения в возрастном аспекте наблюдаются в сердечно- сосудистой системе. В процессе роста детей увеличение массы сердца происходит неравномерно, что обусловлено повышением массы тела. К 16-17 годам появляется способность выполнять длительные упражнения с формированием качества выносливости, что обусловлено относительным совершенствованиям вегетативных функций и возможностью наилучшим образом удовлетворить потребность в кислороде, возникающую при длительной мышечной работе. В этот возрастной период наступает совершенствование техники различных упражнений. Особенности возрастного развития выдвигают необходимость разносторонней тренировки в процессе физического воспитания детей и подростков с постепенным расширением используемых средств, направленных на развитие различных качеств. В связи с возрастными особенностями важное значение приобретает врачебный контроль, соблюдение режима, индивидуальный подход тренера и педагога. В обязательный комплекс врачебных исследований входят: выяснение общего медицинского анализа. Исследование физического развития, определение состояния нервной и сердечно- сосудистой систем, органом дыхания, пищеварения и т.д.

При врачебно- педагогическом контроле продолжается изучение воздействия на организм занятий физическими упражнениями, во время больших соревнований или тренировочных нагрузок могут проявится скрытые отклонения в состоянии здоровья или сниженные показатели физического развития, позволяет проверить правильность отнесения его к определенной медицинской группе: основной, подготовительной или специальной.

Итак, наибольшая эффективность в развитии двигательной деятельности школьников достигается при учете особенностей возрастных изменений двигательных качеств, физического развития и функционального состояния различных систем организма. Поэтому возникает необходимость более глубокого изучения состояния физического развития, подготовленности, а так же необходимость контроля за ходом развития школьников, что позволит объективнее оценить результаты педагогического воздействия. Причем это возможно, когда полученные показатели сопоставятся с разработанными стандартами таблицами. Наличие таких стандартов позволят учителю, школьному врачу проводить контроль за динамикой показателей физического развития и физической подготовленности.

Заключение: в своей работе мы провели оценку физической подготовленности учащихся 10 и 11 классов, юношей и девушек, где взяли показатели физической подготовленности I четверти и IV четверти юношей и девушек. Судя по этим показателям можно сказать, что показатель физической подготовленности IV четверти как у юношей, так и у девушек выше, чем показатель I четверти, что соответствует программным требованиям.

И если проведем анализ физической подготовленности учащихся 10 и 11 классов, общеобразовательных школ, то можно отметить, что среди юношей выполнили школьную программу

в беге на 200 метров:

30% - на оценку «отлично»,

40% - на оценку «хорошо»,

30% - на оценку «удовлетворительно».

в беге на 3000 метров:

50% - на оценку «отлично»,

30% - на оценку «хорошо»,

в прыжках в длину с места:

40% - на оценку «отлично»,

40% - на оценку «хорошо»,

20% - на оценку «удовлетворительно».

среди девушек в беге на 200 метров:

30% - на оценку «отлично»,

30% - на оценку «хорошо»,

20% - на оценку «неудовлетворительно».

в беге на 2000 метров:

40% - на оценку «отлично»,

30% - на оценку «хорошо»,

20% - на оценку «удовлетворительно»,

10% - оценку «неудовлетворительно».

в прыжках в длину с места:

50% - на оценку «хорошо»,

50% - на оценку «удовлетворительно».

Помимо показателей физической подготовленности можно определить тренированность сердца учащихся с помощью индекса Руффье:

Р, - пульс сидя за минуту, после 5-ти минутного сидения (или отдыха).

Р – пульс стоя за 1 минуту после нагрузки.

Нагрузка – за 30 секунд 30 приседаний.

Р – пульс сидя за 1 минуту, через 1 минуту сидения.

И дать оценку физической подготовленности, где показатель меньше 0 – отличная тренированность.

От 0 – 5 хорошая тренированность,

от 5 – 10 удовлетворительная тренированность,

от 10 – 15 слабая тренированность,

больше 15 неудовлетворительная тренированность.

Чтобы определить динамику совершенствования функциональной деятельности сердечно- сосудистой системы старшеклассников, мы оценили их тренированность сердца также в I четверти и в середине IV четверти. Обследование проводилось с учащимися 10-11 классов. В исследовании приняло 20 человек, из 10 юношей и 10 девушек. Исследования показали: если на I четверть среднее значение индекса составило 8,9 – у девушек и 8,5 – у юношей, то к середине IV четверти произошли изменения тренированности сердечно – сосудистой системе, где среднее значение индекса у девушек- 6,4; у юношей- 7,6.

Судя по оценке физической подготовленности можно сказать, что как у девушек, так и у юношей тренированность сердца удовлетворительная. Я считаю, что индекс Руффье очень эффективный метод исследования тренированности сердечно- сосудистой системы, и его необходимо применять в школе для исследования функционального состояния учащихся.

Поскольку главным в педагогическом контроле целесообразно считать оценку функционального состояния, выдвигается положение о выделении трех типов состояния спортсменов:

1) перманентное состояние, являющееся следствием кумулятивного тренировочного эффекта, охватывающее длительный период времени при становлении и поддержании спортивной формы на том или ином этапе подготовки, при изменении функционального уровня спортсмена по мере роста спортивного мастерства от разряда к разряду, из года в год и т.д.;

2) текущее состояние, изменяющееся день ото дня под влиянием различных по объему, интенсивности, направленности тренировочных и соревновательных нагрузок, отдыха и других причин;

3) оперативное состояние, изменяющееся в процессе тренировочного занятия под влиянием однократных тренировочных нагрузок различного объема, интенсивности, направленности, входящих в его структуру.

этапный - включает оценку перманентного состояния;

текущий - предполагает определение повседневных колебаний состояния двигательной функции занимающихся;

оперативный - реализует экспресс-оценку состояния спортсменов в данный момент.

Требования при отборе показателей в целях этапного, текущего и оперативного педагогического контроля неоднозначны. Каждый из видов педагогического контроля выдвигает специ- ические требования, в частности оценки надежности показа­телей.

Этапный контроль. Построение данной формы педагогического контроля должно быть соответствующим образом обосновано. Главным является выбор контрольных показателей. Существуют два подхода, на основании которых осуществляется этот выбор. Первый из них предполагает знание физиологических механизмов явлений и выбор контрольных показателей, которые наиболее объективно характеризуют те или иные компоненты двигательной функции спортсменов. Второй подход основан лишь на констатации внешней картины явлений. Он назван феноменологическим. В данном случае логика подхода к отбору показателей предполагает установление взаимосвязи между соответствующим контрольным упражнением и другими показателями, взятыми в качестве критериев (спортивные результаты, показатели контрольных упражнений).

Предлагается использовать два основных критерия. Данные обследования конкретного спортсмена сопоставляю­ся с таковыми, зарегистрированными у большой группы спортсменов. В этом случае объективность выводов о состоянии обсле­дованного спортсмена может быть существенно повышена путем сопоставления его данных с модельными характеристиками, разработанными с учетом пола, возраста, спортивной квалификации и профиля специализации спортсменов. Это дает возможность тренеру сделать вывод о «высоком», «среднем» или «низком» уровне развития своего ученика.

В качестве критерия берутся результаты измерений, зафиксированные раньше у того же самого спортсмена, и сравниваются с теми, которые наблюдаются у него в настоящий момент. При отборе информативных тестов для этапного контроля обычно руководствуются следующим.

1. Наиболее информативными целесообразно считать те показатели, этапные изменения которых точнее всего характеризуют изменения большого комплекса тестов. Это означает, что величины коэффициентов корреляции или факторной валидности показателей имеют определяющее значение для выбора одного из них.

2. Наиболее информативными следует считать те показатели, динамика этапных изменений которых согласуется с динамикой спортивных результатов конкретного спортсмена или спортсменов. Реализация этого подхода легко осуществима путем регистрации у спортсменов в день старта или накануне (главное, чтобы эта процедура была строго стандартизирована) группы контрольных показателей и сопоставления полученных данных со спортивными результатами.

3. Динамика перманентного состояния спортсменов, фиксируемая с помощью комплекса показателей, сопоставляется с выполненными тренировочными нагрузками. Наиболее информативными в этом случае оказываются показатели, которые в наибольшей степени изменяются под воздействием тренировочных нагрузок.

Статистическая надежность тестов в условиях этапного педагогического контроля определяется соотношением дисперсий между повторными измерениями в процессе обследования и между повторными обследованиями в процессе тренировки.

Текущий контроль. При разработке этой формы педагогического контроля за состоянием двигательной функции спортсмена целесообразно использовать три основных критерия.

1. Наиболее информативными следует считать те показатели, текущие изменения которых точнее всего характеризуют изменения большого комплекса тестов. Практически это положение реализуется путем ежедневной регистрации у спортсменов широкого комплекса показателей и выявления однонаправленности изменений ото дня ко дню. Параллелизм в изменениях отдельных тестов позволяет использовать один из данной группы и с его помощью косвенно судить об изменениях основных показателей.

2. В качестве критерия выбирается уровень специальной работоспособности спортсменов, выражающийся в спортивных результатах. Это означает, что информативными предлагается считать те показатели, повседневные изменения которых однонаправлены с повседневными изменениям спортивного результата.

3. Динамика состояния двигательной функции спортсменов сопоставляется с выполненными тренировочными нагрузками. В этом случае наиболее информативными оказываются те показатели, которые явно изменяются под воздействием тех или иных тренировочных нагрузок.

Надежность показателей, используемых в целях текущего педагогического контроля, обусловливается специфическими требованиями. Надежность определяется непосредственным соотношением двух дисперсий: между повторными измерениями, проведенными в один и тот же день в тех же самых условиях; между измерениями, проведенными ото дня ко дню.

Оперативный контроль. Целью этой формы педагогического контроля является экспресс-оценка, или срочная оценка, сиюминутных реакций спортсмена на ту или иную тренировочную нагрузку. Для этого могут быть использованы такие показатели, которые достаточно убедительно характеризуют срочные изменения состояния двигательной системы спортсменов. Разработка системы оперативного педагогического контроля осуществляется путем сопоставления изменений двигательной функции занимающихся до и после соответствующей нагрузки.

Важным обстоятельством, определяющим надежность показателей в целях оперативного педагогического контроля, является соотношение дисперсий изменений: во-первых, между повторными измерениями, Проведенными в серии измерений (допустим, до нагрузки); во-вторых, между измерениями, проведенными до и после нагрузки. Надежность того или иного показателя в условиях оперативного педагогического контроля будет тем выше, чем больше вариация этого показателя, зарегистрированного до и после тренировочной нагрузки, и ниже - при повторных измерениях в серии.

Врачебный контроль за юными спортсменами . Стрессовое воздействие физических нагрузок на юного спортсмена, если специализация начинается в юном возрасте без достаточной разносторонней подготовки, ведет к снижению иммунитета, задержке роста и развития, к частым заболеваниям и травмам. Ранняя специализация девочек, особенно в гимнастике, прыжках в воду, акробатике и других видах спорта влияет на половую функцию. У них, как правило, позднее начинается менструация, иногда она сопряжена с нарушениями (аменорея и др.). Прием фармакологических препаратов в таких случаях пагубно действует на здоровье и детородную функцию.

Врачебный контроль при занятиях физкультурой и спортом предусматривает:

Диспансерное обследование - 2-4 раза в год;

Дополнительные медицинские осмотры с включением тестирования физической работоспособности перед участием в соревнованиях и после перенесенной болезни или травмы;

Врачебно-педагогические наблюдения с применением и дополнительных повторных нагрузок после тренировок;

Санитарно-гигиенический контроль за местами тренировок, соревнований, инвентарем, одеждой, обувью и др.;

Контроль за средствами восстановления (по возможности - исключать фармакологические препараты, баню и другие сильно действующие средства);

Физическая (спортивная) подготовка детей и подростков имеет следующие задачи: оздоровительную, воспитательную и физического совершенствования. Средства и методы их решения должны соответствовать возрастным особенностям организма спортсмена.

Спортивная специализация - это планомерная разносторонняя физическая подготовка детей и подростков к достижению высоких спортивных результатов в избранном ими виде спорта в наиболее благоприятном для этого возрасте.

Тренеру (преподавателю физкультуры) следует помнить, что возраст, позволяющий допускать школьника к высшим тренировочным нагрузкам, зависит от вида спорта.

Недооценка тренером возрастных и индивидуальных морфо-функциональных особенностей юных спортсменов нередко является причиной прекращения роста спортивных результатов, возникновения предпатологических и патологических состояний, а иногда приводит и к инвалидизации.

К тренировкам следует допускать абсолютно здоровых детей! Если у них наблюдаются какие-либо отклонения, то их переводят в подготовительную или специальную медицинскую группу.

Врачебный контроль за физическим воспитанием включает:

ь исследование физического развития и состояния здоровья;

ь определение влияния физических нагрузок (занятий физкультурой) на организм с помощью тестов;

ь оценку санитарно-гигиенического состояния мест занятий, инвентаря, одежды, обуви, помещения и т.п.;

ь врачебно-педагогический контроль в процессе занятий (до занятий, в середине урока и после его окончания);

ь профилактику травматизма на уроках физкультуры, зависящего от качества страховки, разминки, подгонки инвентаря, одежды, обуви и т.п.;

ь пропаганду оздоровительного влияния физкультуры, закаливания и занятий спортом на состояние здоровья студента с использованием плакатов, лекций, бесед и пр.

Врачебный контроль проводится по общей схеме с включением тестирования, осмотра, антропометрических исследований и, по необходимости, осмотра врачом-специалистом (урологом, гинекологом, терапевтом, травматологом и др.). Занятия должны проводиться с учетом анатомо-физиологических особенностей. Морфологические, функциональные и биохимические особенности организма в период старения оказывают влияние на его важнейшее свойство - способность реагировать на воздействия внешней среды, физических нагрузок и т.д. Реактивность определяется состоянием рецепторов, нервной системы, висцеральных органов и др.

Практика свидетельствует, что умеренные физические тренировки задерживают развитие многих симптомов старения, замедляют прогрессирование возрастных и атеросклеротических изменений, улучшают функциональное состояние главнейших систем организма. А если учесть, что для лиц среднего, и особенно пожилого возраста характерна гиподинамия и избыточное питание, то становится очевидной необходимость регулярных занятий. Врачебное обследование студентов-спортсменов, имеющих I разряд или выше, осуществляется непосредственно врачебно-физкультурным диспансером, где заводится карточка диспансерного наблюдения за указанным спортсменом.

Врачами врачебно-физкультурного диспансера проводится углубленное обследование состояния тренированности спортсмена. И на основании этого обследования делается медицинское заключение, даются рекомендации тренеру по планированию и проведению тренировочного процесса.

Под термином тренированности имеется в виду комплексное понятие, включающее в себя здоровье, функциональное состояние, уровень физической, технической, и тактической, и волевой подготовленности спортсменов. Тренированность определяет уровень работоспособности спортсмена, его готовность к достижению максимального результата в конкретном виде спорта.

При повторных медицинских обследованиях в медицинском заключении указывается какие сдвиги произошли в здоровье и состоянии тренированности со времени предыдущего обследования, какие изменения нужно сделать в режиме и методике занятий, какие лечебно-профилактические мероприятия провести.

Преподаватели физического воспитания и тренеры должны строить свою работу с учетом медицинского заключения, оно является обязательным также и для судей спортивных соревнований.

Занятия физическими упражнениями приносят пользу только при рациональной системе тренировочных занятий. Нарушение в дозировке физических нагрузок и методике могут неблагоприятно отразиться на физическом развитии, физической подготовленности и здоровье занимающихся. Вследствие длительной и напряжённой мышечной активности возникает состояние организма, называемое утомлением. Оно проявляется в снижении работоспособности, уменьшении мышечной силы, ухудшении точности и координации движения и т.д. Утомление является своеобразной защитной реакцией организма, не позволяющей ему перейти предел, за которым возникают функциональные и биохимические изменения, несовместимые с жизнью. Сущность этой реакции заключается в изменении координации функций, которая приводит к ограничению работоспособности и затруднению дальнейшего продолжения работы. Скорость наступления утомления зависит от интенсивности работы: чем выше интенсивность, тем быстрее появляется утомление. Степень утомления зависит как. от интенсивности, так и от длительности работы.

Восстановление работоспособности после утомления, как правило происходит тем медленнее, чем больше была степень утомления. При прочих равных условиях быстро развивающееся утомление ликвидируется быстрее, чем развивающееся медленно, но достигающее высоких степеней.

Выполнение физической работы на фоне большой степени утомления, без достаточного восстановления, может привести к переутомлению, которое потребует значительно большего времени для приведения организма в работоспособное состояние, а иногда является причиной отрицательных физиологических сдвигов органов и систем человека.

Эффективное средство снижения утомляемости работы - правильное чередование работы и отдыха нервных клеток, сменность работы функциональных единиц. При занятиях спортом наступление усталости отдаляется разнообразием средств, методов и форм занятий, а также изменением обстановки в которой они проводятся. Но ликвидация утомления наступает в период отдыха, длительность которого между занятиями должна индивидуализироваться в зависимости от характера и величины нагрузки и степени тренированности спортсмена.

В борьбе с утомлением и ускорению восстановления работоспособности помогают некоторые пищевые факторы, в частности витамины. Однако следует помнить, что утомление является защитной реакцией организма, поэтому бороться с ним при помощи фармакологических стимуляторов не всегда полезно для организма.

При резком несоответствии между физической нагрузкой и подготовленностью к ней спортсмена, т.е. когда выполняемая на тренировке или соревнованиях работа превышает функциональные возможности организма спортсмена наступает перенапряжение. Перенапряжение бывает чаще результатом однократного воздействия чрезмерно напряжённой тренировки или соревнования. Оно может также возникнуть в результате форсированной тренировки. Появлению перенапряжения нередко способствует тренировка с большой нагрузкой или участие в соревнованиях, вскоре после перенесённого инфекционного заболевания (гриппа, ангины и др.). При перенапряжении появляются ряд расстройств в организме спортсмена, стоящих на грани с болезненными, иногда состояние здоровья резко ухудшается. Характерные признаки перенапряжения; сильная слабость, бледность кожных покровов, резкое снижение артериального давления, иногда головокружение, рвота, появление белка и форменных элементов в крови, в моче и т.д. При более тяжёлом перенапряжении развивается недостаточность правого желудочка сердца, появляется синюшность лица, одышка, боль в правом подреберье, сердцебиение, увеличиваются размеры сердца и печени.

Частым последствием перенапряжения является повышение артериального давления (гипертония). При признаках перенапряжения нужно своевременно принять меры к установлению правильного режима тренировки и отдыха, а при необходимости - провести необходимое лечение.

В результате недочётов в режиме и методике тренировки может ухудшиться состояние спортивной работоспособности, нервно-психического и физического состояния спортсмена. Это состояние называется перетренированностью. Оно, как правило, развивается уже при достижении спортсменом достаточной тренированности или даже спортивной формы. Это отличает перетренированность от перенапряжения, возникающего чаще у людей мало тренированных. Состояние перетренированности, прежде всего выражается в изменениях со стороны нервной системы, одновременно или несколько позже появляются изменения или нарушения в состоянии и др. систем организма. Часто при перетренировке наблюдаются отклонения со стороны сердечно сосудистой системы, обменных процессов.

В развитии состояния перетренированности можно отметить три стадии. Для первой характерны: некоторые снижения спортивных результатов или прекращение их роста; непостоянные или же всегда отчётливые жалобы спортсмена на ухудшение физического состояния; объективно выявляемое при врачебном обследовании ухудшение приспособляемости организма к скоростным нагрузкам. В этой стадии перетренированность удается ликвидировать с помощью режима тренировки в течение 15-30 дней.

Во второй стадии перетренированности отмечаются: выражение снижения спортивных результатов, жалобы на ухудшение самочувствия, понижение работоспособности, ухудшение приспособляемости организма к физическим нагрузкам на скорость и выносливость. При второй стадии перетренированности требуются использование специального восстановительного режима и некоторых средств лечения, возможно полное восстановление здоровья и работоспособности спортсмена в течении 1-2 месяцев.

В третьей стадии перетренированности наравне с изменениями в состоянии организма уже наблюдается стойкое ухудшение спортивных показателей, несмотря на упорно продолжительную тренировку. В этой стадии не всегда удаётся добиться существенного улучшения спортивной работоспособности даже за значительно большие сроки. Поэтому своевременная диагностика перетренировки является весьма важным условием для успешного восстановления здоровья и спортивной работоспособности спортсмена.

В начальном периоде интенсивной физической работы появляется так называемая "мёртвая точка" - состояние острого утомления организма спортсмена. Она наблюдается во время бега на средние и длинные дистанции: в плавании, гребле, лыжных гонках, велогонках, беге на коньках. При "мёртвой точке" отмечаются снижение работоспособности, повышение заг траты энергии на единицу работы, нарушение координации движений, ухудшение внимания, памяти и др., отрицательные проявления высшей нервной деятельности, пульс учащается до 180 - 200 ударов в минуту, резко повышается артериальное давление. У спортсмена возникает тягостное ощущение в "груди", недостатка воздуха и желание прекратить работу. Однако если усилием воли он преодолевает это желание и продолжает движение, то "мёртвая точка" сменяется состоянием облегчения, известным под названием "второго дыхания".

Суммарным показателем величины нагрузки (объем плюс интенсивность) является величина ЧСС, изморенная через 10 и 60 мин после окончания занятия. Через 10 мин пульс не должен превышать 96 уд/мин, или 16 ударов за 10 с, а через 1 ч должен быть на 10--12 уд/мин (не более) выше до рабочей величины. Например, если до начала бега пульс был 60 уд/мин, то в случае адекватности нагрузки через 1 ч после финиша он должен быть не более 72 уд/мин. Если же в течение нескольких часов после тренировки значения ЧСС значительно выше исходных, это свидетельствует о чрезмерности нагрузки, значит, ее необходимо уменьшить. Длительное увеличение ЧСС (в течение нескольких суток) обычно наблюдается после преодоления марафонской дистанции.

Объективные данные, отражающие суммарную величину тренировочного воздействия на организм (за недельный и месячный цикл занятий) и степень восстановления, можно получить, ежедневно подсчитывая пульс утром после сна, в положении лежа. Если его колебания не превышают 2--4 уд/мин, это свидетельствует о хорошей переносимости нагрузок и полном восстановлении организма. Если же разница пульсовых ударов больше этой величины, это сигнал начинающегося переутомления; в этом случае нагрузку следует немедленно уменьшить.

Еще более информативна ортостатическая проба. Сосчитайте пульс, лежа в постели; затем медленно встаньте и через 1 мин снова сосчитайте пульс в вертикальном положении за 10с с последующим пересчетом за 1 мин (для этого полученную величину нужно умножить на 6). Если разница пульса в вертикальном и горизонтальном положении не превышает 10--12 уд/мин, значит, нагрузка вполне адекватна и организм отлично восстанавливается после тренировки. Если прирост пульса составляет 18--22 уд/мин, значит, состояние удовлетворительное. Если же эта цифра больше указанных величин, это явный признак переутомления, которое помимо чрезмерного объема тренировки может быть вызвано другими причинами (большие производственные и бытовые нагрузки, постоянное недосыпание, перенесенное заболевание и т.п.). Неудовлетворительные результаты ортостатической пробы обычно наблюдаются людей, страдающих от гиподинамии и полностью нетренированных, а также у начинающих физкультурников. С ростом тренированности постепенно снижается реакция сердечно-сосудистой системы на этот тест - так же, как и ЧСС в состоянии покоя. Так, например, по наблюдениям автора, у начинающих любителей оздоровительного бега переход в вертикальное положение (после сна) вызывает увеличение ЧСС на 20--30 уд/мин, а у хорошо подготовленных бегунов с многолетним стажем занятий - всего на 8--16 уд/мин.

Для оперативного контроля за интенсивностью нагрузки, помимо данных ЧСС, целесообразно использовать также показатели дыхания, которые могут определяться непосредственно во время бега. К ним относится тест носового дыхания. Если во время бега дыхание легко осуществляется через нос, это свидетельствует об аэробном режиме тренировки. Если же воздуха не хватает и приходится переходить на смешанный носо-ротовой тип дыхания, значит, интенсивность бега соответствует смешанной аэробно-анаэробной зоне энергообеспечения и скорость следует несколько снизить. Так же успешно может использоваться разговорный тест. Если во время бега вы можете легко поддерживать непринужденный разговор с партнером, значит, темп оптимальный. Если же вы начинаете задыхаться и отвечать на вопросы односложными словами, это сигнал перехода в смешанную зону. Эти тесты подтверждает заповедь родоначальника оздоровительного бега, знаменитого новозеландского тренера Артура Лидьярда - "бежать легко”

Не менее важное значение для самоконтроля имеют и субъективные показатели состояния организма (сон, самочувствие, настроение, желание тренироваться). Крепкий сон, хорошее самочувствие и высокая работоспособность в течение дня, желание тренироваться свидетельствуют об адекватности тренировочных нагрузок. Плохой сон, вялость и сонливость в течение дня, нежелание тренироваться являются верными признаками перегрузки. Если не принять соответствующие меры и не снизить нагрузки, позже могут появиться более серьезные симптомы перетренированности - боли в области сердца, нарушения ритма (экстрасистолия), повышение артериального давления и др. В этом случае следует на несколько недель прекратить занятия и обратиться к врачу. После исчезновения указанных симптомов и возобновления занятий необходимо начинать с минимальных нагрузок, использовать реабилитационный режим тренировок. Для того чтобы избежать таких неприятностей, нужно правильно оценивать свои возможности и увеличивать тренировочные нагрузки постепенно.

Врачебный контроль на соревнованиях

Большую помощь занимающимся может оказать регулярное ведение дневника самоконтроля, что позволит выявить ранние признаки переутомления и вовремя внести соответствующие коррективы в тренировочный процесс. Текущий самоконтроль и периодический врачебный контроль повышают эффективность и обеспечивают безопасность занятий оздоровительной физической культурой.

Соревнования предъявляют к организму спортсмена предельные требования. Поэтому медицинское обеспечение соревнований, имеющее своей целью сохранение здоровья спортсменов, предупреждение травм и заболеваний, создание наиболее благоприятных условий для достижения спортивного результата, имеет очень большое значение и является в нашей стране обязательным.

Тренер наряду с врачом несет прямую ответственность за сохранение здоровья спортсменов в условиях соревнований. Поэтому он должен хорошо знать вопросы организации и содержания медицинского обеспечения соревнований, активно помогать медицинскому персоналу, немедленно принимать меры в тех случаях нарушений правил и условий соревнований, которые грозят здоровью спортсменов, при заболевании или травме немедленно направить пострадавшего к врачу, вместе с ним решить вопрос о возможности продолжения соревнования, уметь оказать пострадавшему первую доврачебную помощь.