Конспект индивидуального занятия с заикающимися школьниками. Конспекты индивидуальных занятий с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста


Занятия с заикающимися.

1 этап

Занятие № 1, 2, 3 . Расслабление мышц рук.

Цель: Обучать расслаблению рук, фиксируя внимание на приятном состоянии расслабленности.

  1. Сесть на стул, опереться о спинку. Руки на колени, расслабиться.

Есть у нас игра такая –

Очень лёгкая, простая:

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье….

И становится понятно:

Расслабление – приятно!

  1. Упражнение «Кулачки»

Сжать пальцы в кулачок покрепче. Чтобы косточки побелели.

Вот как напряглись ручки. Нам неприятно так сидеть. Руки устали. Распрями ручки. Вот и расслабились ручки. Легко, приятно стало. (упражнение выполнить 3 раза).

Спокойный вдох – выдох, вдох – выдох.

Большой палец с силой прижимаем к остальным:

Пальчики сильней сжимаем- отпускаем, разжимаем.

Приподнять и уронить расслабленную кисть ребёнка.

Отдыхают пальчики.

  1. Упражнение «Олени».

Представим, что мы олени. (поднять скрещенные руки над головой, широко расставив пальцы) Вот такие рога у оленя! Напряги руки! Руки стали твёрдыми как рога у оленя. Трудно держать руки. Напряжение неприятно. Быстро опусти руки, урони на колени. Расслабились руки. Отдыхают.

Вдох – выдох, вдох – выдох.

Посмотрите: мы олени, рвётся ветер нам на встречу!

Ветер стих, расправим плечи,

Руки снова на колени, А теперь – немного лени…

Руки не напряжены, И расслаблены…

Взрослый лёгким движением пальцев проводит по руке ребёнка от плеча до кончиков пальцев.

Дыхательное упражнение «Задуй свечку»

Спокойно вдохнуть через нос и так же спокойно выдохнуть через (через рот) на свечку, произнося шепотом Ф – Ф – Ф.

Упражнение повторять по 3 раза 4 раза в день.

Занятия 7, 8, 9. Расслабление мышц рук, ног и корпуса

Логопед . Дети, начинаем игру. Руки положите на колени, успокоились. (Дети принимают позу покоя .) Слушайте и делайте, как я. (Дается формула общего покоя. Повторяются все упражнения предыдущих занятий. )

Упражнение «Штанга» (рис. 7, 8). Логопед. Будем заниматься спортом. Встаньте! Представим, что поднимаем тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены. Тяжело! Подержали штангу... Устали руки и бросили штангу. (Руки резко опускаются и свободно повисают вдоль туловища , рис. 9.) Руки расслабились, не напряжены, отдыхают. Легко дышится! Слушайте и делайте, как я. Спокойно вдохнуть – выдохнуть!..

Мы готовимся к рекорду,

Будем заниматься спортом. (Наклониться вперед.)

Рис. 6.

Штангу с пола поднимаем... (Распрямиться .)

Крепко держим...

Логопед прикасается к мышцам плеча и предплечья детей, обращает их внимание на напряжение и последующее расслабление.

– И бросаем! (Упражнение повторяется три раза. )

Наши мышцы не устали –

И еще послушней стали!

Нам становится понятно:

Расслабление – приятно.

Упражнение «Кораблик» (рис. 10, 11). Логопед . Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу – прижмем к полу правую ногу. (Правая нога напряжена. Левая – расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола .) Выпрямились! Расслабились! Качнуло в другую сторону – прижимаем левую ногу. (Напряжена левая нога. Правая нога расслаблена .) Выпрямились. Слушайте и делайте, как я. Вдох – выдох!

Дышим попеременно

И.п.: стоя (сидя на стуле). 1 - вдох и выдох через нос; 2 - вдох через нос, выдох через рот; 3 - вдох через рот, выдох через нос; 4 - вдох и выдох через левую половину носа, затем через правую (попеременно); 5 вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно); 6 - вдох через нос, удлиненный выдох через нос с усилением в конце; 7 - вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы; 8 - вдох через нос, выдох через нос толчками (диафрагмальный).

Рыбки

Оборудование: 2-3 яркие бумажные рыбки.

* * *

На уровне рта ребенка подвесить на ниточках разноцветные рыбки. Дети стоят напротив рыбок.

Логопед . Давайте сделаем так, чтобы наши рыбки начали весело играть. Смотрите, я дую на них, и они плывут. Попробуйте и вы.

Логопед показывает, как дуть на рыбок, дети повторяют.


Заикание — это не болезнь, а проявление болезни, один из её симптомов. Соответственно, чтобы говорить о тактике лечения заикания, нужно точно установить, проявлением какого расстройства оно является...

Разработано большое количество методик избавления от заикания. Какая методика подойдет в каждом конкретном случае, сказать трудно. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию методику, описанную в книге В.М.Лыкова "Заикание у дошкольников" (М., 1978).

Сущность заикания

Заикание — явление довольно распространенное. Однако повседневные наблюдения показывают, что у взрослых нет четкого представления о заикании, отчетливого понимания психологии заикающихся, знания научно-обоснованных путей профилактики и лечения.

Заикание — не только сложное речевое расстройство, но и заболевание всего организма. И поэтому наряду с педагогическими мерами заикающиеся дети нуждаются в специальном общеукрепляющем лечении.

Опросы родителей показали, что в большинстве своем они понимают заикание как некую "механическую поломку" звукопроизношения, не связывают его со сложными психическими процессами. Отсюда и чисто формальный подход к воспитанию и обучению заикающихся.

Как же современная наука трактует этот феномен? Исходя из учения И. П. Павлова, заикание рассматривают как частный вид невроза — логоневроз (речевой невроз), возникающий в результате функционального нарушения высшей нервной деятельности.

Известно, что в коре головного мозга непрерывно протекают два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса — возбуждение и торможение. В норме, уравновешивая друг друга, они создают покой и благополучие для всего организма, так называемое состояние комфорта. Но когда взаимоуравновешенность этих процессов нарушается, возникает явление, которое И. П. Павлов образно назвал "сшибкой".

Образовавшийся в результате такой "сшибки" больной очаг изменяет взаимодействие между корой и подкоркой. Выйдя из-под контроля коры, подкорковые образования начинают рассылать беспорядочные импульсы в кору, в том числе и в зону воспроизведения речи, обусловливая появление судорог в различных отделах речевого аппарата (гортань, глотка, язык, губы). В результате отдельные его компоненты срабатывают раньше, другие — позже. Темп и плавность речевых движений нарушается — голосовые связки плотно смыкаются или размыкаются, голос внезапно исчезает, слова произносятся шепотом и пролангированно (удлиненно) — пп-поле, ббб-бе-береза, отчего мысль высказывается расплывчато, не доводится до конца, становится непонятной для окружающих.

В этой связи встает вопрос: "Какие же факторы отрицательно влияют на нормальное протекание возбуждения и торможения?"

Причин несколько. Но главная из них — это слабость нервной системы, чаще всего обусловленная инфекционными заболеваниями (осложнения после кори, энцефалита), вяло текущая хроническая патология — ревматизм, воспаление легких и т. д.

Иногда дети рождаются с ослабленной нервной системой, которая явилась следствием неблагоприятного протекания беременности.

Мы назвали группу причин болезнетворного характера, но есть и другая группа — дефекты воспитания. Ненормальная бытовая обстановка, ссоры родителей в присутствии ребенка, неровное отношение к нему (окрики, запугивания, наказания), наконец, разные требования в семье ранят детскую психику и влекут за собой речевое расстройство.

Науке и практике известны и многие другие факторы, например, леворукость, подражание, запинки в речи, нарушение звукопроизношения, речевое недоразвитие и т. д. Кстати, нежелательно как отставание, так и чрезмерно бурное развитие речи, побуждение детей к освоению сложных слов и предложений. Бывает и так, что ребенок, подражая неряшливой речи окружающих, стремится поскорее высказать свои мысли, сбивается, путается в звуках и начинает заикаться.

Однако для проявления заикания недостаточно перечисленных факторов. Своего рода толчком, пусковым механизмом заикания служат такие раздражители, как испуг, конфликтные ситуации, тяжелые эмоциональные переживания. Отсюда становится понятным, почему дети чаще начинают заикаться после перенесенных заболеваний: ослабленная нервная система резко реагирует на сильные раздражители, на грубый окрик и т. д.

Заикание в большинстве случаев связывают с испугом (нападение животных, наезд автомашин, пожары, утопление, крик петуха, наказания, эмоциональные напряжения). И действительно, около 70 процентов случаев заикания связано с психическими травмами.

Могут возразить: "Многие дети пугаются, однако далеко не все из них заикаются". Что верно, то верно. Быть или не быть заиканию всецело зависит, как мы заметили, от ряда привходящих обстоятельств — состояния нервной системы в момент психического травмирования, силы травмирующего раздражителя и т. д.

Заикание развивается обычно у детей от двух до пяти лет, т. е. в самый бурный период становления речи. В системе других психических процессов речь наиболее хрупкая и уязвимая в силу своей "молодости", и поэтому нагрузки на нервную систему прямо или косвенно влияют на речевую деятельность. У маленьких детей отсутствуют прочные тормозные реакции. Малыши легко возбуждаются, а возбуждение может приводить к судорогам, в том числе и к судорогам речевого аппарата — заиканию. У мальчиков заикание встречается в три раза чаще, чем у девочек. Ученые объясняют это явление тем, что мальчики ввиду их более активного образа жизни подвергаются более частым травмирующим возможностям. У сельских школьников заикание наблюдается реже, чем у городских. В сельской местности меньше травмирующих факторов, там более спокойный и размеренный ритм жизни.

Симптомы заикания

Заикание протекает по-разному, но определить заболевание не трудно. Оно проявляется либо в навязчивом повторении звуков и слогов, либо в непроизвольных остановках, задержках, часто сопровождающихся судорогами речевых органов. Судорогами поражаются голосовые связки, мышцы глотки, языка, губ. Наличие судорог в речевом потоке является главным феноменом заикания. Они различаются по частоте, месту поражения и продолжительности. От характера судорог зависит тяжесть заикания. Напряженность органов произношения не позволяет заикающемуся точно, ясно, ритмично вести разговор. Расстраивается и голос — у заикающихся он неуверенный, хриплый, слабый.

Существует мнение, что в основе заикания лежит блокирование (выключение) голосообразования. И действительно, ряд опытов подтверждает эту мысль. Заикаясь, ребенок тратит большие физические силы. При разговоре его лицо покрывается красными пятнами, липким холодным потом, а после высказывания он нередко испытывает ощущение усталости.

Отдельные звуки, слоги, слова становятся настолько трудными, что дети избегают употреблять их, от чего речь обедняется, упрощается, становится неточной, малопонятной. Особенно большие трудности возникают при воспроизведении связных рассказов. И, чтобы облегчить свое положение, малыши начинают употреблять звуки, слова или даже целые словосочетания, которые не имеют никакого отношения к предмету высказывания. Эти "чужеродные" звуки и слова называются уловками. В качестве речевых уловок используются "а", "э", "вот", "ну", "и".

Помимо речевых, у заикающихся детей формируются и двигательные уловки: дети сжимают кулаки, переступают с ноги на ногу, взмахивают руками, пожимают плечами, шмыгают носом и т. д. Эти вспомогательные движения облегчают ребенку высказывание, а в дальнейшем, закрепляясь, становятся составной частью речевого акта. Лишние движения вносят разлад в координированную моторику, загружают психику дополнительной работой.

У некоторых дошкольников появляется страх перед речью. Еще не приступив к разговору, ребенок начинает волноваться от того, что станет заикаться, что его не поймут, плохо оценят. Появляется неуверенность в речи, настороженность, мнительность.

Дети болезненно ощущают разницу между собой и сверстниками. Если к тому же товарищи смеются над ними, передразнивают, а взрослые бранят за неправильную речь, заикающиеся дети уходят в себя, становятся раздражительными, пугливыми, у них появляется чувство собственной неполноценности, что еще больше угнетает психику, усугубляет заикание.

Психологические наслоения бывают настолько выраженными, что в первую очередь приходится направлять усилия на упорядочение поведения, а уже затем на борьбу с заиканием.

У заикающихся нарушена координированность в движениях. У одних — двигательное беспокойство и расторможенность, у других — угловатость и скованность. Вот почему заикающиеся обычно избегают поделок, требующих тонких движений пальцев. Но на этом признаки заикания не исчерпываются. У заикающихся формируются нежелательные черты характера — раздражительность, плаксивость, обидчивость, замкнутость, недоверчивость, негативизм, упрямство и даже агрессивность.

Заикающиеся дошкольники более подвержены простудным заболеваниям, чем обычные дети, у них чаще нарушаются сон, аппетит. Если говорить о динамике заикания, то оно поражает рядом характерных особенностей — непостоянством клинической картины, приспособляемостью и видоизменяемостью. Нередко более сложная форма речи произносится свободнее, чем облегченная.

В весенне-летний период заикание сглаживается, в осенне-зимний — усиливается. В незнакомой обстановке оно проявляется сильнее, чем в знакомой. На тяжесть заикания оказывает влияние и ситуация, в которой находится ребенок. В детском саду оно усугубляется, в кругу товарищей и семьи ребенок чувствует себя свободнее. На занятиях по труду речь гораздо увереннее, чем на занятиях по родному языку.

Заикание усугубляется по мере нарастания утомления. В начале дня дефект проявляется менее грубо, чем в конце. Отсюда вывод, что с заикающимися надо проводить занятия в утреннее время.

Когда ребенок находится один, он не заикается. Не заикаются дети при пении, чтении стихов, декламации заученных рассказов. Из изложенного можно сделать вывод, что для исправления дефекта необходимо воздействовать не только на речь заикающегося, но и на личность в целом.

Преодоление заикания

Прежде, чем перейти к конкретным рекомендациям по преодолению заикания, нелишним будет напомнить о некоторых общих положениях. Первое, что должны сделать родители, — это посоветоваться с врачом-психоневрологом и логопедом, вместе с ними, исходя из особенностей личности ребенка, наметить и реализовать программу медико-педагогического воздействия.

В настоящее время широкое распространение получил комплексный метод преодоления заикания, в котором видная роль отведена родителям. В чем его суть?

В структурном отношении он состоит из двух взаимосвязанных частей — лечебно-оздоровительной и коррекционно-воспитательной. Каждая из них, дополняя друг друга, преследует свои цели и задачи: лечебно-оздоровительная направлена на нормализацию нервно-психических процессов, на оздоровление нервной системы; коррекционно-воспитательная — на выработку и закрепление правильных речевых навыков.

Для укрепления здоровья ребенка проводят различные мероприятия, назначают успокаивающие средства, препараты кальция, а также различные витамины. Медикаментозная терапия сочетается с физио- и климатотерапией, сном и т. д.

Родителям крайне важно создать для малыша благоприятную, спокойную обстановку, вселять в него жизнерадостность, отвлекать от неприятных мыслей. Речь взрослых должна быть доброжелательной, неторопливой, простой. Не допускаются одергивания, окрики, наказания.

Поскольку организм заикающегося ребенка в большинстве случаев ослаблен, он очень нуждается в правильном и твердом , рациональном чередовании труда и отдыха. Размеренный ритм жизни способствует нормализации работы организма и, в частности, высшей нервной деятельности. При этом большую роль играет сон. Заикающиеся дети должны спать 10-12 часов ночью и 2-3 часа днем.

В режиме дня предусматривают время для игр, прогулок. Причем важно для подвижных ребят подбирать спокойные игры, для инертных — веселые, подвижные.

Родители должны уделять пристальное внимание питанию ребёнка — сделать его разнообразным, достаточно калорийным, хорошо витаминизированным. Заикающимся рекомендуется четырехразовое питание с постоянным временем приема пищи.

Исключительно благоприятное воздействие на здоровье ребенка оказывают закаливающие процедуры — обтирание, обливание, купание. Обязательны прогулки, катание на санках и лыжах. Не следует забывать об утренней гимнастике и физических упражнениях, которые способствуют развитию координации движений, улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В режим дня следует включать и элементы детского труда: ребенок может принести посуду, убрать со стола ложки, кусочки хлеба, привести в порядок детский уголок, приготовить предметы для игры. Ребенку поручают уход за растениями и т. д.

Медицинские и оздоровительные мероприятия создают физиологический фундамент для проведения специальных речевых занятий. Коррекционно-воспитательные мероприятия направлены на нормализацию темпа, плавности и ритма речи, на выработку умения целенаправленно работать, активизацию речевого общения, а также на устранение дефектов звукопроизношения.

Программа коррекционно-воспитательных мероприятий реализуется в процессе повседневной деятельности ребенка, максимально приближается к его запросам, интересам, увлечениям, словом, коррекция речи должна протекать в естественных условиях. Ни в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка выполнять те или иные задания. Он должен все делать без особого принуждения.

Речевые занятия

Речевые занятия строятся в форме бесед, просмотра дидактических материалов, диафильмов, работы над поделками. На занятиях надо использовать книги, игрушки, настольные игры. При этом родители должны следить за речью детей, помогать им правильно высказывать мысль, не заостряя внимания на речевом дефекте.

Речевые занятия должны проводиться регулярно и в соответствии с принципом от простого к сложному, от знакомого к незнакомому. От простейших ситуативных форм к развернутому высказыванию — таков путь преодоления заикания. Это очень нелегкая задача, и успех здесь сопутствует тем родителям, которых не останавливают первые неудачи.

Обычно преодоление заикания у дошкольников в домашних условиях занимает 3-4 месяца. Все это время надо быть рядом с ребенком и "прожить" с ним все этапы перевоспитания речи. Никогда не теряйте надежды на исправление заикания. Помните: заикание — недуг устранимый.

Курс преодоления заикания условно подразделяют на три периода: подготовительный, тренировочный, закрепительный.

Подготовительный период

К этому периоду относятся лечебно-оздоровительные и охранительные мероприятия: посещение врача, логопеда, организация режима труда и отдыха. В это время нужно ограничить речевое общение заикающегося ребенка с другими детьми. Члены семьи должны тщательно следить за тем, чтобы их собственная речь была внятной, выразительной и неторопливой. Необходимо на каждый день составлять план работы с ребенком и делать пометки о ее выполнении. С ребенком проводят непринужденные беседы о том, что вместе (с мамой, папой) он будет учиться правильно и красиво говорить, рассказывать интересные сказки или рассказы. При этом проиграйте ребенку детскую пластинку или дайте прослушать магнитофонную запись сказок "Теремок", "Колобок", "Три медведя" и других. Настроить его на предстоящую речевую работу помогают игры, рисование, лепка. Занимайтесь воспитанием правильной речи во время прогулок и игр на свежем воздухе.

В подготовительный период организуются простые речевые занятия — три-четыре раза в день продолжительностью 10-15 минут каждое. Занятия лучше начинать с речевой зарядки. Ребенку предлагают считать до пяти, до десяти, а затем вслед за родителями произносить короткие фразы: "Я учусь говорить медленно". "Я учусь говорить громко".

Материалом для речевой зарядки могут служить отрывки из детских стихотворений. Цель речевой зарядки — настроить ребенка на предстоящее занятие, дать почувствовать, что он может правильно говорить. Важно при этом, чтобы в разговоре ребенок не напрягался, не приподнимал плечи, дышал бесшумно, спокойно.

После зарядки начинают речевые занятия, которые состоят из специальных упражнений, нормализующих речь. Речевые упражнения строятся в определенной последовательности — от простой формы речи к сложной.

Сопряженная речь — наиболее легкая для заикающихся детей. Ребенок с родителями одновременно называет предметы, изображенные на картинках, буквы алфавита, говорит короткие фразы (по картинкам), декламирует стихи. Методика занятий довольно проста. Рассматривая картинку, одновременно с ребенком плавно, неспеша проговаривайте: "Это Мишка. Мишка купается. У Мишки большие лапы".

Можно взять любую игрушку и рассказать, из каких частей она состоит: "Это кукла Лена. У Лены глазки, рот, нос. У Лены новое платье и белые туфли". Видя перед собой предметы, ребенок легче и увереннее выражает свою мысль.

Занятие можно закончить игрой в лото с картинками или чтением стихотворения. Как только ребенок свободно овладеет сопряженной речью, переходите к следующей форме речи.

Отраженная речь — это более сложная форма, которая допускает рассказывание с опорой на предметы, картинки, игрушки. Родители произносят фразу, ребенок повторяет: "У меня карандаш". "Я рисую". "Жила-была коза, и было у нее семеро козлят". С детьми желательно проговаривать "Теремок", "Колобок", рассказ М. Пришвина "Храбрый ежик", стихи А. Барто "Зайка", "Мишка". Со старшими дошкольниками нужно разучивать алфавит, а также следует обучать их грамоте по "Азбуке".

В этот период вводятся упражнения на координацию слова с движением. Вместе с ребенком маршируйте по кругу: "Научились мы считать: раз, два, три, четыре, пять". И так три раза. Или другое упражнение. Дайте ребенку мяч и каждый бросок мяча о пол сопровождайте счетом. Занятие заканчивается речевой настольной игрой. Например, можно приготовить любое предметное лото. Покажите ребенку картинку и спокойно произнесите: "У меня белка". Затем вы только показываете картинку, а ребенок называет ее.

Таков схематичный план занятий по воспитанию отраженной формы речи, опираясь на который можно самим составлять последующие занятия.

В этот период разучите с ребенком стихотворение Н. Найденовой "Весна". В качестве речевой зарядки используйте дни недели, месяцы, времена года. Если ребенок читает, подбирайте для него народные сказки, интересные стихотворения.

После двух-трех занятий ребенок сам начинает проявлять активность и уверенно повторяет текст, охотно играет, подбрасывает мяч вверх, ударяет о пол, стенку. Движение сопровождает словами. Особенно удобны для подобных упражнений считалки, прибаутки, загадки (их можно найти в журналах "Веселые картинки", "Мурзилка").

На этом подготовительный период заканчивается. Его продолжительность может быть разной в зависимости от успешности освоения сопряженно-отраженной формы речи. Свободное владение ими дает основание для перехода к следующему периоду — тренировочному. Нередки случаи, когда уже на начальном этапе отдельные формы заикания (особенно легкие) успешно преодолеваются. В профилактических целях занятия следует продолжить. Однако распорядок дня, щадящий режим должны оставаться прежними. Спустя месяц ребенка можно водить в обычный детский сад.

Тренировочный период

Тренировочный период — это главный период в работе по устранению заикания. Его цель — освоение наиболее сложных форм речи на основе навыков, приобретенных в подготовительном периоде. Ребенок почувствовал, что может говорить свободно, уверенно, а поэтому последующие занятия не будут ему казаться чрезмерно трудными.

Тренировочный период начинается с освоения вопросно-ответной формы речи. Занятия строятся в форме беседы, игры, трудовой деятельности. В качестве дидактического материала служат картинки, игрушки, и т. д. Главное для родителей — уметь правильно поставить вопрос. В отличие от упражнений с отраженной речью ребенок при ответе на вопрос самостоятельно произносит одно слово. В дальнейшем ответы усложняются, и ребенок говорит самостоятельно 3-4 слова.

Приведем примерное занятие, рассчитанное на один день. Опираясь на эту композицию, вы можете строить аналогичные занятия на последующие дни.

Утром

Речевая зарядка на координацию слова с движением. Встаньте напротив ребенка в двух метрах от него с мячом.

— Женя, что у меня в руках?
— Мяч.
— Лови! (Женя ловит).
— Женя, что ты сделал?
— Я поймал мяч.
— Бросай мне (Бросает).
— Что ты сделал?
— Я бросил мяч.
— Какой это мяч?
— Мяч резиновый (круглый, маленький). (На слово "резиновый" ребенок бросает мяч). Следующее упражнение — приседание на корточки и выпрямление с упором на носки.
— Что ты будешь делать?
— Я буду подниматься на носочках и садиться на корточки.
Упражнение выполняется следующим образом: На счет раз — приседание.
— Женя, что ты сделал?
— Я присел на корточки. На счет два — выпрямление.
— Женя, что ты сделал?
— Я встал на носочки.
Ответы на вопросы по знакомым картинкам. Приготовьте набор предметных и сюжетных картинок. Поочередно показывайте их ребенку:
— Кто это?
— Это девочка.
— Что делает девочка?
— Девочка играет с куклой. Следующая картинка:
— Кто это?
— Мальчик.
— Что в руках у мальчика?
— В руках у мальчика удочка.
— Что делает мальчик?
— Мальчик ловит рыбу.
В таком ключе разберите с ребенком еще несколько картинок. Не торопите малыша, следите, чтобы он отвечал плавно, без ошибок. При затруднениях пусть повторит вслед за вами.
От предметных картинок переходите к работе с сюжетными картинками, вырезанными из детских журналов. Дети охотно занимаются по картине К. Успенской "Не взяли на рыбалку".
Вначале ребенок внимательно рассматривает картинку, а потом отвечает на вопросы:
— Женя, что изображено на картинке?
— На картинке мальчик, курочка, дядя и еще мальчик.
— Где живет мальчик? В городе или в деревне?
— Мальчик живет в деревне.
— Как ты думаешь, куда пошли отец и старший брат?
— Они пошли ловить рыбу.
— Что у них в руках?
— В руках удочки.
— Кто еще хотел ловить рыбу?
— Этот мальчик.
— Взяли или нет его?
— Не взяли, и он плачет.
— А что делает сестренка?
— Улыбается.
По мере разбора картины вопросы усложняются.
Для детей 4-5-летнего возраста подбирайте картинки с изображением животных, героев любимых сказок. Занятие закончите вырезанием буквы "а". Начертите на листе бумаги букву "а" и предложите ребенку вырезать ее. В процессе операции спросите:
— Женя, что ты делаешь?
— Я вырезаю букву "а".
Вместе громко произнесите "а-а-а-а".

В. М. Лыков

Статья предоставлена сайтом Детский сад.Ру

Конспект индивидуального логопедического занятия

по коррекции заикания на тему: «Цветик – семицветик»

Цели занятия:

    познакомить со сказкой В.П. Катаева «Цветик-семицветик»

    тренировать речевое дыхание;

    формировать умения по распознаванию цвета предметов; развивает внимание по распознаванию цвета предметов;

    развивать внимание, мышление, воображение, расширять словарный запас;

    способствовать воспитанию чувства доброты и отзывчивости;

    закреплять навык свободной от запинок речи на этапе вопросно-ответной формы речи;

    работать над плавностью речи, темпом, ритмом;

    развивать фонематический слух;

    развивать координацию общую и мелкую моторику;

    закреплять навык релаксации по контрасту с напряжением;

    формировать навыки самостоятельной речи.

Оборудование:

Зеркало, макет цветик - семицветик, изображения облаков, свеча, изображение контура свечи на листе бумаги, цветные прямоугольники, разноцветные кружки с цифрами, игрушка – пианино, бумажные бабочки на верёвочках.

Организационный момент

Логопед: Посмотри, какие интересные облака над нами. Вот спустилось к нам необычное облачко.

Логопед читает стихотворение:

С ребёнком перед зеркалами выполняют мимические упражнения согласно тексту и картинкам (облакам).

Вот облачко весёлое

Смеётся надо мной:

Зачем ты щуришь глазки так?

Какой же ты смешной!

А вот другое облачко

Расстроилось всерьёз:

Его от мамы ветерок

Вдруг далеко унёс.

И вдруг по небу грозное

Страшилище летит

И кулаком громадным

Сердито мне грозит.

А маленькое облачко

Над озером плывёт,

И удивлённо облачко

Приоткрывает рот.

Н.А. Екимова

Логопед: Прежде чем мы с тобой перед тем к основной части занятия нам необходимо расслабится и поэтому мы сейчас, поиграем с тобой в игру «Волшебный сон». Закрыв глаза, внимательно слушай и про себя повторяй мои слова и выполняй мою инструкцию.

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем…(Два раза)

Сном волшебным засыпаем…

Дышится легко…ровно…глубоко…

Наши руки отдыхают…

Ноги тоже отдыхают…

Отдыхают…засыпают…(Два раза)

Шея не напряжена

И рассла-а-бле-на…

Губы чуть приоткрываются…

Все чудесно расслабляется. (Два раза)

Дышится легко…ровно…глубоко

Длительная пауза. Ребенок выводится из «Волшебного сна»:

Мы спокойно отдыхали.

Сном волшебным засыпали…

Громче. Быстрее. Энергичнее:

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Открыть глаза и встать!

Логопед: Все закончилась игра. Ты немного отдохнула, успокоилась, расслабились твои руки, ноги, все тело. А также расслабились губы и нижняя челюсть.

Ход занятия

Логопед: Сегодня, я тебе расскажу замечательную сказку Валентина Петровича Катаева «Цветик Семицветик».

Итак, сказка начинается. Жила - была девочка Женя. Однажды мама послала ее в магазин за баранками. Купила девочка баранки и отправилась домой. Но по дороге незаметно к ней пристала незнакомая собака. И, пока Женя по сторонам зевала, вывески читала, собака все баранки съела.

Ах, вредная собака! – закричала Женя и бросилась ее догонять.

Собаку не догнала, а вот сама заблудилась. Испугалась девочка, заплакала. Вдруг. Откуда ни возьмись, появилась старушка. Она пожалела Женю, привела ее в свой садик и сорвала с грядки очень красивый цветик - семицветик, примерно такой, как этот. (Показ цветка) Старушка подарила девочке цветик - семицветик и сказала, что он может исполнить любое ее желание, стоит лишь сорвать один из лепестков, бросить его и сказать:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся снова в круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть, по-моему вели.

Вели, чтобы сделалось то-то или то-то. И этот тотчас сделается.

Женя вежливо поблагодарила старушку, которая вдруг куда-то исчезла, затем оторвала желтый лепесток, кинула его и сказала: (Слова)

Вели, что бы я была дома с баранками!

Логопед: И начиная с этого места, я позволю себе внести изменения в сказку.

Но наш цветик – семицветик не сразу будет выполнять желания девочки, а лишь после того, как мы выполним задание, записанное на обратной стороне лепестка.

Логопед: И так начинаем наш путь по сказке.

Ребёнок отрывает от цветка лепесток и произносит слова:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся снова в круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть, по-моему вели.

Логопед: А сейчас переверни лепесток и прочитай, что на нем написано. Загадочный .

Это означает, что ты должна угадать предмет по описанию сочетания цветов.

Загадки :

    Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостом, а не мышь. (Репа )

    Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз )

    Белая морковка зимой растет. (Сосулька )

Логопед : Молодец. Отгадала все загадки.

И в тот же миг Женя очутилась дома, а в руках – связка баранок!

Девочке захотелось поставить такой чудесный цветок в любимую мамину вазочку. Но она нечаянно разбила ее на мелкие кусочки.

Женя поскорее оторвала красный лепесток, бросила его и прошептала...

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся снова в круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть, по-моему вели.

Логопед : И так отрывай красный лепесток. И прочитай его название. Радужный .

Это означает, что тебе нужно назвать все цвета радуги по порядку. (Вспоминается предложение подсказка «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»)

(Выкладывает прямоугольники по цветам ).

Не успела она сказать заветные слова, как черепки сами собой поползли друг к другу и стали срастаться.

Пошла Женя во двор. А там мальчишки играют: представляют, будто они на Северном полюсе находятся, на льдинках. Девочка попросилась, чтобы мальчишки взяли ее в игру, но те не согласились, прогнали Женю.

И не нужно. Я и без вас на Северном полюсе сейчас буду. Только не на таком, как ваш. А на всамомделешном. – оторвала синий лепесток и сказала...

Логопед : Снимай синий лепесток. Прочитай, как он называется Вычислительный .

Задание: «Расшифруй и реши пример». Пользуясь кодом, нужно заменить разноцветные кружки соответствующими цифрами и решить получившиеся примеры.

И девочка оказалась на Северном полюсе. Как была, в летнем платьице, с голыми ногами, а там мороз сто градусов! А тут еще из-за льдин вышли семь белых медведей! Женя испугалась. Заплакала, но слезы превратились в сосульки и повисли на носу. Как на водосточной трубе.

Не помня от страха. Девочка схватила обледеневший пальчиками цветик – семи цветик, и вырвала зеленый лепесток и закричала что есть мочи… (Проговаривание слов)

Вели. Чтобы я снова оказалась в своем дворе!

Логопед : Снимай зеленый лепесток и прочитай, что на нем написано. Воздушный .

Задание: - Обведи карандашом контур по точкам, и ты узнаешь, какой предмет изображен.

Ребенок проводит карандашом по точкам.

Логопед попутно задаёт вопросы:

    Какого цвета у тебя карандаш?

    В каком направлении ты соединяешь точки?

    В какую сторону свернул карандаш? И т.д.

    Какой предмет получился? (Свеча)

Логопед: Эта свеча нарисована на листе, а с помощью волшебных слов мы её можем превратить в настоящую. Закрой глаза и произнеси волшебные слова:

Рекс, пэкс, фэкс.

В это время логопед ставит на стол зажженную свечу.

Логопед: Открой глаза и посмотри, что произошло. Давай подуем на огонёк, чтобы он затанцевал. Будем дуть посильнее - огонёк будет вальсировать, подуем слабее - огонёк будет танцевать тихонько.

(Ребёнок выполняет упражнение)

Логопед: И вот с нашей помощью Женя снова очутилась во дворе. Мальчишки не поверили. Что она была на настоящем северном полюсе. Девочка обиделась на них и ушла играть в соседний двор.

Пришла, видит – у девочек разные игрушки. У кого коляска. У кого мячик, у кого прыгалка у кого велосипед. Тут Женя взяла такая досада. Что она оторвала оранжевый лепесток и сказала…(слова) вели, чтобы все игрушки. какие есть на свете, были мои!

Логопед: И ты сними оранжевый лепесток. И прочитай, как он называется. Музыкальный .

Сейчас мы будем сочинять коротенькие мелодии. Я играю, а ты повторяешь. Начнем с клавиши обозначенной буквой … (ребёнок называет букву на клавише. Задание выполняется 5 раз.)

Вот какие у нас получились необычные мелодии.

Логопед: Игрушки повалили к Жене со всего света. Их оказалось так много. Движение в городе остановилось. Постовые милиционеры влезли на фонари и не знали, что им делать.

Довольно, довольно! И в ужасе закричала. Женя, хватаясь за голову.

я пошутила! Мне совсем не надо столько игрушек. Я боюсь..

И тогда девочка оторвала фиолетовый лепесток. Кинула и быстро сказала…

Вели, чтобы все игрушки убрались обратно в магазины!

Логопед: Сорви фиолетовый лепесток. Как он называется, прочитай. Дыхательный .

Задание: Подуть на бабочек и сказать на выдохе другое название цветов, которые мы сегодня не называли на занятие (Например: васильковый, бирюзовый, малиновый и т.д.)

И тотчас все игрушки исчезли.

Посмотрела Женя на свой цветик и видит, что остался всего один лепесток.

Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила, и никакого удовольствия. Ну, ничего! Впредь умнее буду.

Логопед: А на что бы ты потратила последний лепесток?

(Ответ ребенка)

Наверно, и последний лепесток Женя потратила бы без пользы. Если бы не познакомилась с одним мальчиком. Мальчик был очень симпатичный. У него были большие синие глаза, и сразу было видно, что он не драчун. Его звали Витей. И он был хромой, поэтому не мог играть вместе с другими детьми. «Это на всю жизнь», - сказал Витя.

Ах, какие пустяки ты говоришь! – воскликнула Женя и оторвала последний голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голосом, дрожащим от счастья…(слова)

Вели чтобы Витя был здоров!

Логопед: Сними последний лепесток и прочитай, что на нем написано Сказочный .

Задание: «Назвать сказки, в названии которых встречается какой – либо цвет, и показать соответствующий прямоугольник». («Иван – царевич и серый волк», «Красная шапочка», «Серая шейка», «Синяя борода, !Аленький цветочек», «Петушок – золотой гребешок», «Волшебник Изумрудного города».)

И в туже минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.

Логопед: Скажи чему учит эта сказка? (Делать добро хорошим людям гораздо приятней, чем думать только о себе. Нужно учиться быть чутким и отзывчивым.)

Итог:

Логопед: Вот и закончилось наше путешествие, Ты очень хорошо справилась со всеми заданиями. Поделись, пожалуйста, своими впечатлениями.

Конспект логопедического занятия с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста на этапе вопросно -ответной речи.

«Путешествие в волшебный лес» Лексическая тема: «Дикие животные»

Гичко Ольга Михайловна.

Учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 2 компенсирующего вида Кировского района г.Санкт -Петербурга.

Коррекционно - образовательные цели:

1.Закрепление представления о диких животных.

2.Активизация словаря по теме: дикие животные,

3. Построение предложения с предлогами: в,из, на, с, за, из-за,образование притяжательных прилагательных и согласование с существительными, употребление предложного падежа существительного, подбор глагола к существительному, согласование числительных с существительным.

4.Закрепление навыка звукового анализа слов.

5. Закрепление знания об образе буквы.

6.Закрепление умения правильно задавать и отвечать на вопросы полным ответом.

Коррекционно - развивающие цели :

1.Развитие длительного речевого дыхания, Развитие просодических компонентов речи.

2.Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.

3.Развитие оптико-пространственных представлений

4.Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развивать способность к самооценки.

5.Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: Умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

6.Развитие эмоциональной сферы детей, воображение.

7.Развитие мышечного тонуса, мимической мускулатуры.

Коррекционно - воспитательные цели:

1.Воспитание устойчивого интереса к занятию, инициативы, стремление к активной деятельности,

2. Воспитание чувства товарищества-коллективизма.

3.Воспитание гуманного отношения к диким животным.

Оборудование:

Магнитная доска, компьютер, фланелиграф с набором деталей по теме: « Зима»(снежинка, дерево, падает снег, сугроб,дятел,синичка)

Аудиозапись « Зима»« Релаксационная мелодия»,

Костюм Старичка -Лесовичка.

Модули - пеньки, снежные комки, дорожка со следами,

Предметные картинки с изображением диких животных

Картинки с изображением жилища животных (нора, логово, дупло, куст.)

Картинки с изображением эмоции: грусть, недовольство, удивление, радость.

Картинки с изображением зайца: на пеньке, спрыгнул с пенька, в сугроб, вылез из сугроба, за деревом, из-за дерева.(для индивидуальной работы по количеству детей)

В цветной конверт вкладывается картинки с изображением дикого животного в количестве 5 штук(волк, лиса, заяц, белка,)

Предварительная работа:

Знакомство с эмоциями. Работа над длительностью речевого выдоха. Закрепление навыка правильно пользоваться компьютером. Чтение художественной литературы по теме: « Дикие животные».

Ход занятия:

Организационный момент.

Логопед: Ребята, давайте поздороваемся с гостями. Здравствуйте.

А теперь вспомним как надо правильно и красиво говорить:

1. Внимательным будь, другим не мешай сначала послушай потом отвечай.

Проговариваем сопряжённо. Расходятся к месту. Сели на стульчики.

2 .Релаксация под музыку.

Логопед: Дети, посмотрите и представьте, что мы в зимнем лесу. (Включаем музыку)

Закроем глазки и послушаем музыку.

Музыку выключаем. Глаза открываем.

Логопед: - Какая звучала музыка?

Дети: Музыка звучала нежная. Музыка звучала красивая. Музыка звучала

спокойная.

Логопед: А что вы себе представили под звуки этой музыки?

Изображение картинок на доске.

Дети: Падает снег, кружатся снежинки, потрескивает мороз, шумят деревья,

где-то пролетела птичка и т. д.

3. Речь с движениями: «Мы пришли в зимний лес».

Логопед: Чтобы не замёрзнуть в зимнем лесу, мы с вами погреемся.

Мы пришли в зимний лес! Сколько здесь вокруг чудес!

Справа березка в шубке стоит, Слева елка на нас глядит.

Снежинки на небе кружатся. И тихо на землю ложатся.

Вот и зайка проскакал. От лисы он убежал.

Это серый волк рыщет, Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас! Не найдет тогда он нас!

Лишь медведь в берлоге спит, Так всю зиму и проспит.

4.Загадки о диких животных

Из-за елки выходит лесовичок.

Я старичок -лесовичок по лесу хожу за порядком гляжу.

Здравствуйте ребятки, я рад, что вы пожаловали в мои владения?

Лесовичок.:- А вы знаете, кто живет в моем лесу? Дети:- Да!

Лесовичок: Вам я загадаю загадки.

Отвечать будем по одному, на кого я покажу.

Садитесь на пенёчки и слушайте.

1.Посмотрите-ка, какая - Вся горит, как золотая,

Ходит в шубке дорогой, Хвост пушистый и большой. (Лиса)

2.День и ночь по лесу рыщет, День и ночь добычу ищет.

Ходит - бродит он молчком, Уши серые торчком. (Волк)

3. На сучке висит грибок.Кто его повесить мог?

Я раздвину ельник мелкий, Затаюсь - увижу … (белку).

4.У косого нет берлоги, Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги, А от голода - кора. (Заяц)

5. Он большой и косолапый, Говорят, сосёт он лапу.

Громко может он реветь, Что это за зверь? (Медведь). - все вместе.

Дети отгадывают загадки.

Молодцы. Вы хорошо умеете разгадывать загадки.

Лесовичок: Как назвать этих животных? Дети: Дикие животные.

Лесовичок: Почему их так называют? Дети- Они живут в лесу.

Лесовичок: Ой, засиделся я с вами сбегаю, проведаю свои владенья и вернусь, а вы погуляете.

5.Упражнение на дыхание Логопед: А мы подышим свежим, морозным воздухом.

Ах! Какой воздух! Дети разводят руками и глубоко вдыхают.

Ах! Какой морозный воздух.

Какой прозрачный и чистый воздух! Как дышится хорошо.

В зимнем лесу очень красиво. Все покрыто белым, пушистым снегом.

6. Психогимнастика Цель - учить регулировать мышечный тонус, мимическую мускулатуру. (карточки с мордочками на доске)

Логопед: Что случилось? Что кругом? Шум и гам со всех сторон это зайка прискакал.

Он от мамы убежал.Зайка маленький, не всегда слушается, и бывает мама

его ругает или наказывает. А когда он послушный мама его хвалит, ласкает.

И от этого у зайки бывает разное настроение. Я буду называть вам зайкино

настроение, а вы выберете нужную карточку.

Логопед: Сидит зайка на пеньке и грустит:

Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.

Дети показывают мимику грустного настроения

Логопед: потерялся в лесу и не может найти свою маму, рассердился на себя.

Ребёнок снимает нужную картинку с мордочкой.

Дети показывают мимику сердитого настроения

Логопед: зайка увидел знакомую белочку.

Ребёнок снимает нужную картинку с мордочкой.

Дети показывают мимику удивления.

Логопед: не грусти мы с тобой поиграем и поищем маму.

Ребёнок снимает нужную картинку с мордочкой.

Дети показывают улыбку. Молодцы!

7. Игра в снежки «Мы немножко отдохнём и в снежки играть пойдём»

Логопед предлагает коробку со снежками.

Логопед: Дети возьмём в руки снежок. Слепим комок и бросим. Отряхнём снег с рук.

Дети выполняют движения.

8. « Куда спрятался зайка?» (Построение предложения с предлогам: в, из, на, с, за, из-за,)(с картинками)

Зайка побежал искать свою маму,а мы сядем за стол. Выберете себе картинки, рассмотрите. Напоминаю. Я буду спрашивать, а вы отвечать полным предложением.

Логопед задает детям вопросы:

Куда прыгнул твой зайчик? - Мой зайчик прыгнул в сугроб.

Откуда вылез твой зайчик? Мой зайчик вылез из сугроба.

Где стоит твой зайчик? - Мой зайчик стоит на пеньке.

Откуда спрыгнул твой зайчик? - Мой зайчик спрыгнул с пенька

Куда спрятался зайчик? - Зайчик спрятался за дерево.

Откуда выглянул зайчик? - Зайчик выглянул из-за дерева. Умница!

9. Игра «Чьи Следы» (образование притяжательных прилагательных и согласование с существительными)

Лесовичок: Я,вернулся, мне нужна ваша помощь. Звери наследили по всему лесу и запутали меня. Не знаю где, чьи следы? Никого найти не могу.

Лесовик: Выберите себе следы. Дети выбирают и встают около следов.

Лесовичок: Чьи ты выбрал следы?

Ребёнок - я выбрал заячьи следы.

Лесовичок: А,чьи ты выбрал следы?

Ребёнок - Я выбрал беличьи следы.

Лесовик: Стас,чьи ты выбрал следы?

Ребёнок - Я выбрал волчьи следы.

Лесовичок: Саша,чьи ты выбрал следы?

Ребёнок - Я выбрал лисьи следы.

Ребята, идите по тем следам, которые вы выбрали, а мы посмотрим, куда приведут вас эти следы.

Дети пошли по следам и остановились каждый у своего места.

Лесовичок: Куда тебя привели лисьи следы?

Ребёнок: Лисьи следы меня привели к лисьей норе.

Лесовичок: Куда тебя привели беличьи следы?

Ребёнок: Беличьи следы меня привели к дереву с беличьим дуплом.

Лесовичок: Куда тебя привели заячьи следы?

Ребёнок:заячьи следы меня привели к кусту.

Лесовичок: Куда тебя привели волчьи следы?

Ребёнок: Волчьи следы меня привели к волчьему логову.

10.Игра « Где кто живёт?» (употребление предложного падежа существительного) (Перекрёстный опрос.)

Логопед: Ребята, а теперь вы будете задавать друг другу вопросы про своего животного и отвечать на них.

Дети задают вопросы друг другу.

Саша: где живёт волк?

Ребёнок: Волк живёт в логове.

Стасик: Где, живёт лиса?

Ребёнок: Лиса живет в норе.

Устья: Где живёт белка?

Ребёнок: Белка живёт в дупле

Кирилл: Где прячется зайка?

Ребёнок: Зайка прячется под кустом.

Богдан: Где зимует медведь?

Ребёнок: Медведь зимует в берлоге.

11.« Кто выполняет эти действия?» (подбор глагола к существительному)

Лесовик: Как у вас здорово получилось задавать и отвечать на вопросы. А сейчас я вас поспрашиваю.

Логопед: Тогда подойдите к доске.

Ребёнок отвечает и ставит картинку на доску с изображением животного.

Лесовик: Выслеживает,бежит, воет… ребёнок….волк

Лесовик: Крадётся, бежит, хитрит…… ребёнок …..лиса

Лесовик: Прыгает, пугается, дрожит… … ребёнок …заяц

Лесовик: скачет, перепрыгивает, прячется в дупл…. ребёнок …белка.

12.« Пересчитай животных » 1,2,3,4.5.(согласование числительных с существительным

Ребёнок -Один Волк, два волка, три волка четыре волка, пять волков.

Ребёнок: один заяц, два зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев.

Ребёнок:одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис

Ребёнок: одна белка, две белки, три белки, четыре белки, пять белок.

13 «.Выдели звук в слове»

Логопед: Лесовичок,а у вас есть школа в лесу?

Лесовичок: Да! Я скоро пойду в неё учиться.

Логопед: Мы тоже готовимся к школе. Уже умеем различать звуки в слове.

Вспомним.Какие гласные звуки вы знаете. Дети отвечают: А,о, у, и,э, ы.

Посмотри на доску. Логопед: Это кто? Ребёнок - волк.

Логопед: Какой гласный звук в слове: волк.

Ребёнок: В слове волк один гласный звук о

Логопед: Это кто? Ребёнок - лиса.

Логопед: Какие гласные звуки в слове: лиса.

Ребёнок: В слове лиса два гласный звука и, а.

Логопед: Это кто? Ребёнок - мишка.

Логопед: Сколько гласных звуков в слове: мишка.

Ребёнок: В слове мишка два гласных звука: и, а

Логопед: Это кто? Ребёнок - зайка.

Логопед: Сколько гласных звуков в слове: зайка.

Ребёнок: В слове зайка два гласных звука а, а.

14.Компьютерная игра «Собери из букв слово »

Лесовик: Ребята, давайте узнаем,как занимаются в лесной школе. В школе есть учитель крокодил,зовут его Кроко. Он умный и добрый.

Разделимся на две команды.

Логопед: Соберите из букв, слово лисичка. А Лесовичок посмотрит, чья команда справится быстрее?

Ребёнок нажимает на правильную букву. Молодцы! Мы поиграли со словом лисичка.

15. «Составь предложение со словом» : л исичка, заяц, волк, белка, медведь.

Логопед: Лесовичок, мы умеем придумывать свои предложение со словом лисичка.

Дети: Лисичка догоняет зайца. Зайка прячется от лисы. Белка на ветке

грызёт орешки. Волк выслеживает добычу.

Логопед: Какое предложение вам больше всего понравилось?

16.Релаксация под музыку. « Волшебный сон»

Логопед: Мы пройдём на волшебную полянку. Ложитесь, закройте глаза и

слушайте музыку. Дети ложатся на ковер, закрывают глаза и расслабляются под музыку.

Логопед: Представьте,вы лежите на теплом песке. Вам хорошо и приятно.

Дыхание ровное, спокойное.Вы чувствуете теплые лучики солнца. Лучики

согревают ваши руки, ноги, лицо. Один из лучей коснулся ваших губ и

нарисовал вам улыбку. Вам приятно от этих прикосновений. Вы ощущаете

себя частью природы. Эту улыбку вы пронесете и подарите своим друзьям.

Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза на счет «три». Ваша прогулка

была чудесной. Сели. Потянулись. Встали.16.Итог. Где вы, побывали? Что вам понравилось? Молодцы! Вы хорошо занимались. Вам лесовичок оставил под ёлочкой подарочки.

You have no rights to post comments

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель: Формирование устойчивого навыка плавной речи в элементарных ее формах и коротких фразах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

автоматизировать нижне-диафрагмальный тип дыхания, вырабатывать самоконтроль дыхательных движений груди и диафрагмы

формировать умение выполнять длительный фонационный выдох

закреплять навык мягкой атаки звука

закреплять умение слитного произношения гласных звуков, сочетания гласных звуков (2 звука на одном выдохе)

формировать ритмическую организацию высказывания и интонационную выразительность речи;

совершенствовать навык расслабления мышц по контрасту с напряжением

Коррекционно-развивающие задачи:

развивать общую моторику

развивать внимание, память, мышление

Воспитательные задачи:

воспитывать смелое речевое поведение, умение внимательно слушать и выполнять поставленную задачу, контролировать собственную речь

Оборудование: игрушечный мишка, индивидуальные мешочки и султанчики на каждого ребенка для выполнения упражнений на дыхание, предметные картинки (кукла, Незнайка, оловянный солдатик, робот, аист, овощи, ива, эскимо, улица).

Организационный момент:

Логопед сообщает детям, что сегодня к ним придет необычный гость, который почему - то запаздывает. Пока все ждут гостя, логопед предлагает отгадать загадки и выбрать соответствующие картинки.

Платья носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

Но с ней не скучно.

Уверенный в себе, хоть неумейка,

И от природы он большой зазнайка,

А ну-ка угадать его сумей-ка,

Известен всем под именем …

(Незнайка)

Хоть он стоек был и смел,

Но в огне не уцелел.

Младший сын столовой ложки,

Он стоял на крепкой ножке.

Не железный, не стеклянный,

Был солдатик...

(оловянный)

Хоть с виду он и угловат,

Но очень строен, как солдат.

Вынослив, грамотен, умен -

Задачи все решает он.

И, если нужно, он готов

Осилить сотню языков.

К тому ж ему совсем не спится.

Он день и ночь готов трудиться.

Он по хозяйству помогает

И даже в шахматы играет.

Не обыграть его вовек!

А ведь совсем не человек.

( Робот)

Не заставишь лежа спать.

Лишь уложишь - хочет встать.

По упрямее барашка

Эта кукла- ...

(Неваляшка)

Я предлагаю вам превратиться в заводные игрушки.

Основная часть:

Комплекс релаксационной гимнастики «Заводные игрушки»

Вокруг себя повернись, в куклу Машу превратись.

«Заводная кукла». Ноги расставить, и напрячь, руки вытянуть слег-ка в стороны, напрячь; повернуться в одну сторону, в другую. (Повто-рить 3—4 раза.)

«Незнайка». С напряжением поднять одно плечо, затем опустить и расслабить; с напряжением поднять другое плечо, опустить и рассла-бить; с напряжением поднять оба плеча и, расслабив, опустить. (Повто-рить 3—4 раза.)

Вокруг себя повернись в оловянного солдатика превратись

«Оловянный солдатик». Ноги расставить, и напрячь, руки вытянуть вдоль туловища и напрячь. Удерживать напряжение под счет от 1 до 4. На слово - команду «пять» - расслабляемся, все тело «обмякает», как у тряпичной куклы.

Вокруг себя повернись, в робота превратись.

«Робот». Выполнять команды: правая рука вперед, в сторону, впе-ред, вниз, расслабились; левая рука вперед, в сторону, вперед, вниз. (Повторить 3 раза.)

Вокруг себя повернись, в неваляшку превратись.

«Неваляшка». Сидя, уронить голову на правое плечо, на левое пле-чо, покрутить,

Появляется медвежонок. Логопед обращается к медвежонку: «А вот и наш гость пришел, мы тебя заждались».

Медвежонок отвечает: «Здравствуйте! Извините меня, ребята. Путь мой был не близкий. Я бежал, торопился, но все равно опоздал. Ой, как я запыхался».

Логопед говорит: «Это не беда, наши ребята тебе покажут дыхательные упражнения, и твое дыхание быстро восстановится».

Упражнение № 1. Диафрагмальное дыхание лежа.

Дети ложатся на спину на ковер; левую руку кладут на живот, а правую на грудь. Предварительно логопед напоминает детям как нужно дышать диафрагмой (животом): прикладывает руку ребенка к своему животу. По команде логопеда дети вдыхают, выпячивая живот, и выдыхают, втягивает живот. Если упражнение у детей не получается, то полезно производить усиливающее к концу выхода легкое надавливание рукой на живот.

«Бегемотики лежали,

Бегемотики дышали.

Вверх животик поднимается.

Вниз животик опускается».

Упражнение № 2. «Султанчик»

Плавно набрать воздух и длительно дуть на «султанчик». {Повторить 5—6 раз.)

Дуть, одновременно поворачивая голову, «султанчик» находит-ся в левой руке; вдох — дуть на выдохе; поворот в другую сторону, повторить. (Повторить 5—6раз.)

Логопед спрашивает у медвежонка, что случилось, почему он опоздал.

Медвежонок сообщает детям, что он приготовил для них в подарок картинки, да вот беда, из слов, обозначающих картинки пропали первые звуки и слова стали непонятными.

Логопед: - Ребята, как вы думаете, какие звуки пропали из слов? (Ответы детей: не хватает гласных звуков и т.д.)

Ребята, помогите медвежонку, найдите и назовите первый звук в словах.

Детям предлагаются слова и картинки: Аист, Овощи, Ива, Улица, Эскимо.

Логопед называет картинки, без первого гласного звука (….ист - аист и т.д.), дети угадывают первый гласный звук и произносят его плавно, нараспев на выдохе.

Ааа/оооо/ иии/уууу/ээээ/.

Логопед: «Как называются эти звуки?» Ответы детей: гласные.

Логопед напоминает: «Гласные - это звуки, которые произносятся голосом, их можно долго тянуть, петь, при произнесении этих звуков, выдыхаемый воздух выходит наружу свободно, не встречая никаких препятствий на своем пути».

Представьте, что у меня в руках ниточка. Намотайте ниточку на клубок и как можно дольше протяните звук.

Гласных звуков только шесть

Мы научимся их петь.

Воздух носиком вдыхаем,

Звуки плавно распеваем

Логопед выполняет гимнастику вместе с детьми - отраженная речь.

АО ау аи оа оу ои уа уо уи ИА ио иу.

Физкультминутка.

«Мишка»

Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
Наклонился взад-вперёд,
Вот он по лесу идёт. (Наклоны вперёд-назад.)
К турнику я подхожу,
Перекладину беру,
Мышцы дружно напрягаю,
Стройным, крепким быть желаю!
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступайте к тренировкам!

Словарная работа (речь с пальцами ведущей руки)

Логопед: «Медвежонок, а наши ребята тоже приготовили тебе в подарок картинки. Сейчас мы с вами будем называть предметы, которые нарисованы на картинках. Сначала внимательно рассмотрите их. А теперь послушайте, как я буду говорить».

Логопед дает образец речи, дети по очереди упражняются в плавном, слитном произнесении слов и коротких фраз

Астра // Астра цветок//

Арка// Арка у дома//

Аист// Аист птица//

Арфа// Арфа инструмент//

Упражнения на развитие чувства темпа и ритма

Игровое упражнение «Три медведя»

Логопед читает стихотворение, а дети хлопают в ладоши в том же темпе, в котором произносятся слова «топ - топ - топ».

Топ -топ - топ
А сынок — малютка просто.
Очень маленький он был,
Очень быстро он ходил.

Топ-топ-топ-топ-топ-топ

Итог занятия:

Логопед и дети прощаются с медвежонком. Медвежонок благодарит детей, прощается с ними и обещает больше не опаздывать. Логопед спрашивает у детей: « Что вам понравилось, какие игры и упражнения были интересными, а какие самые трудные? Какие картинки мы с вами сегодня называли?» Логопед отмечает активность и положительные стороны в работе каждого ребенка.

Смирнова Татьяна Валентиновна,

учитель - логопед высшей квалификационной категории,

г.Рыбинск детский сад №13