Где тренирует мишин. Алексей Мишин: биография борца


После школы Алексей Мишин увлекся электроникой и хотел стать инженером. В 1964 году он окончил Ленинградский электромеханический институт имени В.И. Ленина по специальности инженер-электрик. С 1956 года начал заниматься фигурным катанием. Первым тренером Алексея Мишина стала Нина Леплинская. После он тренировался у Игоря Москвина в паре с фигуристкой Тамарой Москвиной.

В 1968 году пара Мишин - Москвина стала серебряным призером чемпионата Европы в Вестеросе (Швеция). В 1969 году они выиграли чемпионат СССР, стали серебряными призерами чемпионата мира в Колорадо-Спрингс (США) и бронзовыми призерами чемпионата Европы в Гармиш-Партенкирхене (Германия).

В этом же году Алексей Мишин ушел из большого спорта. В 1973 году он защитил кандидатскую диссертацию в Национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта.

После завершения спортивной карьеры Алексей Мишин начал тренерскую деятельность. Одной из первых его учениц стала фигуристка Татьяна Оленева, чемпионка СССР (1973), позже ставшая его женой. В 1977 году у них родился первый сын Андрей, в 1983 году - второй сын Николай. За свою тренерскую карьеру Алексей Мишин подготовил ряд известных фигуристов, среди которых чемпион мира среди юниоров Виталий Егоров, чемпион СССР Юрий Овчинников, олимпийский чемпион, чемпион Европы Алексей Урманов, олимпийские чемпионы, неоднократные чемпионы мира и Европы Алексей Ягудин и Евгений Плющенко.

Мишин был тренером сборной СССР и России на Олимпийских зимних играх 1976, 1984, 1994, 1998, 2002.

В настоящее время среди учеников Мишина фигурист Артур Гачинский, занявший пятое место на чемпионате Европы 2011 года, и Елизавета Туктамышева, победительница первенства России среди юниоров.

Алексей Мишин является заведующим кафедрой теории и методики конькобежного спорта и фигурного катания на коньках Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, с 1990 года является профессором кафедры. Заслуженный мастер спорта СССР (1969), Заслуженный тренер России, Заслуженный работник физической культуры России (2002), член тренерского совета Федерации фигурного катания на коньках России, тренер сборной России по фигурному катанию.

В 1994 году был награжден орденом Дружбы народов, в 2010 году - медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени "за успешную подготовку спортсменов, добившихся высоких спортивных достижений на XXI Олимпийских зимних играх 2010 г. в городе Ванкувере (Канада)".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Мы знакомы лет сорок. А Мишин все такой же - напористый, задиристый, ироничный и очень оптимистичный.

Алексей Николаевич, на сколько лет вы себя ощущаете?

Алексей Мишин: Помнится, справлял уже в зрелые годы какие-то юбилеи - 60 лет, 65, 70, теперь вот 75. И я до сих пор не могу понять: а чего же у меня поубавилось-то кроме волос? По-моему всего, и главное спортивных достижений, только прибавляется. Поэтому о годах я как-то не думал, и о том, будто что-то исчезает, говорить пока не могу.

В последние пару сезонов стало популярно мнение, будто успехи в наше сегодняшнее фигурное катание пришли благодаря появлению молодых тренеров.

Алексей Мишин: Я могу сказать только одно. Конечно, пусть дерзают, потому что для них создана такая база, а мы немало для нашего вида сделали. И, знаете, я уже в таком положении, что нет ни к кому никакой ревности, потому что у меня столько чемпионов олимпийских, мира в мужском и женском катании. Пусть молодые тренеры достигают того уровня, до которого добрались мы, начиная из ничего.

Вы не устаете, я не имею в виду тренировки, от всей той суеты, которая иногда поднимается вокруг фигурного катания? Слухи, сплетни, шепоток…

Алексей Мишин: Есть немного. Если суета неконструктивная. Я к этому отношусь спокойно. Отбрасываю...

А правда, что сами до сих пор по-прежнему подтягиваете на канатах своих учеников, которые разучивают сложные прыжки? Или это делает уже кто-то другой?

Алексей Мишин: Не на канатах, а на лонжах. Так я ежедневно работаю с Лизой Туктамышевои и еще с некоторыми молодыми. Спортсменов более тяжелых и менее ценных для мирового фигурного катания я даю подтягивать моим ассистентам.

И Женю Плющенко подтягиваете?

Алексей Мишин: И Женю тоже.

Он по-прежнему для вас ценный?

Алексей Мишин: Да, но сегодня - его не подтягиваю. И не потому, что мне лень, а потому что Женя Плющенко сейчас редко бывает на таких тренировках, где мы занимаемся прыжками. Сейчас у него творческий отпуск

Как вы считаете, Алексей Николаевич, Плющенко вернется из этого творческого отпуска?

Алексей Мишин: Это же разговор не о Жене.

Тогда расскажите, как дела у Туктамышевой. Я прямо расстроился. Чемпионка мира и Европы прошлого года не попала на европейское первенство…

Алексей Мишин: В карьере Лизы уже был один спад. Сейчас - второй. Мы будем выходить из этого спада, потому что это интересная для нас работа. Та самая, которая в будущем распахнет окно и для других девочек, откроет то, что было неведомым. Можно один раз вернуться, как вернулась она, но можно сделать это и во второй раз. Это важно лично для Лизы, и для меня, и для всех тех девушек, которые окажутся в подобной ситуации.

Тренеру Мишину всегда все удавалось. Но в паре с Тамарой Москвиной было много серебра, а оно - не золото. Не осталось некой горечи?

Алексей Мишин: И вы с этим вопросом? Особой горечи нет. Это чувство сразу бы не ушло и не забылось, если бы я с первых дней завершения карьеры не нашел себя в чем-то другом. А я моментально стал тренировать, был настолько этим поглощен, что остальное начало исчезать, размываться. У меня периода печали и ностальгии не было, я такого даже не помню.

А если с позиции ретроспективной, то сейчас спортивные достижения учеников по сравнению с достижениями моими, все перекрывают. После завершения спортивной карьеры я столько раз стоял на пьедестале почета, что одному-то и не выстоять. Мои выигрывали все титулы, которые только существуют в фигурном катании.

И каким вам будущее этого фигурного катания видится? Можно ли соперничать с японцем Ханью? С испанцем Фернандесом - наверное, да, а с японцем? Это ж какая-то фантастика.

Алексей Мишин: Я хочу сказать, что появляются после определенного спада люди с выдающимися способностями. Это и Ксавьер Фернандес, и, конечно, Ханью. Но говорить, будто их завоевания навечно… Смотрите, как сейчас двинулись вперед китайцы. Да и канадец Патрик Чан демонстрирует изумительное катание. Поэтому к кумирам надо относиться спокойно. Достойный спортсмен, это не нечто такое, что испугает других тренеров и фигуристов. Это не что-то незыблимое, как китайская стена. Нет! В этой стене под названием Ханью могут появиться дырки.

Кто из наших ребят может в эти дырки влезть?

Алексей Мишин: Из тех, кто сейчас катается, я не вижу спортсменов, которые могли бы с ним соревноваться. Но у нас есть такие спортсмены, которые могут выйти на этот уровень. Работа тренера не должна строиться на том, чтобы кого-то победить. Спортсмен и тренер должны приходить на работу и набрасываться на овладение элементами. Радость должен приносить сам процесс движения вперед. Тогда придет и успех. А если со слезами на глазах, с надрывои стремиться к какой-то цели, тебе нарисованной, то такой путь мне не нравится. Творчество и радость в фигурном катании сравнимы с гением художника, пишущего картину: в этом его радость и счастье. А счастье труда приносит гениальные результаты.

И мы когда-нибудь доживем до гениального четверного женского прыжка?

Алексей Мишин: Да, доживем.

И мы с вами тоже?

Алексей Мишин: Да, мы увидим четверной аксель у женщин в близком историческом периоде. А вот если говорить о пятерном прыжке у мужчин, здесь потребуется что-то другое. Нужна кардинальная смена метода, надо перейти в новый мир, как перешли в беге от гаревой дорожки к тартану, надо перестроить всю подготовку, подход к исполнению прыжка должен быть другой. Нам нужны иной лед и иные коньки. Тут много чего необходимо, чего в современном фигурном катании я пока абсолютно не вижу.

А мне, если отвлечься от грез, всегда очень приятно видеть рядом с вами вашего друга, жену, соратницу, тренера Татьяну Николаевну Мишину.

Алексей Мишин: Это потому, что все лучшее было создано рука об руку с ней. Вы понимаете, Урманов. Ягудин, Плющенко... - это все плоды нашей с супругой совместной работы.

Не посматривайте на часы. Мы приближаемся к финишу. Как приближаются к нему, достигнув определенного возрастного рубежа, многие актеры, тренеры, журналисты. Они сами уходят из профессии. Не потому, что им надо уйти, а просто потому, что так вроде бы принято. По-моему, вы к этой группе людей абсолютно не относитесь. Как вы считаете, что продлевает творческое долголетие?

Алексей Мишин : Не надо вглядываться в будущее и высматривать там причину для остановки. Просыпаюсь утром, сажусь в машину, еду на каток. Там у меня спортсмены, тренеры, прекрасная обстановка, огромный интерес... Я не ставлю себе задачу подготовить чемпиона, преодолеть еще один рубеж. Моя задача - делать работу, которая полезна не только для меня. А это и есть - Жизнь. В ней все: ваша сила, радость, неудачи, слава, деньги. Надо просто жить и не думать, будто без вас жизнь закончится. Я уверен, что буду, и знаю, что буду тренировать так долго, как смогу. А конец карьеры зависит от здоровья. Если его нет, ты в своем деле не нужен. Я пока здоров, я нужен.

Да это целая философия. У вас день рождения - 8 марта. Не служит ли эта цифра темой для шуток?

Алексей Мишин: Когда мама родила мальчика, она сказала: это - мой подарок всем женщинам мира.

Желаю вам, Алексей Николаевич, здоровья, удачи!

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Мишина Алексея Николаевича

Мишин Алексей Николаевич – тренер сборной команды России по фигурному катанию. Заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер России, заслуженный работник физической культуры России, кандидат педагогических наук, профессор.

Нелегкое детство

Родился 8 марта 1941 года в Севастополе. Отец – Мишин Николай Иванович. Мать – Делюкина Татьяна Валентиновна.

«Истоки моего профессионального творчества – в истоках моей биографии , – говорил А.Н. Мишин. – Этими истоками для меня были и остаются, в первую очередь, мои родители, которые оказали большое влияние на формирование моего характера и образования, творчества и профессионализма» .

Родители А.Н. Мишина знали друг друга с детства. В Смоленске жили на соседних улицах, потом вместе учились в Смоленском университете, где слушали лекции знаменитых профессоров, которые часто приезжали из Москвы. Вместе играли в театре.

После окончания университета Николая Ивановича направили на работу в деревню Гусино, а Татьяну Валентиновну распределили в крупный город другой области преподавателем техникума. Но когда она туда приехала, оказалось, что место уже занято. Вернувшись в Смоленск, она узнала от соседей, что Коля Мишин приехал из Гусино, и у него там есть места. Так они оба оказались в Гусино, где и поженились в 1930 году. В 1932 году у них родилась дочь Людмила.

В это время Николай Иванович получил приглашение в аспирантуру Ленинградского университета. По окончании аспирантуры его направили преподавателем в Высшее военно-морское училище имени Ф.Э. Дзержинского, и семья переехала в Ленинград. Так изменилась судьба Николая Ивановича – он стал военным. Вскоре его перевели в Севастополь, в новое военно-морское училище. Татьяна Валентиновна тоже преподавала в училище. Здесь, в Севастополе, за несколько месяцев до начала Великой Отечественной войны у них родился сын Алексей.

В начале июля 1941 года офицерам училища было рекомендовано вывезти из города свои семьи. Все родные Мишиных остались в Смоленске, где развернулось тяжелое сражение. Уезжать из Севастополя было некуда. Тогда друг Николая Ивановича посоветовал ехать к его родителям в Ульяновск. Несмотря на то, что в Ульяновске, в чужом доме, Татьяну Валентиновну с детьми приняли тепло и радушно, они еле выжили в этот первый год эвакуации. Не спасли даже мамины прекрасные крепдешиновые платья, которые продавались на базаре по высокой цене... Кормить детей было нечем. В результате у Алексея развился рахит и мальчик мог не выжить, если бы не мама. Во дворе, прямо в камнях, она выбила лунки, наносила с берега Волги землю, засыпала ее в лунки и посадила помидоры. И этими помидорами вылечила сына.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Отец тем временем вместе с другими преподавателями Севастопольского училища был направлен в морскую пехоту. Осенью 1941 года его перебросили в Москву, а оттуда – на Северо-Западный фронт, где он в основном и воевал. Потом Николая Ивановича направили старшим преподавателем на Соловки, в школу юнг, где, кстати, обучался будущий писатель Валентин Пикуль. В конце войны его перевели в Тбилиси, в только что открывшееся 2-е (после Ленинградского) Нахимовское военно-морское училище. Сюда отец привез из эвакуации жену и детей. Их поселили в разбитой, холодной гостинице «Колхида». Вскоре Мишины получили хорошую трехкомнатную квартиру на тихой улице с маленькими двориками, увитыми виноградом. Но прожили там недолго – отца перевели в Ленинград, где им дали комнату в коммунальной квартире на Рузовской улице.

Детство Алексея Мишина пришлось на суровые послевоенные годы. Он рос очень динамичным ребенком, много времени проводил на улице.

Отец любил кататься на коньках и часто брал Людмилу и Алексея с собой на каток, одолжив для них коньки у своего приятеля. Людмила, которая училась в университете, однажды, получив стипендию, подарила брату «снегурки». С этого момента и вошло в его жизнь фигурное катание.

Прикрутив к валенкам «снегурки», Алексей шел на угол Загородного проспекта и ждал, когда на их Рузовскую улицу завернет какой-нибудь грузовик. Прицепившись сзади, он катился вместе с грузовиком, выписывая дуги и полукружия, огибая неровности на дороге, совсем не думая о том, что может случиться, если вовремя не отцепиться от грузовика...

Проходя однажды мимо Аничкова дворца, его отец увидел, как вокруг клумбы ребятишки катаются на коньках. Именно там, вокруг этой клумбы, сразу после войны появилось фигурное катание в Ленинграде, начали свою спортивную карьеру Белоусова, Протопопов, Станислав Жук. Николаю Ивановичу понравилось, и у него возникла идея отдать сына в секцию фигурного катания, где занимались замечательные спортсмены, целая плеяда будущих чемпионов.

Юность

После школы Алексей Мишин увлекся еще и электроникой и хотел стать инженером; в 1964 году окончил Ленинградский электромеханический институт имени . Но жизнь сложилась иначе – увлечение именно фигурным катанием переросло в профессию.

Алексей начал заниматься фигурным катанием в 1956 году. В то время этот вид спорта стал одним из наиболее ярких, заметных явлений в жизни страны. Перед советскими фигуристами встал вопрос: а не пора ли попробовать силы на международной арене?

Первым тренером Алексея Мишина была Нина Васильевна Леплинская – талантливый педагог, ученица легендарного Николая Панина, первого русского олимпийского чемпиона. Под ее руководством Алексей быстро освоил азы фигурного катания, у него это получалось очень быстро. В это время Майя Борисовна Беленькая – партнерша Игоря Борисовича Москвина – организовала свою группу на стадионе «Искра», куда пригласили и Мишина. На этом же катке занималась Тамара Москвина. И довольно скоро их поставили в пару.

Карьера фигуриста

Спортивная карьера Мишина и Москвиной складывалась удачно. Они выиграли чемпионат СССР (1969), стали серебряными призерами чемпионата мира (1969) и чемпионата Европы (1968) – первенство тогда прочно удерживали Белоусова и Протопопов. Мишин и Москвина участвовали во многих соревнованиях, буквально наступали «на пятки» знаменитому дуэту, но превзойти его им пока не удавалось. Момент, когда Мишин и Москвина впервые обыграли Белоусову и Протопопова, – один из самых ярких в их спортивной жизни. Потом они еще дважды на других соревнованиях оставляли легендарный дуэт позади.

Замечательного успеха добились советские фигуристы в 1969 году: на чемпионатах Европы и мира они впервые завоевали весь пьедестал почета в парном катании. На европейском чемпионате в Гармиш-Партенкирхене обладателями золотых медалей впервые стали и Алексей Уланов, за ними шли Людмила Белоусова и Олег Протопопов и дуэт Алексея Мишина с Тамарой Москвиной. В Колорадо-Спрингс на чемпионате мира Мишин и Москвина поменялись местами с дуэтом Белоусова-Протопопов («золотыми» снова были Ирина Роднина и Алексей Уланов).

«Мы с Тамарой Москвиной могли, конечно, побыть еще несколько лет в первой тройке, но это уже ничего не прибавило бы , – говорил А.Н. Мишин. – И мы решили уйти. Закончили карьеру без всяких болезненных явлений, которые бывают со спортсменом, когда он покидает большой спорт» .

Тренерская деятельность

Оставив спорт, А. Мишин и Т. Москвина занялись тренерской деятельностью. В 1969 году они выступали последний сезон. А уже в 1975 году ученик А.Н. Мишина Юрий Овчинников стал чемпионом Советского Союза. В его группе собралась целая когорта сильных молодых спортсменов: Жанна Ильина, Леня Казанков, Виталик Егоров (чемпион мира среди юниоров). К А.Н. Мишину пришла тренироваться и его будущая жена Татьяна Оленева, которая стала чемпионкой Советского Союза, выступала на чемпионате Европы.

Женское фигурное катание в СССР в то время сильно отставало от других видов фигурного катания. Чтобы усилить этот вид спорта, в Москве и Ленинграде на базе профсоюзов были организованы специальные группы для одаренных девочек. Спортивный комитет попросил А.Н. Мишина возглавить ленинградскую группу. А он, в свою очередь, предложил Татьяне Оленевой работать вместе, сказав ей, что пора уже подумать о будущем. Татьяна Оленева всерьез занялась тренерской работой, и в 1979 году ее ученицы заняли 2-е и 3-е места на чемпионате мира среди юниоров.

Перед Олимпийскими играми в Инсбруке Алексей Мишин, который к тому времени был тренером сборной команды СССР, с удивлением узнал, что стал «невыездным». Сданная им накануне в «Лениздат» и уже отпечатанная книга «Фигурное катание для всех» (50 тыс. экз.) была уничтожена (года через три книгу все-таки издали). Официальных объяснений не было (по слухам, кто-то написал на него донос). Интрига продолжалась. Мишина перестали показывать по телевидению. Но тренировать не запретили. Он оставался тренером сборной команды СССР. Его воспитанники выступали на чемпионатах Европы и мира, а он обо всем узнавал только по телефону. Три года (1976-1978) его никто не принимал, с ним боялись говорить, не зная, что ему отвечать...

Все решил один звонок. Мишин записался на прием к руководителю советского спорта Сергею Павлову и рассказал ему о своих злоключениях. Павлов попросил секретаршу соединить его с Борисом Ивановичем Аристовым, первым секретарем горкома... Когда Мишин вернулся из Москвы в Ленинград, его «дело» уже изъяли из «черного шкафа».

«Почему я воспринял крах советской империи позитивно? – пишет А.Н. Мишин в своей автобиографической повести «О времени и о себе». – Потому что мы получили свободу, которой не было у наших родителей. Свобода – это конструктивное начало, оно предопределяет прогресс, толкает людей вперед» .

У А.Н. Мишина началась новая эпоха в жизни, новое поколение талантливых учеников, среди них – олимпийский чемпион (1994), чемпион мира и Европы Алексей Урманов; Алексей Ягудин; олимпийский чемпион (2006), чемпион мира и Европы . «Тренер, который воспитал хотя бы одного олимпийского чемпиона, может считать, что не зря родился и не зря стал тренером» , – говорит Алексей Николаевич.

А.Н. Мишин всегда был убежден, что творческие поиски в фигурном катании не имеют предела. «Там, где они заканчиваются, заканчивается и талант тренера. В фигурном катании довольно глупо жить ностальгией, так как все, что создается в движении, быстро устаревает. Самая главная и страшная ошибка тренера – это когда он начинает учить ученика «под себя». Потому что какой бы ты выдающийся атлет ни был, через год или через два после того, как ты закончил кататься, фигурное катание уйдет вперед. И учить «под себя» является грубой ошибкой. Надо учить на будущее, на перспективу, видеть направление развития… Надо учить так, как никто еще не учил, – и тогда ты будешь чемпионом» . В этих поисках он не только использовал все свои знания и многолетний опыт. Обладая каким-то исключительным чутьем будущего времени, А.Н. Мишин разработал и теоретически обосновал совершенно новую методику многооборотных прыжков фигуриста, создал новую технику исполнения. Результат превзошел все ожидания. Его ученики продолжают очаровывать сердца все новых и новых любителей этого вида спорта, оставаясь в памяти зрителей на долгие-долгие годы.

Алексей Николаевич – заведующий кафедрой конькобежного спорта и фигурного катания Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры имени П.Ф. Лесгафта. Он – автор учебника по фигурному катанию на коньках для вузов и нескольких книг.

Кроме того, талантливый и опытный Мишин был приглашен в качестве тренера-консультанта в сборную Нидерландов.

Награды и почетные звания

А.Н. Мишин – заслуженный мастер спорта СССР (1969), заслуженный тренер России, заслуженный работник физической культуры России (2002), кандидат педагогических наук (1973), профессор (1990), член тренерского совета Федерации фигурного катания на коньках России, тренер сборной команды России по фигурному катанию. Награжден орденом Дружбы народов (1994) и орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2014). Обладатель почетного знака «За заслуги перед Санкт-Петербургом» (2011) и почетного знака РФ фигурного катания (2003).

Частная жизнь

Свободное время Алексей Николаевич всегда любил проводить за городом. Увлекается кулинарией, рыбалкой, строительством, садоводством. Любит собак – завел двух азиатских овчарок.

Супруга – Оленева Татьяна, тренер по фигурному катанию. Они поженились в середине 70-х. Сыновья: Мишин Андрей Алексеевич, Мишин Николай Алексеевич – теннисисты.

СОБЕСЕДНИКИ Елены ВАЙЦЕХОВСКОЙ

Знаменитый российский тренер, чья подопечная Елизавета Туктамышева в субботу в Шанхае стала чемпионкой мира, комментирует итоги ЧМ-2015 по фигурному катанию

Не могу даже сказать, что слишком устал за этот чемпионат, - начал разговор Мишин. - Расписание сложилось для нас с Лизой благоприятно: в Шанхай мы приехали заранее, так, что у Лизы перед короткой программой получалось два полноценных тренировочных дня.

- Насколько сильно вы нервничали в ожидании финала ученицы?

Могу сказать, что какого-то внутреннего страха, как бывает, образно говоря, когда сидишь в осаде и боишься, что не выживешь, я не чувствовал. Напротив, было ощущение, что мы постоянно наступаем, атакуем. Да, можем в этой ситуации проиграть. Но не потому, что недостаточно сильны, а потому, что, атакуя, легко совершить ошибку. Хотя произвольная программа далась Туктамышевой невероятно тяжело.

Суббота. Шанхай. Елизавета ТУКТАМЫШЕВА на льду. Фото AFP

- Несмотря на то, что на протяжении сезона она успешно катала ее на соревнованиях более десятка раз?

Тринадцать. Но ни на одном из предыдущих выступлений не было такого напряжения. Вот этого ощущения, что золотая медаль чемпионки мира уже свесилась в твой карман и остается разве что поглубже ее протолкнуть, чтобы не выпала. И, конечно же, каталась Лиза в произвольной программе не в свою силу.

Тройной аксель, который вы включили в короткую программу, сыграл именно ту роль, которую вы ему отводили. Насколько был вероятен шанс, что новый прыжок может поломать все остальные элементы?

Такая вероятность, безусловно, была. Поэтому мы и постарались найти возможность до начала чемпионата мира "проверить" программу с акселем на нескольких турнирах.


Суббота. Шанхай. Елизавета ТУКТАМЫШЕВА исполняет произвольную программу. Фото AFP

Когда вы задумывали в начале сезона столь плотный график выступлений, хотели просто приучить ученицу соревноваться с тем, чтобы выступления перестали быть для нее стрессом, или же преследовали цель наработать в сжатые сроки максимально благоприятное судейское и общественное мнение?

Своим вопросом вы просто продиктовали ответ. Он верен. Туктамышева ведь давно не участвовала в реально значимых соревнованиях и несколько отвыкла от борьбы. Когда мы с ней поехали в этом сезоне на самый первый турнир в Самару, где проходил этап Кубка России, короткую программу Лиза откатала относительно хорошо, а в произвольной был полный развал. И я понял, что первоначальная моя задача - любым способом компенсировать дефицит соревновательной практики. Заодно - появиться на людях, набрать утраченный рейтинг и так далее. Рассуждал я трезво: либо Туктамышева в этом году поднимется, либо... Согласитесь, что после третьего подряд неудачного сезона о каких-то серьезных намерениях было бы уже сложно говорить.

Зато теперь всем понятно, что провал отдельно взятого сезона, пусть даже этот сезон - олимпийский, это не повод для трагедии.

На самом деле в том, что мы с Лизой не попали в Сочи, есть определенные плюсы. В том числе и для меня как для тренера. У меня теперь есть гарантированный олимпийский цикл интереснейшей работы с хорошей спортсменкой, способной решать любые задачи. А у нее - превосходная мотивация. Мы ж не знаем, что могло случиться, если бы Лиза попала на Олимпиаду и выиграла ее? Вполне допускаю, что в этом случае она могла бы вообще уйти из фигурного катания. А так она преодолела все проблемы, снова стала тем лидером, каким была когда-то, и своими выступлениями - и в частности тройным акселем - делает очень много для того, чтобы и другие люди зашевелились.

Лиза сказала в Шанхае, что столь большое количество стартов, как то, что пришлось выдержать ей в этом сезоне, - слишком чрезмерная нагрузка, чтобы повторять такое каждый год. А что думаете на этот счет вы?

Думаю, что фигурное катание рано или поздно все равно придет к этому. К той схеме выступлений, по которой уже давно живет теннис. Кстати в Шанхае, когда мы обсуждали с Лизой, какие прыжки ей стоит делать в ходе показательных выступлений, я ждал, что после победы она окажется уставшей, выхолощенной. А она сказала, что хочет прыгать и тройной лутц, и тройной тулуп. То есть физически чувствовала себя прекрасно, прекрасно провела тренировку. Мне стоило больших сил убедить ее облегчить программу в прыжковой части, чтобы гарантированно прокатать ее без "клякс".

Ваши слова о том, что Туктамышева может пропустить весь сезон из-за травмы спины, были сказаны в начале сезона для того, чтобы все от вас отстали и дали возможность спокойно готовиться к сезону, или проблема на самом деле была серьезна?

Травма действительно была, но нам повезло с врачом. Сначала боль и воспаление удалось купировать, а потом по мере нормализации веса проблема ушла окончательно.


Суббота. Шанхай. Произвольная программа Елизаветы ТУКТАМЫШЕВОЙ. Фото AFP

В Шанхае многие восторгались не только тем, что Туктамышева удачно приземлила тройной аксель, но тем, что вам с ученицей удалось реализовать фактически мужскую технику этого прыжка - более мощную и, соответственно, гораздо более впечатляющую.

Лиза делала отдельные удачные попытки этого прыжка еще в детстве. Дело в том, что когда я заново учил ее двойному акселю, то уже тогда учил так, чтобы на базе этой техники мы могли прыгать три с половиной оборота.

Я правильно понимаю, что, если техника двойного акселя у спортсменки оставляет желать лучшего, говорить о намерениях увеличить количество оборотов - бессмысленно?

Говорить-то как раз можно. Просто мне как специалисту сразу видно, когда эти намерения могут быть реализованы, а когда не имеют никакой перспективы с самого начала.

В этом прыжке есть несколько нюансов. Какие-то связаны с ключевыми деталями техники, в том числе такими, которые не всегда видны глазу, а какие-то - с инвентарем.

- В смысле - с коньками и ботинками?

Да. Могу открыть секрет: многие люди точат коньки, стараясь сделать их как можно острее. А острое лезвие невозможно повернуть в момент захода на тройной аксель таким образом, чтобы создать нужное направление вращения. И прыжка не будет, как бы человек ни старался. Конек должен быть заточен таким образом, чтобы он мог как бы "забуксовать" - именно это создает вращательный момент, который фигуристу остается только подхватить. Если же этого не происходит, прыжок сразу начинает требовать огромного количества "физики". При мужской силе с этим еще можно справиться, при женской - крайне трудно.

Кататься на слишком острых коньках, на мой взгляд, вообще не очень хорошо. Я понял это еще когда выступал сам и много наблюдал за тем, как катаются Людмила Белоусова и Олег Протопопов. Связь между инвентарем и техникой существовала в спорте во все времена. Бамбуковые шесты требовали иной техники, нежели фибергласовые, планирующее копье - иного броска, нежели обычное. Так вот чем острей коньки, тем менее маневренным и элегантным становится катание спортсмена. Чем крепче ботинки, тем "дубовее" фигурист двигается на льду. Я, например, начинал кататься в самых обычных полуботинках, к которым были прикручены коньки - другой обуви просто не было. Но у меня никогда в жизни не болели голеностопы.

* * *

Суббота. Шанхай. Елизавета ТУКТАМЫШЕВА в ожидании оценок. Фото AFP

Многие тренеры стремятся как можно быстрее поднять сложность программ, чтобы сделать своего спортсмена конкурентоспособным. И искренне полагают, что огрехи в технике можно подчистить потом. Получается, что такой подход рано или поздно все равно приводит к необходимости браться за технику с нуля?

На самом деле да. Есть тренеры, которые наоборот считают, что нужно идеально выучить какой-то один прыжок, а потом двигаться дальше. Сначала, допустим, освоить тулуп, потом сальхов, потом что-то еще. Я сейчас говорю без какой бы то ни было критики. Просто считаю, что столь скрупулезный подход хоть и может принести результат, но время-то в спорте уходит с дикой скоростью. Поэтому сам всегда предпочитал вести работу над техникой одновременно во всех направлениях. Чтобы у спортсмена с самого начала оставалось как можно меньше слабых мест. Так и с прыжками. Нужно идти не колонной, а фронтом, понимаете мысль? Тогда уже выученные элементы начинают помогать друг другу.

Сейчас, кстати, Министерство спорта уделяет очень большое значение научному сопровождению тренерской работы. В связи с этим мне поручили собрать и систематизировать тот опыт, который накоплен за годы моей работы в части прыжков. В планах - издать книгу, которая будет состоять из двух томов: "Реберные прыжки" и "Зубцовые прыжки". Хочу очень тщательно, десятью-двенадцатью параметрами описать все модельные характеристики этих прыжков, объяснить, что же это такое. В советские времена, если помните, модельные характеристики разрабатывались для каждого технического элемента во всех видах спорта. И обучение любой тренер начинал именно с этого.

- А бывало, что вы подводите спортсмена к выполнению о дного прыжка, а получается другой?

Бывало. Но только с очень способными учениками. А ведь у меня случались и провальные периоды в карьере.

- Например?

Например, когда я пытался работать с женщинами. Мучился временами так, что вообще не понимал, что делать: утром настроишь тройной тулуп - вечером его нет. Вечером настроишь лутц - утром следующего дня опять полный развал. Я почему, собственно, в свое время взял в группу Туктамышеву? Устал работать и понимать, что вся работа идет в песок. Ну да, Лиза была страшненькая по технике, но хотя бы прыгала высоко. А когда мы начали работать, я вдруг понял, что эта девочка схватывает все, что ей говоришь, просто на лету. Что она пластична, музыкальна, с абсолютным слухом, с хорошей головой. Хотя поначалу кроме прыжка и корявости я не видел в Туктамышевой вообще ничего.

* * *

Суббота. Шанхай. Елизавета ТУКТАМЫШЕВА с золотой медалью. Фото AFP

Ари Закарян, который когда-то тренировался под вашим руководством, а потом стал достаточно известным спортивным менеджером, однажды сказал, что максимально "монетизировать" титул олимпийского чемпиона можно лишь в том случае, если спортсмен сразу после победы оставляет любительский спорт. А как считаете вы?

Это очень сложная тема. Помню, в Турине, когда Женя Плющенко выиграл золотую медаль и мы были приглашены в связи с этим в Боско-дом, я так и не сумел объяснить одному вашему коллеге, что такое - выиграть Олимпийские игры. Он меня просто не понял. Все время приводил в пример слова Антона Сихарулидзе, что у того после победы в Солт-Лейк-Сити огромный груз с плеч упал. Типа выиграл - и катайся дальше в свое удовольствие.

Если рассуждать с чисто коммерческой точки зрения, понятно, что нужно принимать во внимание множество вещей. Но есть и другой, гораздо более важный момент. Моя супруга, которая была в свое время очень сильной одиночницей, сказала однажды, что, выиграв чемпионат СССР, однажды почувствовала, придя на каток, что кататься больше не может. Если у спортсмена наступает это состояние внутреннего опустошения, его уже не изменить. Пустая трата сил. А выигранная Олимпиада опустошает, как никакие другие соревнования.

С другой стороны - есть пример Жени Плющенко.

- Я бы сказала, что Плющенко - это уникум в плане неиссякаемой спортивной мотивации.

Вы подобрали очень правильное слово. Именно уникум. Когда Женя приходит на каток, у меня каждый раз возникает чувство, что он на льду - самый молодой. Постоянно что-то придумывает ногами, прыгает, хохочет. Видно, что катание ему в радость.

Если говорить об Аделине Сотниковой, я, например, уже после Олимпиады - на контрольных прокатах - увидел в ней раскрытие совершенно новых и очень ярких граней таланта. И понял, что она по-прежнему хочет кататься, ей это нравится.

- Как вы относитесь к разговорам о том, что победа Сотниковой в Сочи - случайна?

На мой взгляд, эта победа была абсолютно справедлива, хотя родные стены, конечно же, помогают. Катание Аделины было прежде всего зрелищем. А катание той же Юны Ким таким зрелищем не стало. Я ведь видел Юну в тот год - она выступала на турнире в Загребе, где каталась и Лиза. Помню, меня попросили дать свой комментарий местные журналисты, и я долго подбирал слова - до такой степени катание кореянки мне показалось подернутым нафталином. В Сочи Юна Ким каталась хорошо, но не настолько, чтобы я мог этим восторгаться. Видно было, что это - не то..

Но на прокатах в начале этого сезона я был реально впечатлен Сотниковой. Там был такой узел чувств, такие эмоции... Когда это есть, спортсмена трудно убедить оставить спорт.

* * *

Cуббота. Шанхай. Чемпионка Елизавета ТУКТАМЫШЕВА и бронзовая медалистка Елена РАДИОНОВА. Фото AFP

После победы Туктамышевой в Шанхае вы сказали, что будете пробовать вставить в произвольную программу два тройных акселя. Зачем? И видите ли смысл стремиться к тому, чтобы ваша спортсменка первой в мире прыгнула каскад из тройного акселя и тройного тулупа?

Вся моя предыдущая тренерская жизнь сводилась к тому, что я учил своих спортсменов прежде всего прыжкам. И до сих пор считаю, что это в одиночном катании - главное и самое интересное, как бы нас не заманивали в иное понимание фигурного катания через транзишены, махи ногами, игру лицом и прочие, как я говорю, "бантики и пуфики". Понятно, что можно проскочить и стать, допустим, чемпионом мира в мужском катании без четверного прыжка. Но это эпизодические исключения.

Если говорить о Лизе, почему не делать в программе те прыжки, которые получаются? Не говоря уже о том, что два тройных акселя при удачном исполнении могут дать фигуристу такое преимущество, что можно вообще сильно не переживать о том, что происходит за спиной. А вот каскад с тройным тулупом тут не нужен. Объясню: если выезд после второго прыжка получится не очень чистым, это неизбежно скажется на общей оценке всего каскада. Поэтому гораздо выгоднее поставить с акселем двойной прыжок, а тройной тулуп перенести в другое место программы. Добавить его к какому-то простому элементу типа сальхова.

Сейчас вашей подопечной предстоит участие в командном турнире в Японии, завершающем нынешний сезон. Это выступление - просто коммерческий старт, или вы продолжаете реализовывать какие-то цели?

Это просто старт для удовольствия. Лизе нравится выступать в Японии, и даже если она откатается там не так хорошо, как хотелось бы, вряд ли это может сказаться на ее нынешнем реноме, согласны?

Безусловно. На ваш взгляд, Туктамышева успела осознать, что находится на ином уровне, нежели остальные российские спортсменки, или ее продолжает напрягать та конкуренция, которая сейчас сложилась в женском катании?

Маленьких девочек она не боится. Я бы сказал, Лиза понимает, что в какой-то ситуации может и проиграть, но этот проигрыш может оказаться только случайным.

ВСЕ ЗОЛОТО ПОДОПЕЧНЫХ МИШИНА

18 побед российских фигуристов под руководством Алексея Мишина на Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы

ОИ

ЧМ

ЧЕ

Всего

Алексей УРМАНОВ

1 (1994)

1 (1994)

Алексей ЯГУДИН

1 (1998)

1 (1998)

Евгений ПЛЮЩЕНКО

2 (2006, 2014)

3 (2001, 2003, 2004)

7 (2000, 2001, 2003, 2005, 2006, 2010, 2012)

Елизавета ТУКТАМЫШЕВА

1 (2015)

1 (2015)

Всего

Алексей Николаевич Мишин – советский спортсмен и тренер. Он завоевывал награды как фигурист и способствовал получению признания в международном сообществе российских мастеров фигурного катания.

Детство и юность

Алексей Мишин родился в Севастополе 8 марта 1941 года. Важную роль в становлении ребенка как личности и спортсмена сыграли родители. Николай Мишин и Татьяна Делюкина знакомы с юных лет. В родном Смоленске они жили на соседних улицах, учились в одном вузе, играли в одном любительском театре. В конце обучения молодые люди получили направление на работу в разные места, но судьба не собиралась разводить их. В 1930 году Николай и Татьяна сыграли свадьбу, а в 1932 году на свет появился их первенец, дочка Людмила.

Николай Мишин получил приглашение в аспирантуру ЛГУ, а затем стал преподавателем в училище им. . Семье пришлось переехать в Ленинград, а ее глава стал военным. Татьяна также стала преподавателем. За несколько месяцев до войны в семье появился сын Алексей.

Руководство училища настоятельно рекомендовало вывезти семьи офицеров. Мишины нашли приют в Ульяновске у родителей друга семьи. Голодное время сказалось на здоровье маленького Алексея, он заболел рахитом. Вылечить его сумела мать, которая с трудом выращивала помидоры в каменистом дворе.


Отец семейства Николай Мишин служил в разных городах. В конце войны он получил перевод в Тбилиси, где его жена и дети поселились в местной заброшенной гостинице. Мишиным вскоре удалось получить трехкомнатную квартиру, но радость была недолгой: отцу дали перевод в Ленинград. Здесь супруги и двое детей поселились в комнате в коммуналке.

Карьера фигуриста

Маленький Алеша был подвижным и активным ребенком. Фигурное катание вошло в его жизнь практически незаметно. Отец брал детей с собой на каток, и однажды сестра на полученную стипендию купила Леше его первые коньки «Снегурки». Главным развлечением мальчика было катание, зацепившись за грузовик. Он дожидался на Загородном проспекте заворачивающего на его улицу автомобиля и выписывал фигуры, опасно балансируя.


Фигуристы Тамара Москвина и Алексей Мишин в молодости

Ленинградская молодежь приходила кататься к Аничковому дворцу. Там встречались Станислав Жук, Олег Протопопов, внесшие свои фамилии в спортивную историю. Отец Мишина часто видел, как ребята катаются, и решил отдать сына в кружок фигурного катания. Он дополнил компанию спортсменов с громкими именами. В планы Мишина-младшего входило окончание ЛЭТИ им. и работа инженером, но страсть к фигурному катанию оказалась сильнее, и юноша предпочел его в качестве будущей профессии.

Старт карьеры Мишина пришелся на 1956 год. Советские фигуристы начинали выступать на международных соревнованиях. Первым тренером стала Нина Леплинская, работавшая с первым отечественным олимпийским чемпионом Николаем Паниным. С педагогом Мишин получил базовые знания и навыки. На стадионе «Искра» в это время Майя Беленькая создала коллектив фигуристов, в который пригласили начинавшего спортсмена. Здесь он познакомился с , с которой стал работать в дуэте.


Пара Мишина и Москвиной выступала на соревнованиях, завоевывая награды и звания. Дуэт стал победителем чемпионата СССР в 1969 году и завоевал серебро на чемпионате мира в том же году и позднее, в 1968-м. Мишину и Москвиной долгое время не удавалось превзойти коллег по цеху Людмилу Белоусову и Олега Протопопова. В 1969 году они стали бронзовыми призерами, выступив в паре на чемпионате Европы, а на чемпионате мира завоевали серебро. Два этих соревнования впервые показали мощь советских фигуристов, завоевавших все места на пьедестале почета.

Тренерская карьера

Поняв, что дальнейшие перспективы выступления в качестве фигуристов не сулят больших побед, Мишин и Москвина ушли в тренерскую деятельность. 1969 год стал их последним сезоном, а уже в 1975 ученик Алексея Мишина, Юрий Овчинников, стал чемпионом СССР по фигурному катанию. Тренер работал с настоящими самородками. Среди них оказалась его будущая супруга Татьяна Оленева. Девушка стала чемпионкой Советского Союза и представляла страну на европейских соревнованиях.


Женское фигурное катание пользовалось особым вниманием спортивных деятелей. Для талантливых девочек существовали специальные группы обучения. Главой ленинградской группы стал Мишин. Он предложил подопечной Оленевой перейти в новую сферу и попробовать себя в качестве тренера.

В 1976 году расположенность властей и спортивного комитета сменилась немилостью. Мишин получил статус «невыездного». Подготовленная к печати книга «Фигурное катание для всех» ушла в список ожидающих печати. На телевидении перестали транслировать его выступления и интервью. Единственной радостью оставалась возможность продолжать тренировки учеников на позиции тренера сборной СССР. Пока подопечные выступали в Европе, о результатах наставнику сообщали в телефонных разговорах.


Разъяснения ситуации Мишин не получал в течение трех лет, вплоть до 1978 года. Никто не решался дать тренеру ответы на волнующие вопросы. Мишин решил взять дело в свои руки и обратился за комментариями к Сергею Павлову, руководителю направления советского спорта. Тот связался с первым секретарем горкома Борисом Аристовым и решил проблему бывшего спортсмена.

Тренер принялся за работу с воодушевлением, ведь теперь все дороги были открыты, а среди учеников были только талантливые и увлеченные люди. В 1994 году его подопечный Алексей Урманов стал чемпионом Европы и мира. Такие же звания позднее получил . В своих мемуарах Мишин писал, что тренер состоялся, если выпустил на лед хотя бы одного олимпийского чемпиона. Он всегда ставил во главу творческие поиски и считал, что там, где заканчивается эксперимент, нет будущего.


Заслуженный тренер Советского Союза точно знает: чтобы быть первым, необходимо постоянно развиваться. Все новое в фигурном катании быстро устаревает, поэтому надо быть на волне. Главный принцип Мишина – не учить подопечного «под себя». Он пропагандирует развитие для будущего и работу на перспективу.

Алексей Мишин самостоятельно продумал и теоретически прописал методику многооборотных фигурных прыжков. Ему принадлежит новая техника исполнения элементов. Талант инженера и спортсмена нашел отражение в этом направлении.

Личная жизнь

Биография Алексея Николаевича Мишина тесно связана с любимым делом. Тренер по фигурному катанию женился на своей воспитаннице в 70-х. Супруга Татьяна Оленева также тренирует учеников.


В браке появились сыновья Андрей и Николай. Молодые люди пошли по стопам отца, но льду предпочли теннисный корт. О личной жизни семья Мишиных предпочитает не распространяться. Алексей Николаевич ведет скромный образ жизни и не превозносит собственные заслуги.

Алексей Мишин сейчас

Сегодня тренер, работавший с плеядой чемпионов, преподает в Санкт-Петербурге, в академии физической культуры и спорта им. П. Ф. Лесгафта. Бывший фигурист заведует кафедрой конькобежного спорта и фигурного катания. Мишин работает и над теорией спорта. Он автор учебника по фигурному катанию и книг, которые используют как пособия для вузов.


Сборная команда Нидерландов пригласила Мишина на позицию тренера-консультанта. Сегодня он по-прежнему катается на коньках, хоть и не совершает трюков и пируэтов в силу возраста. Фото с тренировок, которые проводит мастер, публикуются в Интернете.


Тренера часто приглашают к участию в телепередачах о фигурном катании. В 2014 году на Первом канале прошел выпуск программы «Наедине со всеми», где Мишин отвечал на каверзные вопросы ведущей . О работе с ним с удовольствием рассказывают

  • 2003 - Почетный знак РФ фигурного катания
  • 2011 - Почетный знак «За заслуги перед Санкт-Петербургом»
  • 2014 - Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени