Почему с эвереста не забирают погибших альпинистов. Смерть на Эвересте: тела погибших альпинистов до сих пор лежат на его склонах


Можно выделить несколько причин, почему погибших на Эвересте не всегда забирают.

Причина первая: техническая сложность

Путей восхождения на любую гору несколько. Эверест – самая высокая гора мира, 8848 метров над уровнем моря, находится на границе двух государств: Непала и Китая. Со стороны Непала самый неприятный участок расположен внизу – если только стартовую высоту 5300 можно назвать «низом». Это ледопад Кхумбу: гигантский «поток», состоящий из огромных ледяных глыб. Путь пролегает через трещины многометровой глубины по лестницам, положенным вместо мостиков. Ширина лестницы как раз равна ботинку в «кошке» - приспособлении для ходьбы по льду. Если погибший находится со стороны Непала, эвакуировать его через этот отрезок на руках немыслимо. Классический путь восхождения проходит через отрог Эвереста - восьмитысячный хребет Лхоцзе. По пути расположено 7 высотных лагерей, многие из них – просто уступы, на краю которых лепятся палатки. Здесь находится много мертвецов…

В 1997 году на Лхоцзе у участника русской экспедиции Владимира Башкирова от перегрузок начались проблемы с сердцем. Группа состояла из профессиональных альпинистов, они правильно оценили ситуацию и пошли вниз. Но это не помогло: Владимир Башкиров скончался. Его положили в спальный мешок и подвесили на скалу. На одном из перевалов установили в его честь памятную табличку.

При желании можно провести эвакуацию тела, но для этого требуется договориться с пилотами касаемо беспосадочной погрузки, поскольку сесть вертолёту негде. Такой случай был весной 2014 года, когда лавина сошла на группу шерпов, которые прокладывали трассу. Погибло 16 человек. Тех, кого удалось отыскать, вывезли вертолётом, положив тела в спальные мешки. Так же эвакуировали раненых.

Причина вторая: погибший находится в недоступном месте

Гималаи – это вертикальный мир. Здесь если человек сорвался, он летит сотни метров, часто вместе с большим количеством снега или камней. Гималайские лавины обладают невероятной мощью и объёмом. Снег от трения начинает таять. Человек, застигнутый лавиной, должен по возможности совершать плавательные движения, тогда у него есть шанс остаться на поверхности. Если над ним осталось хотя бы десять сантиметров снега – он обречён. Лавина, останавливаясь, смерзается в секунды, образуя невероятно плотную ледяную кору. В том же 1997 году на Аннапурне профессиональные альпинисты Анатолий Букреев и Симоне Моро вместе с оператором Дмитрием Соболевым попали под лавину. Моро протащило порядка километра до базового лагеря, он получил травмы, но остался жив. Букреев и Соболев не найдены. Посвящённая им табличка находится на другом перевале…

Причина третья: зона смерти

По правилам альпинистов, всё, что находится выше 6000 над уровнем моря – это зона смерти. Здесь действует принцип «каждый сам за себя». Отсюда даже пострадавшего или умирающего чаще всего никто вытащить не возьмется. Слишком тяжело даётся каждый вдох, каждое движение. Небольшая перегрузка или нарушение баланса на узком хребте – и сам спаситель окажется в роли жертвы. Хотя чаще всего чтобы спасти человека достаточно просто помочь ему спуститься на ту высоту, к которой у него уже есть акклиматизация. В 2013 году на Эвересте на высоте 6000 метров погиб турист одной из самых крупных и солидных московских туристических фирм. Он всю ночь стонал и мучился, а к утру его не стало.

Противоположный пример – вернее, беспримерная ситуация, произошла в 2007 году в Китае. Пара восходителей: русский гид Максим Богатырёв с американским туристом по имени Энтони Пива шли на семитысячник Музтаг-Ата. Уже поблизости от вершины они увидели засыпанную снегом палатку, из которой кто-то махал им горной палкой. Снегу было по пояс, и копать траншею было адски трудно. В палатке находилось трое совершенно обессилевших корейцев. У них кончился газ, и они не могли ни снег себе растопить, ни еду приготовить. Они даже в туалет уже под себя ходили. Богатырёв привязывал их прямо в спальнике и волок вниз, поодиночке, до базового лагеря. Энтони шёл впереди и тропил дорогу в снегу. Даже один раз подняться с 4000 метров до 7000 – огромная нагрузка, а тут пришлось целых три.

Причина четвёртая: высокая стоимость

Аренда вертолёта порядка 5000 долларов США. Плюс – сложность: посадка скорее всего будет невозможна, соответственно кто-то, и не один, должен подняться, найти тело, подтащить его к тому месту, где вертолёт сможет безопасно зависнуть, и организовать погрузку. Причём никто не сможет дать гарантию в успехе предприятия: в последний момент пилот может обнаружить риск зацепить скалу винтами, или возникнут проблемы с извлечением тела, или вдруг погода испортится и придётся свернуть всю операцию. Даже при благоприятном стечении обстоятельств эвакуация выйдет в районе 15-18 тысяч долларов – не считая других расходов, таких как международный перелёт и авиатранспортировка тела с пересадками. Поскольку прямые рейсы в Катманду разве что по Азии.

Причина пятая: возня со справками

Добавим: международная возня. Многое будет зависеть от уровня бессовестности страховой компании. Нужно доказать, что человек мёртв и остался на горе. Если он покупал тур от фирмы – взять справку о гибели туриста от этой фирмы, а она не заинтересована будет давать такую улику против себя. Собрать документы на родине. Согласовать с посольством Непала или Китая: смотря о какой стороне Эвереста идёт речь. Найти переводчика: китайский язык ещё ладно, а непальский сложный и редкий. При любой неточности в переводе придётся всё начинать сначала.

Получить согласие авиакомпаний. Справки одной страны должны быть действительны в другой. Всё это через переводчиков и нотариусов.

Теоретически можно кремировать тело на месте, но фактически в Китае всё застрянет на попытках доказать что это не уничтожение улик, а в Катманду крематорий находится под открытым небом, и прах сбрасывается в речку Багмати.

Причина шестая: состояние тела

В высотных Гималаях очень сухой воздух. Тело быстро высыхает, мумифицируется. Доставить его целиком вряд ли получится. Да и видеть, во что превратился близкий человек, наверное, мало кому захочется. Для этого нужен не европейский менталитет.

Причина седьмая: он хотел бы там остаться

Речь идёт о людях, которые пешком забирались на высоту полёта дальней авиации, встречали рассветы на пути к вершине, теряли в этом снеговом мире друзей. Трудно себе представить их дух, заключённый между многочисленными могилами тихого кладбища или в ячейку колумбария.

И на фоне всего вышеперечисленного это очень весомый аргумент.

(Bird in Flight публикует фрагментарный пересказ статьи - оригинал можно прочитать на сайте New York Times .)

Мертвец лежит в такой позе, будто присел отдохнуть, упал на спину и замерз. Его почерневшее лицо с выделяющимися на нем белоснежными зубами пугает шерп, и они прикрывают его капюшоном. Сгрудившись вокруг тела, они обсуждают, как спустить его с горы. Времени на долгие раздумья нет: это место недаром называют «мертвой зоной».

…Погибшего звали Готам Гош, и в последний раз его видели живым вечером 21 мая 2016 года. 50-летний полицейский из Калькутты был участником экспедиции, состоявшей из восьми человек: четырех альпинистов из индийского штата Западная Бенгалия и четырех проводников-шерп. Альпинисты почти добрались до вершины, но не рассчитали время и кислород и, в конце концов брошенные гидами, остались здесь на верную смерть. Только одной из четверых, 42-летней Суните Хазре, удалось спастись.

К этому моменту сезон на Эвересте почти закончился. Последние альпинисты, столкнувшись с все еще пристегнутым к протянутой по маршруту веревке трупом, молча огибали неожиданное препятствие. Тело человека, брошенного, очевидно, в тот момент, когда он отчаянно нуждался в помощи, стало немым воплощением их страхов. «Кто ты? - мысленно спрашивали они. - Кто тебя здесь оставил? И придет ли кто-нибудь, чтобы забрать тебя домой?»

народность, живущая в Восточном Непале, Индии и окрестностях Эвереста

«Придет ли кто-нибудь, чтобы забрать тебя домой?» - мысленно спрашивали себя они.

Эверест занимает особое место в коллективном воображении. Сотни людей успешно покоряют эту вершину и возвращаются с вдохновляющими рассказами об упорстве и победах. Другие истории, с трагическим финалом, уже сформировали отдельный жанр в кино и литературе. Но за каждой трагической развязкой начинается новая история - об отчаянных попытках семьи погибшего вернуть тело домой.

…Те четверо индийских альпинистов годами мечтали о покорении Эвереста. На стенах их квартир, на страницах в фейсбуке - везде были фотографии гор. В этом смысле они ничем не отличались от сотен их единомышленников из разных стран мира. Одно отличие, впрочем, было. Восхождение на Эверест - удовольствие недешевое, и большинство альпинистов - люди обеспеченные; некоторые тратят $100 тысяч, чтобы нанять лучших проводников и гарантировать себе максимальную безопасность. У этой четверки никогда не было таких денег; чтобы заплатить за восхождение, эти люди залезали в долги, распродавали имущество, копили и отказывали себе во всем.

Гош делил квартиру с еще восемью членами семьи. 58-летний Пареш Нат, однорукий портной, едва сводил концы с концами. 44-летний водитель-экспедитор Субхас Пол, чтобы заплатить за восхождение, занял денег у отца. Хазра работала медсестрой.

Гора-кладбище

…С 1953 года, когда Тенцинг Норгей и Эдмунд Хиллари впервые покорили Эверест, до вершины добрались более 5 тысяч человек. Еще триста погибли при восхождении. По данным непальских властей, тела двухсот погибших до сих пор остаются на склонах. Среди них - Джордж Мэллори, первый человек, предпринявший попытку восхождения на вершину Эвереста и погибший в 1924 году. Или знаменитый Скотт Фишер, герой множества книг и фильмов, руководитель экспедиции 1996 года «Горное безумие», из которой он так и не вернулся. Некоторые из тел с годами стали для альпинистов жутковатыми, но привычными ориентирами (к примеру, один труп, который называют просто Зеленые Ботинки). Другие сброшены в расщелины (по воле родных, не желающих, чтобы тела их любимых были частью пейзажа, или по приказу непальских властей, опасающихся, что вид мертвецов распугает туристов).

Некоторые из тел с годами стали для альпинистов жутковатыми, но привычными ориентирами (к примеру, один труп, который называют просто Зеленые Ботинки).

Первая розыскная экспедиция из шести шерп была отправлена за телами бенгальских альпинистов уже через несколько дней после их гибели, во время небольшого «окна» между окончанием сезона восхождений и началом летних муссонов. Первым нашли Пола - водителя и по совместительству преподавателя игры на гитаре, проживавшего с женой и 10-летней дочкой в городе Банкура. Потребовалось четыре часа, чтобы извлечь тело из ледяной могилы, и еще двенадцать - чтобы доставить его на базу, откуда его мог бы забрать вертолет. Несколько дней спустя в родном городе Пола состоялись похороны: процессия проводила останки к реке Двардейсвар, где тело было предано огню, а душа, согласно индуистской традиции, наконец освободилась.

На высоте 8 тысяч метров шерпы нашли еще одно тело, в котором легко опознали Ната - однорукого портного. Но доставить его в лагерь уже не успели - надвигался муссон. Не успели они и отыскать тело Гоша. В Калькутте его жена Чандана по-прежнему носила на правой руке красный и белый браслеты, которые в Западной Бенгалии считают символом замужества. Календарь в ее спальне остался открытым на мае 2016-го. «Я все еще верю, что он жив, - говорила она даже спустя несколько месяцев. - Я не вдова. Я замужем за Готамом Гошем. Пока я не увижу его, пока мы не предадим его тело огню, все останется как есть».

Тем временем в городе Дургапур вдова Ната, Сабита, пыталась смириться с потерей. Они с Натом были бедны, даже по индийским меркам, и у нее не было денег доставить тело мужа домой. Поэтому она убедила себя, что супруг предпочел бы остаться на Эвересте: в конце концов, он так мечтал об этом восхождении, и сколько ночей они сидели бок о бок и шили, чтобы заработать денег на осуществление его мечты… Иногда она представляла, что однажды проснется и обнаружит мужа по-прежнему сидящим за швейной машинкой. А их 9-летний сын вел себя так, будто папа просто отправился в длительное путешествие. Такое случается, когда тела погибших остаются на горе: смерть кажется иллюзией, и близкие не имеют возможности, пережив потерю, двигаться дальше.

Хроника трагедии

…20 мая 2016 года Гош, Нат, Пол и Хазра пили чай на территории IV лагеря - это самая высокогорная из альпинистских баз Эвереста (7 920 метров), последняя остановка перед вершиной. До восхождения они не слишком хорошо знали друг друга и объединились в группу не на почве дружбы, а скорее из-за минимального бюджета. Они нашли компанию, которая брала за восхождение $30 тысяч с человека - меньше, чем конкуренты (но и эту сумму каждому из них пришлось копить десять лет). Нетерпение альпинистов усиливало то, что это была уже третья попытка за три года: в прошлом году сезон отменили из-за землетрясения, в позапрошлом - из-за схода лавины. И вот наконец, после нескольких лет ожидания, после долгих недель адаптации в базовом лагере они почти на вершине. Если все пойдет как запланировано, меньше чем через сутки они вернутся в IV лагерь и отправятся домой, где их встретят как героев.

Весь путь от IV лагеря до вершины Эвереста отмечен веревками, протянутыми и укрепленными шерпами в начале сезона. Эти последние 900 метров называют «зоной смерти»; путешествие туда-обратно занимает от 12 до 18 часов. Дольше находиться на такой высоте опасно: из-за непредсказуемой погоды, острой нехватки кислорода, риска получить обморожение. На экстремальных высотах недостаток кислорода может вызвать отек мозга, симптомами которого становятся головная боль, тошнота, чувство полного изнеможения, потеря координации. А еще - нарушения речи, спутанность сознания и галлюцинации. Яркие лучи солнца грозят «снежной слепотой», а минусовая температура в сочетании с ветрами - обморожением. Ощущения обманчивы: вместо холода замерзающие альпинисты иногда чувствуют невыносимый жар и начинают срывать с себя одежду (именно поэтому погибших на склонах Эвереста нередко находят раздетыми). А потому здесь существует неписаное правило, согласно которому все, кто не успел подняться на вершину до полудня, должны повернуть назад.

Последние 900 метров называют «зоной смерти»; путешествие туда-обратно занимает от 12 до 18 часов.

Бенгальские альпинисты явно не укладывались в этот лимит времени, но от предложения вернуться только отмахнулись. «Мы не имеем права применять к туристам силу, - оправдывался шерпа, сопровождавший Пола. - Мы можем только попробовать убедить их». Напуганным шерпам (почти никто из проводников не имел опыта восхождения на вершину) пришлось последовать за клиентами.

Дальше всех дошел Гош. Последняя фотография на его камеру сделана в 13:57. Сохранилось и последнее видео: Гош, в кислородной маске, сдвигает солнцезащитные очки на лоб - становятся видны его покрасневшие глаза, - а потом опускает и маску. «Готам!» - зовет кто-то, он оборачивается на голос и выключает камеру.

Вечером 21 мая американец Том Поллард и его проводник на своем пути к вершине обнаружили сначала двух замерзших и напуганных шерп, а потом и бенгальцев - женщину и пристегнутого к веревке мужчину в желтом костюме, который выглядел еле живым. Но возможностей для спасательной операции у других альпинистов обычно немного: никто не носит с собой запасные кислородные баллоны (берут ровно столько, чтобы хватило для себя), многие и сами находятся в тяжелом физическом и психологическом состоянии и знают, что любая остановка может оказаться для них фатальной. И даже когда возможность есть, люди, ждавшие этого дня годами и заплатившие за восхождение десятки тысяч долларов, не горят желанием поворачивать назад ради незнакомца - тем более без уверенности, что смогут помочь. В общем, Поллард с проводником обсудили ситуацию и продолжили восхождение. Когда они возвращались, женщина исчезла, а мужчина - Гош - был уже мертв.

Сунита Хазра, единственная выжившая из группы, вспоминает: «Я сказала Готаму: нужно идти! Потом я подумала, что если сама начну двигаться, он последует за мной. Но у меня не было сил ни помочь ему, ни даже обернуться, чтобы проверить, идет ли он следом». Она говорит, что и сама бы умерла, если бы не британский альпинист Лесли Биннс: поняв, что женщина, которую он встретил, не доберется до лагеря самостоятельно, он пожертвовал собственным восхождением, чтобы помочь ей. По дороге к лагерю они обнаружили Пола, который тоже едва мог идти. Какое-то время Биннс пытался вести обоих, но понял, что если он хочет спасти хоть кого-нибудь, придется выбирать. Он выбрал Хазру и доставил ее в лагерь.

Люди, ждавшие этого дня годами и заплатившие за восхождение десятки тысяч долларов, не горят желанием поворачивать назад ради незнакомца.

…В ту ночь многие в лагере проснулись от криков, но решили, что шумит кто-то из соседей по стоянке. Проверять никто не пошел. Утром оказалось, что кричал Пол - в каких-то ста метрах от лагеря. Кислород у него закончился больше суток назад. Оказавшийся в лагере врач настоял, что дольше на такой высоте бенгальцы не выдержат, и они, взяв последние кислородные баллоны и не дожидаясь Гоша и Ната, начали спуск.

Но Полу становилось все хуже. Он больше не мог продолжать движение, и Хазра, оставив с ним двух проводников, отправилась дальше одна. Третий проводник сопровождал ее, пока, испугавшись за собственную жизнь, не ушел вперед. Замерзшая, со сломанным запястьем, в сопровождении двух шерп (которые все-таки оставили Пола и догнали ее) она добралась до второго лагеря, откуда ее забрал вертолет.

Ната доставила в лагерь еще одна группа индийских альпинистов, возвращавшихся с вершины, но поздно - на следующий день он умер в палатке. На горе остался только Готам Гош. Как минимум 27 человек перешагнули через него на пути к вершине и обратно за те несколько дней до окончания сезона.

Возвращение домой

…Следующей весной команда шерп, как обычно, готовила маршрут к новому сезону: они натягивали веревки, устанавливали мостки и перила на опасных участках (процесс подготовки занимает несколько недель, и только после этого сезон восхождений объявляют открытым). Тем временем семья Гоша отчаянно добивалась возвращения его тела.

На это у родных Готама было три причины. Первая - эмоциональная: невыносимо было думать, что он лежит там на горе, один, пугающий ориентир для будущих туристов. Вторая - религиозная: согласно индуистской традиции, только кремация умершего освобождает душу и дает ей возможность реинкарнироваться в новое тело. И наконец, финансовая причина: по индийским законам, Гош до сих пор числился пропавшим без вести. Свидетельство о смерти (а с ним и доступ к скромному банковскому счету покойного, и страховку, и пенсию) можно было получить только при наличии тела - или через семь лет после исчезновения.

Семья надеялась, что в новом сезоне правительство финансирует транспортировку тела. Брат и вдова покойного обивали пороги чиновничьих кабинетов, пока не добрались до Маматы Банерджи, главного министра Западной Бенгалии. Не найдя поддержки, они обратились к премьер-министру Индии Нарендре Моди, и благодаря этому региональные власти все-таки решили выделить деньги. Правда, родным об этом до поры до времени не сообщили.

Поэтому семья по-прежнему пыталась решить проблему самостоятельно. Брат и вдова Гоша обратились к известному проводнику, который уже пять раз поднимался на вершину Эвереста. За доставку тела он запросил $40 тысяч - больше, чем стоила сама экспедиция Готама. Члены семьи продали все, что им принадлежало, достали все свои сбережения - денег все равно не хватало, но удалось наскрести хотя бы на аванс. Брат погибшего Дебашиш Гош, не в силах ждать новостей дома, в компании одного из друзей Готама отправился в Катманду, чтобы быть ближе к месту событий.

Как минимум 27 человек перешагнули через него на пути к вершине и обратно за те несколько дней до окончания сезона.

…Тем временем вдова Ната, Сабита, не пыталась связаться с властями, чтобы вернуть тело мужа. Не могла она и нанять проводника: овдовев, она и так едва сводила концы с концами. Она утешала себя мыслью, что муж, влюбленный в горы, и сам предпочел бы остаться там. Супруги никогда не были особенно религиозны, поэтому Сабита даже не пришла на траурную церемонию, устроенную родственниками Ната после подтверждения информации о его смерти. В знак своего вдовства она просто перестала носить на лбу красную бинди, а на запястье - красный и белый браслеты. Их сын за все эти месяцы так и не спросил, жив ли отец, - а у Сабиты не хватало духу сказать ему правду: «Я говорила, что папа построил домик на Эвересте и живет теперь в нем». Но когда в мае 2017-го в соцсетях появились фотографии тела Ната, Сабита поняла, что и сама до этого момента в глубине души надеялась, что муж жив.

…Открылся новый сезон, и сотни альпинистов на пути к вершине и обратно натыкались на тело Гоша, все еще пристегнутое к веревке. Тут наконец вмешалось правительство - трое чиновников из Западной Бенгалии прилетели в Катманду, договорились о возвращении тел и объявили, что власти берут на себя расходы. Непальское министерство туризма настояло, чтобы спуск тел с горы проходил в ночное время и желательно в конце сезона: нельзя же мешать туристическому потоку.

В конце мая операция началась. Одна группа шерп отправилась за телом Гоша, другая - за телом Ната. Обледеневшее тело Гоша кое-как освободили изо льда и стали аккуратно спускать по склону при помощи веревок (оно весило почти 150 килограммов - вдвое больше, чем при жизни). В IV лагере, куда наконец доставили тело, шерпы открыли рюкзак Гоша: кроме видеокамеры там обнаружили флаги Индии, Западной Бенгалии, полицейского департамента Калькутты и альпинистского клуба, в котором много лет состоял погибший, готовясь к главному восхождению в своей жизни. Еще несколько дней потребовалось, чтобы спустить тела обоих альпинистов до II лагеря и дождаться вертолета, который забрал останки.

Неподалеку от места, где нашли тело Гоша, был еще другой труп - по словам одного из шерп, он лежал там уже пять или шесть лет. А еще где-то рядом находилось тело погибшего несколько дней назад доктора из Алабамы. Но их никто не планировал возвращать домой…

Забирать тела погибших альпинистов со склонов самой высокой горы в ближайшее время никто не будет. Экспедиции по вывозу трупов с Эвереста крайне сложны и затратны..

Эверест еще с начала прошлого века является последним пристанищем невыживших скалолазов. По различным данным, навсегда лежать на склонах горы остались тела около 300 альпинистов. Многочисленные экспедиции по вывозу трупов с вершины заканчиваются неудачно.

Эверест останется кладбищем

Эверест Высочайшая вершина земного шара, высотой, по разным данным, от 8844 до 8852 метров. Находится в Гималаях и расположена на границе Непала и Китая (Тибетский автономный район), сама вершина лежит на территории Китая. Имеет форму пирамиды; южный склон более крутой.

У этой горы три названия – тибетское «Джомолунгма», непальское «Сагарматха» и английское «Эверест». Еще в 1852 году стало известно, что это самая высокая точка на планете. Индийский математик и топограф Радханат Сикдар с помощью математических вычислений измерил высоту этой горы. А первое восхождение в 1924 году совершили англичане Джордж Мэллори и Эндрю Ирвин, они и положили смертоносную традицию для покорителей этой вершины.

При спуске оба альпиниста погибли. С тех пор ежегодно Эверест посещают сотни тысяч туристов со всего мира, по данным экологов, ежегодно на склонах горы скапливается около 120 тыс. тонн мусора, кроме этого, сотни трупов погибших альпинистов остаются неопознанными и непогребенными.

«Люди, которые там идут, себя-то контролируют далеко не на 100 процентов, а уж чтобы кого-то выносить оттуда, об этом вообще речь не идет. Но тем не менее такие попытки делаются, и кое-кого из погибших все же удается спустить вниз. Я знаю, что существуют попытки организовать экспедиции по выносу трупов, но не все они заканчиваются удачно. Потому что физические возможности человека на такой высоте весьма ограниченны, а техника там не пройдет», -- рассказала корреспонденту сайт ответственный секретарь Федерации альпинизма России (ФАР) Елена Кузнецова.

В горах гибнут в основном туристы

Увидеть воочию самую высокую вершину мира может не только профессиональный альпинист, но и человек, скопивший приличную сумму денег. Для того чтобы отправиться покорять Эверест, нужно заплатить от €30 тыс. до €65 тыс.

Группа из 10-15 человек во главе с опытным альпинистом отправляется в горы. Проблема заключается в том, что за несколько дней инструктажа невозможно стать профессионалом. Зачастую туристы не рассчитывают своих сил, от пониженного давления и разреженного воздуха у многих не выдерживает сердце.

«Главное -- вовремя повернуть назад. Вот у кого хватает на это ума, хотя не столько ума, сколько психологической выдержки... Там ведь такое состояние, когда неопытный человек от недостатка кислорода перестает себя контролировать. Появляется ложная эйфория, когда человеку кажется, что он все может, вот если перебороть в себе это чувство, оценить реально свое состояние, есть шанс вернуться живым. Ну а есть те, которые идут до конца и погибают», -- рассказала Кузнецова.

По данным Федерации альпинизма России, в ближайшее время с российской стороны никаких экспедиций по спуску тел погибших со склонов Эвереста не предвидится. Это связано с повышенной опасностью и большими финансовыми расходами.

За эти выходные стало известно о смерти троих альпинистов на Эвересте. Они скончались от высотной болезни. Неизвестно, когда тела погибших вернут родственникам. Сейчас на самой высокой точке Земли находится более 200 трупов. «Футурист» разбирался, как умирают альпинисты и почему их не хоронят.

Когда альпинисты пытаются покорить Эверест, они должны принять болезненную истину: если гора заберет жизнь, она не отдаст близким и тело. В настоящее время на Эвересте остается более 200 тел альпинистов. Высочайшая вершина Земли, таившая в себе загадку и бросающая вызов смельчакам, сейчас превращается в кладбище. Чтобы достичь вершины, альпинисты вынуждены перешагивать через тела своих предшественников.

«Тела альпинистов и шерпов (представителей коренной непальской народности, которые часто становятся проводниками в горах, прим. ред.) спрятаны в трещинах, они погребены под лавинным снегом и покоятся на водосборной площади склонов — их искаженные конечности выгорели на солнце», — пишет BBC Future.

Главным ориентиром для альпинистов является «пещера Зеленых Ботинок». В 1995 году туда забрался индийский альпинист, чтобы укрыться от снежной бури, но каменные своды пещеры не смогли его спасти, и он замерз. С тех пор его тело указывает путь другим покорителям вершины.

Печальная статистика продолжает расти за счёт увеличения числа желающих взобраться на вершину. За эти выходные стало известно о смерти еще троих альпинистов: Субхаш Павл из Индии, Эрик Ары Арнольда из Голландии и Мария Стридом из Австралии.

Пик Эверест был покорен столько раз, что легко забыть, насколько это опасно. Многие альпинисты погибают во время бурь или срываются вниз еще при подъеме на вершину. По статистике, большинство смертей на Эвересте происходит из-за лавинных сходов. В 2014 году лавина похоронила под собой 16 альпинистов на 5,8-километровой высоте — после этого восхождения временно запретили. 2015 год стал единственным годом, когда Эверест стал по-настоящему недоступным: ни один смельчак не сумел его покорить. Лишь 11 мая этого года экспедиция из девяти человек под руководством шерпы покорила высочайшую вершину Земли.


Для тех, кто все же приблизился к заветной цели и дерзко утверждает, что высота Эвереста — это всего лишь высота над уровнем моря, опасность заключается в другом. В высотном альпинизме существует термин «летальная зона» или «зона смерти». Это высотная отметка в 8000 метров, на которой человек может находиться не более 2—3 дней. В течение этого времени человек теряет сопротивляемость к действию высоты и заболевает горной болезнью. Cимптомы этого недуга наблюдались у погибших в эти выходные Павла, Арнольда и Стридом. Горной болезнью называют кислородное голодание (гипоксию), вызванное понижением давления кислорода во вдыхаемом воздухе. Альпинистам трудно приспособиться к сухому горному воздуху и порывам ветра, затрудняющим дыхание. Гипоксия усугубляется физической усталостью, обезвоживанием организма и ультрафиолетовой радиацией. Пребывая на большой высоте в течение длительного времени, альпинист становится вялым, у него постепенно нарушается координация, наблюдаются расстройства речи. Ум и тело как будто выключаются: в этот момент человек может принять непродуманное решение, переоценив свои физические возможности. Пораженный высотной болезнью альпинист пребывает в состоянии эйфории и активно сопротивляется попыткам своих товарищей прервать восхождение и спустить больного вниз. Он может оказаться неспособным действовать быстро в опасной ситуации.

Когда тела троих погибших альпинистов спустят с горной вершины, пока неизвестно. Вернуть тело семье погибшего стоит десятки тысяч долларов и требует усилий от шести до восьми шерпов, чьи жизни подвергаются огромному риску.

«Даже подобрать фантик на высокой горе очень сложно, потому что он полностью заморожен, и вокруг него необходимо копать», — говорит Анг Тшеринг Шерпа, президент Непальской ассоциации альпинизма. «Мертвое тело, которое обычно весит 80 кг, в таких условиях весит 150 кг. Кроме того, выкапывать его приходится вместе с окружающим льдом».

Кроме того, некоторые альпинисты желают, чтобы в случае их гибели их тела остались на Эвересте — такая традиция. Однако их последователи, которым приходится переступать через человеческие останки, считают эту традицию жуткой. Иногда тела погибших их складывают в трещины или заваливают камнями, образуя нечто вроде кургана. С 2008 года Непальская ассоциация альпинизма отправляет на пик экспедиции, которые утилизируют мусор, отходы жизнедеятельности человека и занимаются захоронениями.

Покорение Эвереста — больше не покорение в прямом смысле слова. На Земле осталось мало уголков, которые можно покорить. На Эверест можно взойти, чтобы развеять по ветру прах близкого человека, начертить на льду имя любимой девушки, почувствовать себя всемогущим.

Главное, помнить о человеке, чье тело теперь указывает дорогу другим. Он вряд ли хотел для себя такой судьбы.

Многие знают, что покорение вершин это смертельно опасно и те, кто поднимаются, не всегда спускаются. На Горе умирают и новички и опытные альпинисты. Но к моему удивлению, совсем не многие знают, что умершие остаются там, где их застигла судьба. Нам, людям цивилизации, интернета и города - по меньшей мере странно слышать, что тот же Эверест давно превратился в кладбище. Трупов на нем не счесть и никто не спешит спускать их вниз - слишком опасно брать на себя дополнительный груз.

Эверест - это современная Голгофа. Тот, кто идет туда, знает - у него есть шанс не вернуться. Рулетка с Горой, повезет - не повезет. Не все зависит от тебя: ураганный ветер, замерзший клапан на кислородном балоне, неправильный расчет времени, лавина, истощение и пр. Эверест часто доказывает людям, что они смертны. Хотя бы тем, что когда поднимаешься видишь тела тех, кому уже больше никогда не суждено спуститься.

По статистике на гору поднялось около 1500 человек. Остались там (по разным источникам) от 120 до 200. Можете себе представить? Вот очень показательная статистика до 2002 года о погибших людях на горе (имя, национальность, дата смерти, место смерти, причина смерти, добрался ли до вершины).

Среди этих 200 человек есть и те, кто всегда будет встречать новых покорителей. По разным источникам на северном маршруте находится восемь открыто лежащих тел. Среди них двое русских. С юга находится около десяти. А если отойти влево или вправо...

Расскажу лишь о самых известных потерях:

«Зачем вы идите на Эверест?» спросили у Джорджа Мэллори.

«Потому что он есть!»

Я отношусь к тем, кто считает, что Меллори первым покорил вершину и погиб уже на спуске. В 1924 году связка Мэллори-Ирвинг начала штурм. Последний раз их видели в бинокль в разрыве облаков всего лишь в 150 метрах от вершины. Затем облака сошлись и альпинисты исчезли.

Загадка их исчезновения, первых европейцев оставшихся на Сагарматхе, волновала многих. Но чтобы узнать, что случилось с альпинистом, потребовались многие годы.

В 1975 году один из покорителей уверял, что видел какое-то тело в стороне от основного пути, но не стал подходить, чтобы не потерять силы. Понадобилось еще двадцать лет, чтобы в 1999 году, при траверсе склона от 6 высотного лагеря (8290 м) на запад, экспедиция наткнулась на множество тел, погибших за последние 5-10 лет. Среди них обнаружили Мэллори. Он лежал на животе, распростершись, словно обнимая гору, голова и руки были вморожены в склон.

На видео прекрасно видно, что у альпиниста сломаны большая и малая берцовые кости. С такой травмой он уже не смог продолжать путь.

«Перевернули - глаза закрыты. Значит, умер не внезапно: когда разбиваются, у многих они остаются открытыми. Спускать не стали - там и захоронили.»

Ирвинга так и не нашли, хотя обвязка на теле Мэллори говорит о том, что пара была друг с другом до самого конца. Веревка была перерезана ножом и, возможно, Ирвинг мог передвигаться и оставив товарища, умер где-то ниже по склону.

В 1934 году к Эвересту пробрался, переодевшись тибетским монахом, англичанин Уилсон, который решил молитвами воспитать в себе силу воли, достаточную для восхождения на вершину. После безуспешных попыток достигнуть Северного седла, покинутый сопровождающими его шерпами, Уилсон умер от холода и истощения. Тело его, а также написанный им дневник были найдены экспедицией 1935 г.

Известная трагедия, потрясшая многих, произошла в мае 1998 года. Тогда погибла супружеская пара - Сергей Арсентьев и Френсис Дистефано.

Сергей Арсентьев и Френсис Дистефано-Арсентьев, проведя на 8,200 м три ночи (!), вышли на восхождение и взошли на вершину 22/05/1998 в 18:15.Восхождение совершено без использования кислорода. Таким образом, Френсис стала первой американской женщиной и всего второй за всю историю женщиной, совершившей восхождение без кислорода.

Во время спуска супруги потеряли друг друга. Он спустился в лагерь. Она - нет.

На следующий день пять узбекских альпинистов шли на вершину мимо Френсис - она еще была жива. Узбеки могли помочь, но для этого отказаться от восхождения. Хотя один их товарищ уже взошел, а в этом случае экспедиция уже считается успешной.

На спуске встретили Сергея. Сказали, что видели Френсис. Он взял кислородные балоны и пошел. Но пропал. Наверное сдуло сильным ветром в двухкилометровую пропасть.

На следующий день идут трое других узбеков, три шерпа и двое из Южной Африки - 8 человек! Подходят к ней - она уже вторую холодную ночевку провела, но еще жива! Опять все проходят мимо - на вершину.

«Мое сердце замерло, когда я понял, что этот человек в красно-черном костюме был жив, но абсолютно один на высоте 8,5 км, всего в 350 метрах от вершины, – вспоминает британский альпинист. – Мы с Кэти, не размышляя, свернули с маршрута и попытались сделать все возможное, чтобы спасти умирающую. Так закончилась наша экспедиция, которую мы готовили годами, выпрашивая деньги у спонсоров… Нам не сразу удалось добраться до нее, хотя она лежала и близко. Двигаться на такой высоте –то же самое, что бежать под водой...

Мы обнаружив ее, пытались одеть женщину, но ее мышцы атрофировались, она походила на тряпичную куклу и все время бормотала: „Я американка. Пожалуйста, не оставляйте меня“...

Мы одевали ее два часа. Моя концентрация внимания была потеряна из-за пронизывающего до костей дребезжащего звука, разрывавшего зловещую тишину, – продолжает свой рассказ Вудхолл. – Я понял: Кэти вот-вот и сама замерзнет насмерть. Надо было выбираться оттуда как можно скорее. Я попытался поднять Фрэнсис и нести ее, но это было бесполезно. Мои тщетные попытки спасти ее подвергали риску Кэти. Мы ничего не могли сделать.»

Не проходило и дня, что бы я ни думал о Фрэнсис. Спустя год, в 1999-м, мы с Кэти решили повторить попытку добраться до вершины. Нам это удалось, но на обратном пути мы в ужасе заметили тело Фрэнсис , она лежала точно так, как мы ее оставили, идеально сохранившейся под влиянием низких температур.

Такого конца никто незаслуживает. Мы с Кэти пообещали друг другу вернуться на Эверест снова, чтобы похоронить Фрэнсис. На подготовку новой экспедиции ушли 8 лет. Я завернул Фрэнсис в американский флаг и вложил записку от сына. Мы столкнули ее тело в обрыв, подальше от глаз других альпинистов. Теперь она покоится с миром. Наконец, я смог сделать что-то для нее." Йен Вудхолл.

Через год тело Сергея Арсеньева было найдено: «Прошу прощения за задержку с фотографиями Сергея. Мы определенно его видели - я помню фиолетовый пуховый костюм. Он был в положении как бы поклона, лежа сразу за Джохеновским (Jochen Hemmleb - историк экспедиции - С.К.) „неявно выраженным ребром“ в районе Мэллори примернона 27150 футах (8254 м). Я думаю, это - он.» Джейк Нортон, участник экспедиции 1999 года.

Но в том же году был случай, когда люди остались людьми. В украинской экспедиции парень провел почти там же, где американка, холодную ночь. Свои спустили его до базового лагеря, а далее помогали более 40 человек из других экспедиций. Легко отделался - четыре пальца удалили.

«В таких экстремальных ситуациях каждый имеет право решать: спасать или не спасать партнера… Выше 8000 метров ты полностью занят самим собой и вполне естественно, что не помогаешь другому, так как у тебя нет лишних сил» . Мико Имаи.

«Невозможно позволить себе роскошь нравственности на высоте более 8000 метров»

В 1996 году группа альпинистов из японского университета Фукуока поднималась на Эверест. Совсем рядом с их маршрутом оказались трое терпящих бедствие альпинистов из Индии - истощенные, занедужившие люди попали в высотный шторм. Японцы прошли мимо. Спустя несколько часов все трое погибли.

Крайне рекомендую прочитать статью участника экспедиции на Эверест из журнала GEO «Надине со смертью» . О величайшей катастрофе десятилетия на Горе. О том, как из-за кучи обстоятельств, погибло 8 человек, в том числе и двое командиров групп. Позже по книге автора был снят фильм «Смерть на Эвересте».

Страшные кадры канала «Дискавери» в сериале «Эверест - за грянью возможного». Когда группа находит замерзающего человека, снимает его на камеру, да лишь интересуется именем, оставляя умирать в одиночестве в ледяной пещере (отрывок).

«Трупы на маршруте – хороший пример и напоминание о том, что надо быть более осторожными на горе. Но с каждым годом восходителей всё больше, и по статистике трупов будет с каждым годом прибавляться. То, что в нормальной жизни неприемлемо, на больших высотах рассматривается как норма.» Александр Абрамов.