О пользе кручения человека вокруг своей оси. Суфийское вращение


К идее участия в суфийском кружении в юбках всех цветов радуги (соответствующим семи чакрам человека) я поначалу отнесся без особого энтузиазма, как к еще одной медитации. Теперь же, когда вижу кружение в едином потоке всех семи цветовых вихрей, понимаю: эта идея стоила воплощения.

ЗАЧЕМ КРУЖИТЬСЯ НА ОДНОМ МЕСТЕ?
Суфийское кружение (или вращение) - это медитативная техника, которая заключается в кружении вокруг собственной оси в течение длительного времени (обычно от получаса до нескольких часов).

Свое название техника получила от суфийского ордена Мевлеви, основанного персидским поэтом-суфием Джалаладдином Руми (1207-1273), в котором кружение являлось частью ритуала поклонения богу и символизировало единение с ним. Суфии кружились (и кружатся по сей день) в тяжелых юбках, которые нужны для стабилизации вращения и поддержания его высокой скорости.

Среди людей, практикующих медитативные практики, кружение неофициально считается «королевской медитацией». Почему же среди множества других техник выделяют именно эту медитацию?

Дело в том, что при длительном вращении вокруг своей оси устоять на ногах можно только в состоянии «не ума», состоянии медитации, когда вся энергия в теле находится внизу, в животе и ногах. Это максимально устойчивое положение. Если мы думаем, переживаем, боимся, радуемся, то есть если у нас появляются мысли и эмоции, происходит то, что простым языком называется «закружилась голова».

При длительном вращении вокруг своей оси устоять на ногах можно только в состоянии «не ума»

Секрет кружения, точнее устойчивости при кружении, предельно прост: энергия (или наше внимание) должна находиться в животе и ногах. Тогда мы просто не сможем упасть - как кукла-неваляшка «Ванька-встанька». Любой подъем энергии в голову, то есть появление мыслей и эмоций (а значит, «выпадение из медитации»), уменьшает устойчивость. И если после этого не опустить энергию вниз, не вернуться в медитативное состояние, следует падение.

Когда в статической медитации к вам приходят мысли, вы можете снова к ней вернуться. При кружении выпадение из медитации заканчивается физическим падением. В статической медитации вы можете просто сидеть и думать, что находитесь в медитации. Во время кружения «притвориться», что вы медитируете, нельзя. В медитативном состоянии кружения надо находиться тотально и непрерывно.

Есть две медитации, где выпадение из процесса проявляется особенно ярко: хождение по углям (если неправильно делаешь, обжигаешься) и суфийское вращение (если неправильно делаешь, падаешь).

Когда вы правильно медитируете (кружитесь), то есть вся ваша энергия находится внизу, верхняя часть тела свободна для прохождения потока космической энергии. Поэтому суть суфийского кружения можно выразить формулой: прочно стоим на земле, открываем сердце, впускаем сверху энергию космоса. Отсюда и подъем сил, и состояние абсолютного покоя после медитации.

Данную технику можно представить в виде метафоры жизни. Пока мы кружимся, мы живем, когда падаем, жизнь прекращается. Можно кружиться с удовольствием либо со страхом, что упадешь или потеряешь контроль над процессом. Так и по жизни можно идти с удовольствием или страхом. Но тем медитация и хороша, что сначала помогает научиться получать удовольствие от процесса в безопасном пространстве (то есть во время медитации), а потом переносить его в жизнь.

ПОЧЕМУ МУЖЧИНЫ КРУЖАТСЯ В ЮБКАХ?

Мне этот вопрос задавали все, кому я показывал фотографии кружения. Отвечаю. Юбка повышает качество вращения, в ней нельзя кружиться медленно, поскольку она будет падать на ноги. С другой стороны, юбка стабилизирует процесс кружения (как гироскоп) и не дает отклоняться в стороны. Чтобы кружиться в юбке, нужен опыт, но результат того стоит.

ПОЧЕМУ ЮБКИ ВСЕХ ЦВЕТОВ РАДУГИ?

В Киеве идея кружиться в юбках всех цветов радуги («Кружение чакр») была реализована в Школе интегрального развития «Радуга жизни». Семь цветов радуги соответствуют семи чакрам человека, каждая из которых отвечает за определенные качества. Выбирая цвет юбки, мы выбираем качества, которые хотим развить или проработать в себе. Когда кружатся юбки всех цветов радуги, возникает цветовая гармония, выравнивается энергия всех чакр (от низших до высших), что является условием гармонического развития человека.

ЧТО ДАЕТ ЭТА МЕДИТАЦИЯ?

В первую очередь, кружение - это уникальный опыт нахождения тотально в «здесь и сейчас» в течение всего времени медитации (примерно 45 минут). Такой опыт трудно получить в социуме со всеми его проблемами, стрессами и кризисами. В результате медитации к практикующему приходит состояние покоя и умиротворенности.

Когда вы в течение 45 минут делаете одно и то же движение (вращение) и при этом стремитесь не улететь в мысли или эмоции, тем самым вы тренируете терпение, привычку не требовать от жизни немедленного результата.

Многим, наверное, знакома ситуация, когда начинаешь дело, и оно движется медленней, чем хотелось бы. Я в такой ситуации вспоминаю кружение, в котором для того, чтобы достигнуть результата (состояния покоя и умиротворенности после медитации), надо кружиться длительное время, не улетая в мысли, повторяя определенные движения, не думая о цели, но и не теряя бдительности. Тогда результат действительно принесет удовлетворение.

Честно говоря, до сих пор испытываю некоторый страх перед кружением. Мысли «получится -не получится?», «а вдруг упаду?» все еще возникают. Как отпустить этот страх? По моему опыту, единственный выход - довериться тому, что с тобой происходит. Когда доверяешь процессу, кружиться гораздо приятнее, вместо страха получаешь удовольствие. Так же и, доверяя жизни, можно получать удовольствие от всех ее казусов и перипетий.

Любая сложная ситуация легче разрешается, если чувствуешь свое тело. Едва во время вращения я теряю равновесие, тут же начинаю дышать животом и возвращаю внимание к ощущениям в теле. Это помогает успокоить мысли и устойчивость возвращается. Если в сложной жизненной ситуации вспомнить об ощущениях в теле, расслабить его, ситуация покажется гораздо проще.

Во время медитации у меня бывали моменты, когда казалось, что еще чуть-чуть и упадешь. Тогда возникала капитулянтская мысль: «Может упасть и больше не стараться?». На своем опыте убедился, что лучше не падать. Лучше довести медитацию до конца. Упадешь и появится тошнота, да и само падение не очень приятно. Докружишься до конца - получишь удовлетворение от результата, покой и наполненность. Так и в любом деле: лучше довести его до завершения, проявив волю, настойчивость, чем спасовать перед трудностями.

О ТЕХНИКЕ КРУЖЕНИЯ

Кружение осуществляется «по» или «против» часовой стрелки. Плечи расправлены, взгляд ни на чем не сфокусирован.

Если кружиться против часовой стрелки, правая рука должна быть направлена ладонью вверх -в нее стекает поток энергии сверху, левая ладонь опущена вниз, чтобы опираться на поток снизу.

При кружении по часовой стрелке левую руку держим ладонью вверх, правая опущена. Пальцы должны быть сомкнуты. Если руки расслаблены, они легко находят свое место в потоке.

В любой медитации высвобождается много энергии, поэтому важно иметь позитивное намерение, куда потом эту энергию направить. Перед (но не во время ее!) медитацией можно подумать о какой-нибудь созидательной цели или записать ее на листочке, приколоть его к юбке и раскрутить в процессе кружения. Если не создавать позитивное намерение, энергия начнет рассеиваться, если много беспокоится и бояться, страхи могут материализоваться за счет высвободившейся силы. Медитация (в том числе и кружение) - инструмент тонкий, требующий осознанного отношения.

Для участия в суфийском кружении желательно иметь опыт других медитативных практик, развивающих состояние «внутреннего молчания». Тогда кружение пройдет более эффективно.

© Дмитрий Рыбин, художник-дизайнер, ведущий занятий,

Продолжаем рассматривать тибетскую гимнастику «Око возрождения» с точки зрения коррекции позвоночника.

Как вам известно, все упражнения выполняются в количестве 21 повтора.

Если вы только входите в гимнастику, начинайте выполнять ее с 3 повторов (а не с 5, как рассказывают некоторые «гуры» на многочисленных видео).

Упражнение Первое. Круговое вращение.

В первом упражнении от нас требуется кружиться вокруг собственной оси по часовой стрелке (независимо от половой принадлежности) 21 раз.
Кружения, или вращения вокруг собственной оси присутствуют во всех без исключения культурах - знаменитые кружения дервишей, суфийские кружения, славянские хороводы… Во всех народных танцах присутствую кружения волчком.

Как войти в упражнение?

Пожалуйста, помните, что кружение - это упражнение. Первое упражнение практики.

Чтобы правильно войти в это упражнение, встаньте прямо, по всем законам ключевой позы йоги - .

Пятки соединены вместе, большие пальцы стоп тоже соединены вместе. Если вы не можете соединить одновременно большие пальцы и пятки, немного раздвиньте пятки, чтобы большие пальцы ног, все же, встретились друг с другом.
Спина прямая. Руки вдоль тела. Шея и голова вытянуты. Копчик в нейтральном положении (ягодицы не выставлены назад!!!)
Плечи опущены, максимально отведены от ушей. Лопатки максимально сведены (при этом следите за прогибом в позвоночнике - его быть не должно!).
Полностью выстройте ось позвоночника.

Только после этого разведите руки в стороны и приступайте к кружению.

Что дают кружения?

Прежде всего, это тренировка вестибулярного аппарата. Как наш позвоночник сможет работать слаженно, если нарушены функции вестибулярного аппарата? Ежедневная тренировка согласованности работы всего организма - вот чему посвящено это упражнение.

Именно поэтому тибетцы, взяв все остальные упражнения из йоги (ведь ни для кого не секрет, что культура Тибета очень серьезно относилась к индийским традициям, и до сих пор тщательно их оберегает, в отличии от самих индийцев).

Упражнение Второе. Подъем Ног Лежа. Urdhva Prasarita Padasana

Сразу после кружения тибетцы предусмотрели упражнение лежа на полу.
Исходное положение - на спине. Руки вытянуты вдоль корпуса ладонями вниз (традиционная йога подразумевает и другой вариант - такой, как показан на иллюстрации - руки в стороны на уровне груди).


Око Возрождения рекомендует первый вариант - руки вдоль корпуса.
Отличии от традиционной йоги - одновременное воздействие на область щитовидной железы (пятой чакры - вишудхи): в ходе упражнения чередуется горловой замок - Джаландхара бандха и полное раскрытие горла.

В Оке Возрождения горловой замок делается на выдохе (выдох полный, при этом стенка живота уходит назад, к позвоночнику, тренируя одновременно диафрагму и поджелудочную железу (третью «чакру» - манипуру).

Мы говорим о позвоночнике. Во время упражнения плечи должны лежать на поверхности, а не как на некоторых видео и картинках, изображающих это упражнение. «летать» над полом. Поднята только голова.

Поясница также полностью лежит на полу. Приподнятая в упражнении поясница не содействует укреплению здоровья позвоночника. Однако, не стоит этого опасаться: как раз голова, приподнятая «по-тибетски», укладывает поясницу на пол.

При идеальном выполнении упражнения плечи максимально отведены от ушей. Лопатки сведены и максимально прижаты друг к другу и к полу. Кисти рук максимально раскрыты и плотно удерживают поверхность пола.

Это упражнение способствует укреплению мышц живота, таза, поясницы, нижних конечностей. Оно поддерживает функциональное состояние коленных и, что очень важно для позвоночника, тазобедренных суставов. Ведь позвоночник начинается с таза, Также благодаря этой тренировке растягивается поясничный отдел позвоночника.

Упражнение оживляет и активизирует органы брюшной полости и малого таза. Улучшает очищение организма (устраняет запоры и вздутие живота - метеоризм). Так же эта практика растягивает подколенные связки (ноги должны быть подняты вверх, колени обязательно полностью выпрямлены).

Конечно, вместо упражнения можно принимать слабительное. Однако, вместо слабительного можно делать это упражнение.

ПРАКТИКА ДЕРВИШЕЙ И ИСТИННОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ КРУЧЕНИЯ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ! (ОПЫТ АВТОРА)
В наши дни медитационная практика вращающихся дервишей потеряла своё исходное предназначение. Сегодня это в первую очередь красивое и завораживающее шоу, служащее для привлечения туристов. Однако истинный смысл этого необычного занятия совсем в ином.
Когда-то, довольно много лет назад, я прочитал об этой практике у Гурджиева. Кажется, она упоминалась также где-то у Ошо. Я уже не помню, что конкретно писали Гурджиев и Ошо, но смысл был в том, что в суфизме техника непрерывного длительного вращения использовалась для достижения состояния высшей осознанности, проявления глобального Сознания. (Поизучав эту тему в Интернете, я узнал, что состояние, обозначаемое в санскрите словом “самадхи”, в суфизме называется “Амаль”, “Хахут” или “Халь”. Хотя, к примеру, арабское слово عمل (амаль, с ударением на первом слоге) в своём обычном употреблении имеет значения “работа”, “труд”, “действие”, “занятие”, “дело”, “практика”, “творение”, “произведение”.) Однако каких-либо подробностей, деталей этой техники ни Гурджиев, ни Ошо не раскрывали.
Я сам, в своей ежедневной практике хатха-йоги давно уже выполняю подобное упражнение - вращение вокруг своей оси с разведенными в стороны руками. Но делал я его всегда без какой-либо привязки к медитационной практике - лишь как упражнение на устойчивость и равновесие с целью тренировки и развития вестибулярного аппарата. Главное в этом упражнении - ощутить и удерживать свою ось, вокруг которой происходит вращение. Обычно я делаю 40-50 оборотов, добиваясь стабильного вращения и поддерживая его в течение некоторого времени. Могу вращаться и дольше, но в этом уже нет особого смысла - во всяком случае, если ориентироваться на те цели, которые я преследую, выполняя данное упражнение.
Однако сегодня это упражнение вдруг принесло совершенно иной, неожиданный результат - именно тот, которого добивались суфии, практиковавшие подобную технику. И я мгновенно осознал истинный смысл этой техники, а также правильный способ её выполнения.
К моему большому удивлению, техника вращения вокруг своей оси оказалась весьма действенной в отношении достижения состояния, к которому стремятся все ищущие. И человек, придумавший или случайно открывший эту технику, поистине гениален! Вот только выполнять эту технику нужно правильно, с правильным пониманием, что, как и для чего делается и почему делается именно так, а не иначе. В противном случае результата не будет.
Итак, в чем смысл этой техники, в чем ее цель? Цель в том, чтобы заставить человека сосредоточиться в своём духовном центре - в сердце (точнее, в сердечной чакре) - помочь ему сосредоточиться, сосредоточить своё внимание и всё своё существо в сердце, помочь ему найти, обнаружить свой духовный центр. И для этой цели данная техника подходит как нельзя лучше. Если выполнять её правильно, найдя и удерживая свою ось вращения, которая проходит как раз через сердечную чакру, то сосредоточение происходит само собой, само вращение способствует этому. При этом совершенно реально в какой-то момент обнаружить, осознать свой главный духовный центр, что приведет к его раскрытию и проявлению (вхождению в вас через него) глобального Сознания.
Таким образом, главное условие правильного выполнения техники вращения - найти и удерживать свою ось, ось вращения, максимально сосредоточившись на ней, причем сосредоточившись не где-то в неком непонятном месте, а в своём духовном центре, в сердце. При этом само вращение, сам процесс его удержания, удержания оси вращения помогает сосредоточению (причем, опять-таки, в правильном месте - в духовном центре), помогает достижению однонаправленности ума, что в итоге способствует выполнению техники входа в самадхи, описанной мною ранее. (Кстати, рекомендую обратить внимание, что технику сосредоточения в своём духовном центре практикуют иисихасты, да и многие приверженцы других учений и духовных практик. Только средства для выполнения этой техники они используют иные.)
Давайте посмотрим теперь, как выполняют эту технику, так сказать, профессионалы, участвующие в представлениях, устраиваемых для туристов (если кто-то заинтересуется, то без труда найдёт на YouTube еще много подобных видеоклипов).


Не хотелось бы заниматься критиканством, но из приведенных примеров видно, что участвующие в представлениях танцоры (практикующими их вряд ли можно назвать) выполняют технику вращения неправильно, без понимания её сути и смысла решаемых с её помощью задач. Во-первых, они не следят за тем, чтобы ось их вращения проходила именно через сердце (точнее, через центр груди, сердечную чакру). Более того, они зачем-то склоняют головы, чем нарушают вращательную симметрию, способствуя уводу оси вращения в сторону от сердечной чакры. Во-вторых, они явно не сосредоточивают своё внимание в сердце - и похоже, что они не сосредоточивают своё внимание вообще нигде, их нет “здесь и сейчас”, они блуждают неизвестно где по причине чего никогда не смогут найти то, что ищут (если, конечно, они вообще что-то ищут).
Вся прелесть техники вращения (разумеется, при её правильном выполнении) - в том, что она помогает вам быть “здесь и сейчас”, сам процесс выполнения вращения и удержания своей оси вращения способствует этому. В процессе выполнения этой техники вы автоматически сосредоточиваетесь, автоматически приобретаете однонаправленность ума, автоматически отождествляетесь со своим духовным центром - а дальше всё! - техника входа в самадхи выполнена!
Я не призываю вас всех сейчас же бросить всё и начать выполнять эту технику. Возможно, кому-то она не подойдёт, возможно, у кого-то что-то не получится. Но как одну из методик - причем весьма успешных методик достижения искомого состояния - эту технику применять можно и нужно. Конечно, делать сразу 50 или более оборотов не следует, начинать надо с малого - тем, кто никогда не вращался, для начала хватит и трёх-пяти оборотов, чтобы закружилась голова и вас, что называется, “повело” и начало мутить. Делайте столько оборотов, сколько сможете. Постепенно, по мере роста тренированности, сможете начать наращивать количество оборотов. Однако не торопитесь это делать. Увеличивать число оборотов можно лишь тогда, когда вы почувствуете, что прежнее число оборотов даётся вам совершенно легко, не причиняя никаких неприятностей, а главное - то, что вы выполняете своё вращение совершенно осознанно, будучи “здесь и сейчас”, осознавая себя в каждый момент вращения и, что не менее важно, найдя и удерживая свою ось, сосредоточившись на ней, причем сосредоточившись именно в своём духовном центре, в сердечной чакре. Ну и, разумеется, следует поддерживать строго вертикальное положение тела, без каких-либо отклонений головы или чего-то иного, чтобы ось вращения проходила строго через через ваш сердечный духовный центр.

ТЕХНИКА!!!
Выпрямите спину и голову, удерживайте тело строго вертикально, разведите руки горизонтально в стороны (это поможет вращению) и начинайте потихоньку вращаться. Направление вращения, на мой взгляд, не играет никакой роли, вращайтесь в ту сторону, в которую вам удобно. Дервиши вращаются всегда против часовой стрелки, лично я вращаюсь всегда по часовой стрелке, мне так удобнее с точки зрения удержания оси вращения, хотя это исключительно дело привычки. Не стремитесь к высокой скорости вращения - это совершенно неважно. И не стремитесь сразу вращаться долго - это также не принесет желаемых результатов. Выполнять эту технику нужно легко и непринужденно, а это достигается только тренированностью. Понятно, что люди, никогда не занимавшиеся подобной практикой, свою ось вращения вряд ли почувствуют сразу. Это также достигается длительной практикой и тренированностью. Но со временем это у вас обязательно получится. И при правильном подходе через год-другой практики выполнения данной техники вполне можно надеяться на появление каких-то результатов.

Для первого упражнения необходимо встать, вытянуть перед собой руки по одной линии с плечами. Затем начинайте осуществлять вращение тела по часовой стрелке, на первое время хватит и трех таких оборотов. Если сильно закружилась голова, постарайтесь некоторое время удерживать взгляд на неподвижной точке. Для этих целей хорошо подойдут кончики пальцев.

Для второго упражнения лягте на спину, желательно на какую-нибудь смягчающую подстилку. Руки лежат вдоль туловища, пальцы рук соединены и прижаты к полу. Поднимайте голову, прижмите подбородок к груди. Затем поднимите прямые ноги вертикально вверх, но таз постарайтесь оставить на полу. После этого вернитесь в исходную горизонтальную позицию.

При выполнении второго упражнения нужно контролировать дыхание. Находясь в горизонтальном положении, освободите свои легкие от воздуха. Поднимая голову и ноги, медленно вдохните. Опускание же головы и ног сопровождается плавным выдохом. Важно сделать акцент на глубине дыхания, сконцентрироваться на нем и на ощущениях в теле.

Третье и четвертое упражнения: стоя на коленях и положение "стола"

Третье упражнение выполняется стоя на коленях, причем колени расположены на ширине таза. Это позволяет бедрам принять вертикальное положение. Ладони нужно положить на заднюю сторону бедра, под ягодицы. Подбородок прижимается к груди. Далее делается следующее: голова откидывается назад и вверх, грудная клетка выставляется вперед, позвоночник прогибается назад. Руки при этом могут немного упираться в бедра. Опять-таки в исходном положении нужно находиться с опустошенными легкими, делать медленный вдох по мере выполнения упражнения.

Четвертое упражнение делается в положении сидя, ноги вытянуть перед собой, ступни - на ширине плеч. Спина - прямая, ладони стоят по бокам тела, пальцы соединены и смотрят вперед. Голова опускается к груди, после чего запрокидывается назад и вверх. Туловище поднимается вперед и приводится в горизонтальное положение, оно должно быть с бедрами в одной плоскости. Голени и руки служат вертикальной опорой. Постойте так несколько секунд и вернитесь в исходную позицию. Следите за дыханием на протяжении всего упражнения, начинать его стоит с пустыми легкими. Во время поднятия туловища медленно вдыхайте, в конечной точке задержите дыхание.

Пятое упражнение: в позе острого угла

Пятое упражнение выполняется из упора лежа, с прогнутой спиной. Точками опоры служат ладони и кончики пальцев ног, остальное находится над полом. Пальцы рук смотрят вперед, плотно сомкнуты. Ладони и ноги поставлены на ширину плеч. Голова запрокидывается назад и вверх, после чего меняем положение тела. Оно по-прежнему стоит на ладонях и кончиках пальцев ног, но теперь в позе острого угла с вершиной наверху. Голова прижата к груди, ноги прямые. В упоре лежа легкие пустые, при складывании тела делается вдох. В крайней точке дыхание задерживается, при возвращении в упор делается выдох.

В книге «Око Откровения» полковник Брэдфорд указывает на вращение по часовой стрелке:

"Первый Ритуал, - говорил полковник, - достаточно прост. Он предназначен для ускорения движения Вихрей. В детстве мы использовали это в наших играх. Ваши действия: станьте прямо, с вытянутыми горизонтально вдоль плеч руками. Начинайте кружиться вокруг своей оси, пока не почувствуете легкое головокружение. Есть одно предупреждение: необходимо вращаться слева направо. Другими словами, если Вы положите на пол часы циферблатом вверх, Ваши руки должны двигаться в направлении стрелок"

Обратите внимание, что полковник Брэдфорд определяет направление «часовой стрелки» как направление, в котором человек вращается слева направо, независимо от его расположения на планете .

Учитывая, что Брэдфорд находился в северном полушарии, когда писал, что вращаться нужно слева направо (по часовой стрелке), некоторые люди задаются вопросом, стоит ли адаптировать его инструкции и вращаться против часовой стрелки, находясь в южном полушарии.

Когда я спрашиваю их: "Почему Вы думаете, что мы должны менять направление вращения? "

Их ответ обычно в духе того, что "Вода в южном полушарии закручивается против часовой стрелки, а в северном – по часовой ".

Однако, само по себе это понятие основано на популярном заблуждении, и следовательно, причина смены направления вращения также не является убедительной.

Алистер Б. Фрейзер, кандидат технических наук, почётный профессор метеорологии, Университет штата Пенн, США, детально объясняет:

"По сравнению с вращениями, которые мы наблюдаем каждый день (автомобильные шины, компакт-диски, слив раковины) вращение Земли практически незаметно – лишь оборот в сутки. Вода в раковине делает оборот за несколько секунд, таким образом, скорость ее вращения в десять тысяч раз выше, чем у Земли. Это неудивительно, учитывая, что сила Кориолиса на несколько порядков меньше любой из сил, участвующих в этих повседневных примерах вращения. Сила Кориолиса настолько мала, что влияет на направление вращения воды не больше, чем на направление вращения компакт-диска.

Направление вращения воды в сливе раковины определяется тем, как она была наполнена, или какие завихрения в ней создались во время мытья. Размер этих вращений невелик, но по сравнению с вращением Земли – просто огромен".

Сложно описать эффект Кориолиса подробнее, не прибегая к математическим уравнениям или таким сложным понятиям, как угловая механика. Прежде всего, наша система отсчета такова: «То, что мы видим, зависит от того, где мы находимся ». Это означает, что мы стоим на твердой поверхности, когда на самом деле это не так – ведь земля представляет собой вращающийся шар.

Эффект Кориолиса

В физике эффект Кориолиса – это очевидное отклонение движущихся объектов при рассмотрении их из вращающейся системы отсчета. Для примера рассмотрим двоих детей на противоположных сторонах вращающейся карусели, которые бросают друг другу мяч (рис. 1). С точки зрения этих детей, путь мяча изогнут в сторону эффектом Кориолиса. С точки зрения бросающего, это отклонение направлено вправо при вращении карусели против часовой стрелки (если смотреть сверху). Соответственно, при движении по часовой стрелке отклонение направлено влево.

Если Вам действительно интересно подробное пояснение эффекта Кориолиса, введите в поисковике "Эффект Кориолиса" и изучите данный вопрос досконально.

Направление вращения чакр

Питер Кэлдер не описывал направление движения вихрей (чакр):

«Тело имеет семь центров, которые можно назвать Вихрями. Они являются своего рода магнитными центрами. В здоровом теле они вращаются с большой скоростью, а когда их вращение замедляется – это можно назвать старостью, болезнью или угасанием. Самый быстрый способ вернуть молодость, здоровье и жизнеспособность – заставить эти вихри снова вращаться с прежней скоростью. Существуют пять простых упражнений для достижения этой цели. Любое из них полезно само по себе, но для получения наилучших результатов необходимы все пять. Ламы называют их ритуалами, и я буду относиться к ним так же.» - Питер Кэлдер под редакцией Алины и Михаила Титовых «Око Откровения», 2012.

Интересно, неужели Кэлдер сознательно избегал упоминания направления против часовой стрелки? По слова Барбары Энн Бреннан, бывшего научного сотрудника НАСА и авторитетного специалиста по энергетике человека, здоровые чакры должны вращаться по часовой стрелке; а закрытые, несбалансированные – против часовой.

В своей успешной книге, «Руки Света», она говорит:

"Когда чакры функционируют нормально, каждая из них будет открыта и будет вращаться по часовой стрелке, чтобы усвоить определенную необходимую энергию из всемирного поля. Вращение по часовой стрелке для получения энергии из Глобального Энергетического Поля в чакры напоминает правило правой руки в электромагнетизме, где говорится, что изменение магнитного поля вокруг провода будет вызывать ток в этом проводе.

Когда чакры вращаются против часовой стрелки, происходит отток энергии от тела, провоцирующий нарушение обмена веществ. Другими словами, когда чакра вращается против часовой стрелки, мы не получаем необходимой нам энергии, воспринимаемой нами как психологическая реальность. Такая чакра считается закрытой для входящей энергии"

Возможные влияния традиций

(a) Традиционная Тибетская «трул-хор» янтра-йога

Чогал Намхай Норбу , один из великих мастеров Дзогчен и Тантры, родился в Тибете в 1938 году. Его книга «Янтра-йога: тибетская йога движения » выпущена издательством «Снежный Лев».

«Трул-хор» означает «магическое колесо» , - говорит Алехандро Чаул-Рейх, преподаватель института Лигминча и доцент медицинской школы Университета Техаса. Он говорит:

"Характерные движения «трул-хор» возникли в результате практики глубокой медитации адептов тибетской йоги. Традиционно практиковавшиеся в отдаленных гималайский пещерах и монастырях, «трул-хор» - движения в настоящее время доступны для серьезных западных студентов. Они представляют собой мощный инструмент очистки, балансировки и гармонизации тонких аспектов своего энергетического измерения".

Райан Паркер, специалист по Пяти Тибетским Ритуалам , в настоящее время проводит исследование по сравнению Пяти Ритуалов и «трул-хор». По словам Питера Келдера в «Оке Откровения», ритуалы, как и «трул-хор», насчитывают около 2500 лет.

В последней своей «Сравнительной таблице» он утверждает:

"Буддистский «трул-хор» предполагает существование энергетических центров, вращающихся по часовой стрелке. «Трул-хор» иногда называют стимулом для вращения энергетических центров. Более того, они начинают вращаться в унисон. Хотя это вращение можно вызвать многими способами, вращение тела особым образом связано со стимуляцией центров. Вращение по часовой стрелке считается полезным, и оно является предполагаемым направлением вращения в буддистском «трул-хор»".

(б) Прадакшина

В ходе истории Тибет и Индия обменивались древними знаниями, и возможно – но не доказано – что на Первый Ритуал могла повлиять практика Прадакшина.

В индуизме Прадакшина означает акт поклонения – обхода по часовой стрелке вокруг святого места, храма, святыни. Дакшина означает право, так что Вы идете налево, при этом духовный объект всегда находится справа от Вас.

В процессе выполнения Прадакшины Вы идете по часовой стрелке вокруг храма, святыни, человека, горы, места или даже самого себя. В индуистских храмах даже предусмотрены специальные проходы, чтобы люди могли выполнять эти передвижения вокруг них по часовой стрелке.

Цель таких круговых движений – сосредоточиться или очистить себя, или почтить объект поклонения.

Круговой обход настолько распространен, что встречается в культуре греков, римлян, друидов и индуистов. Обычно это связано с жертвоприношением или процессом очищения. Интересно то, что у всех этих культур направление движения всегда одно – по часовой стрелке!

Другие интересные сведения о вращении по часовой стрелке

Во время одного из моих занятий учитель танцев сказал мне, что детей изначально учат кружиться по часовой стрелке. Очевидно, для них это легче (хотя есть и исключения). Он сказал, что это хорошо известно среди учителей танцев – если нужно успокоить детей, заставьте их кружиться против часовой стрелки . А чтобы активизировать их – пусть кружатся по часовой!

Этот энергетический эффект – именно то, что люди испытывают, выполняя Ритуал № 1, по описаниям полковника Брэдфорда. Мне кажется, если ламы дали указание вращаться по часовой стрелке – то это так и должно быть!

Кто практикует вращение против часовой стрелки

Тем не менее, я знаком с некой Мариной, которая вращается против часовой стрелки, в связи с имеющимся у нее опасным для жизни состоянием здоровья, которое она пытается исправить. Она очень устремлена к удовлетворению потребностей своего тела, как Вы можете прочесть ниже:

"Согласно ци-гун и традиционной китайской медицине, движение по часовой стрелке ускоряет жизненные процессы путем повышения скорости движения чакр до первоначальной. Движение против часовой стрелки замедляет чакры. Большинство тех, кто практикует ритуалы, хотят ускорить чакры, замедлившиеся из-за возраста, веса и прочего, потому логично, что они вращаются по часовой стрелке. Тем не менее, однажды, во время утренней молитвы я поняла, что в моем случае ускорение чакр будет иметь только негативные последствия, так как чакра, влияющая на мои легкие, неспособна к ускорению! Таким образом, я начала вращаться против часовой стрелки, и вскоре заметила, что выполнять другие ритуалы стало легче!"

Подводя итог – пока не будут найдены документы или учителя, все попытки понять мотивы Ритуала № 1 будут только теоретическими. Следовательно, Вы должны делать то, что по личным ощущениям полезно для Вас!