Большая психологическая энциклопедия. Г


Закон Йоста: из двух ассоциаций одинаковой силы, из которых одна более старая, чем другая, при последующем повторении лучше будет актуализироваться старая ассоциация .

Йост (1897) задумался о том, что эффективнее для запоминания: повторять беспрерывно упражнение до тех пор, пока не будет достигнут критерий усвоения, или же распределить упражнения во времени.

Метод : двое испытуемых 30 раз подряд повторяли ряд бессмысленных слов при двух различных условиях:

1) все 30 повторений проводились в один день, на следующий день проводилось повторное заучивание, продолжавшееся до первого безошибочного воспроизведения;

2) все 30 повторений распределялись на 3 дня подряд, по 10 повторений в день; на 4й день – повторное заучивание.

Результат : число проб, необходимых для повторного заучивания, несколько больше, когда все 30 повторений падают на один и тот же день. Почему? Потому что, повторяя ряды слогов, испытуемый устанавливает ассоциации между различными элементами материала; при распределенном научении актуализируются «старые» ассоциации, при концентрированном научении – самые новые («давность» ассоциаций тем больше, чем больше времени прошло от упражнения до воспроизведения).

36. Исследования мышления в вюрцбургской школе.

Концепция вюрцбургской школы (1901-1910-11). Кюльпе (ученик Вундта, Бюлер, Ах, Марбе, Уатт, Мессер, Майер и др). Впервые подвергнув экспериментальному исследованию мышление, В. школа ввела в психологию методику предъявления задач и преобразовала интроспекцию в «метод систематического экспериментального самонаблюдения» (Ах). Высокие требования к самонаблюдению. Состоит в описании всего процесса умственной деятельности (или после его окончания или в самом процессе, когда человека прерывали и просили описать ход своих рассуждений).

Мышление как решение задач, как внутреннее действие. Идея интенциональности сознания выражается понятием «детерминирующей тенденции», не подчиненной законам ассоциаций. Детерминирующая тенденция – психическое состояние человека, определяющее направленность, избирательность мышления в зависимости от поставленной задачи. В экспериментах эта детерминирующая тенденция определяется поставленной задачей (вопросом и поиском ответа). Вводится само понятие «задачи» и связанное с ней «представление цели». Введение понятия «установки» как характеристики состояния испытуемого, принявшего задачу. Таким образом, указывается качественное своеобразие мышления, несводимость к законам ассоциаций (обусловленность целью).

Мышление как самостоятельный психический процесс. Активность, целенаправленность, безобразный характер мышления . Мышление трактуется как самостоятельный процесс, особая деятельность. Оно имеет ненаглядный, без-образный характер. Мышление - это осознание отношений, не зависимое от образных представлений. Без-образное мышление – мышление, свободное от чувственных элементов (перцептов и представлений). Изучая с помощью систематической интроспекции процессы понимания слов, предложений и отрывков текста, они обнаружили, что понимание значения вербального материала происходит без возникновения в сознании каких-либо образов.


Целенаправленность и активность. Концепция В. школы относится (наряду с теорией Зельца) к телеологическому подходу. Телеологический подход: основная характеристика мышления - его целенаправленность, активность. Ставится вопрос о специфике мышления. Акцент на актуализацию прошлого опыта как основу решения задачи. Экспериментальные исследования построены на материале репродуктивных задач. Осн.черты этого подхода: 1) внутренняя направленность субъекта на достижение цели (напр., решение задачи), 2) в мышлении происходит поиск существенного (отношения) в противоположность наглядно воспринимаемому, 3) мышл. как акт усмотрения отношений элементов задачи.

Вопрос о психологической структуре задачи. Этим и занимался Зельц. Структура действия по решению задачи:

1 S – ситуация, условие задачи

2 Р – цель, требование

3 m – средство достижения цели

«Теория комплексов». Для правильного решения задачи все ее элементы должны выступать для субъекта единым комплексом.

1 Специфическая реакция – объективно необходимый ответ, адекватный поставленной цели.

2 Операция – способ выделения такого ответа.

3 Метод – операция, сознаваемая и используемая субъектом как средство решения задачи.

Отто Зельц, ученик Кюльпе, занимался экспериментальным исследованием продуктивного мышления. Описал процесс мышления. В начале складывается проблемная ситуация как наличие разрыва между имеющимся и искомым, который отражается в антиципирующей схеме. Процесс решения направляется ею. Зельц подчеркивает целостность мышления. Т.о. вюрцбургская школа подготовила появление гештальтпсихологии.

Антиципация результата и восполнение комплекса (по Зельцу)

Закон месторасположения повторений остается в силе лишь в случае, когда речь идет о непрерывном ряде последовательных повторений. Но если они на определенное время прекращаются, а затем вновь возобновляются, то дело обстоит несколько иначе. И действительно, ведь можно предположить, что в данном случае вместо одной серии повторений имеет место несколько и, следовательно, месторасположение каждого повторения и его мнемическое значение должно соответствующим образом измениться. Очевидно, что в этом случае решающее значение имеет интервал времени между повторениями - при малом интервале с меньшим основанием можно говорить о прекращении серии, чем при более длительном. Так или иначе, в любом случае следует выяснить хотя бы то, имеет ли длительность интервала времени между повторениями какое-либо мнемическое значение.

Ответ на данный вопрос дает известный закон Йоста (1897): на запоминание наизусть визуального материала (слогов, слов, цифр) времени требуется меньше тогда, когда интервал времени между повторениями более длителен.

Это означает, что если, например, на заучивание стихотворения наизусть нужно его прочесть 20 раз подряд, нам потребуется гораздо меньше времени, если мы будем его учить, допустим, в течение четырех дней - тогда нам потребуется не пять повторений в день, а гораздо меньше. Пьерон получил следующие данные: на запоминание 20 цифр оказалось достаточным: при интервале длительностью в 1,5 минут - 11 повторений, при 2-минутном интервале - 7,5 повторений, при 10-минутном - 5 повторений, а при интервале длительностью от 24 минут до 24 часов - 4,5 повторений.

Еще более четко выражено действие закона Йоста тогда, когда дело касается выработки моторных навыков (Снод).

Но разве можно говорить об абсолютной силе данного закона? Можно ли сказать, что чем длительнее интервал, тем лучше результат заучивания? Разумеется, такое предположение было бы неправомерным. Совершенно очевидно, что чересчур продолжительный интервал способствует не запоминанию, а забыванию, ведь ясно, что, если мы прочли сегодня стихотворение дважды, а затем ни разу не перечитали его в течение года, в конце концов от него в нашей памяти ничего не останется.

Следовательно, можно предположить, что закон Йоста действует в определенных пределах, то есть должен существовать интервал какой-то продолжительности, представляющий собой наиболее благоприятное условие процесса запоминания - оптимальный интервал, позволяющий получить лучший результат по сравнению и с менее, и с более продолжительным интервалом. Согласно существующим исследованиям, такой интервал, как видно из вышеприведенных данных, составляет промежуток между 10 минутами и 24 часами.

Но если это так, то окончательная формулировка закона Йоста может иметь следующий вид: минимальное количество повторений для заучивания любого материала зависит от оптимальной длительности интервала времени между этими повторениями.

Закон ЙОСТА (англ. Jost"s law) - эмпирическая закономерность, открытая в 1895г., при исследовании запоминания бессмысленного вербального материала нем. психологом Адольфом Йостом.

Согласно Закону ЙОСТА, при равной вероятности воспроизведения более старая информация : медленнее забывается и требует меньшего числа повторений при доучивании. Действие Закона Йоста объясняют различиями кратковременной и долговременной памяти. См . Эббингауз Г .

Добавление : Из Закона ЙОСТА вытекают след, полезные правила для уч-ся: чем раньше начинаешь готовиться к экзамену, тем лучше; сначала надо изучать более важный материал. Можно надеяться, что закономерность, выявленная на бессмысленном материале, справедлива и для осмысленного текста (обратное менее вероятно). Др. варианты названия закона, которые можно встретить в русскоязычной литературе: «закон Иоста», «закон Джоста». (Б. М.)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

ЗАКОН ЙОСТА - эмпирическая закономерность, обнаруженная в 1895г. А. Йостом, согласно коей при равной вероятности воспроизведения из памяти бессмысленной информации более старая информация медленнее забывается и требует при доучивании меньшего числа повторений. В основе этой закономерности лежит механизм перевода информации из памяти кратковременной в долговременную. (С.Ю. Головин)

Закон Йоста

Эмпирическая закономерность, обнаруженная в 1895 г. А. Йостом, согласно коей при равной вероятности воспроизведения из памяти бессмысленной информации более старая информация медленнее забывается и требует при доучивании меньшего числа повторений. В основе этой закономерности лежит механизм перевода информации из памяти кратковременной в долговременную.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Специфика.

Согласно этому закону, при равной вероятности воспроизведения из памяти бессмысленной информации более старая информация медленнее забывается и требует при доучивании меньшего числа повторений.

Механизмы.

Данный процесс обусловлен переводом информации из кратковременной памяти в долговременную.

Литература.

Jost A. Die Assoziationsfestigkeit in ihrer Abhandigkeit von der Verteilung der Wiederholung // Zeitsch. Psychol. 1897, 14


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ЗАКОН ЙОСТА

(англ. Jost"s law ) - эмпирическая закономерность, открытая в 1895 г., при исследовании запоминания бессмысленного вербального материала нем. психологом Адольфом Йостом. Согласно З. Й., при равной вероятности воспроизведения более старая информация: 1) медленнее забывается и 2) требует меньшего числа повторений при доучивании. Действие З. Й. объясняют различиями кратковременной и долговременной памяти . См. Эббингауз Г .

Добавление: Из З. Й. вытекают след, полезные правила для уч-ся: чем раньше начинаешь готовиться к экзамену, тем лучше; сначала надо изучать более важный материал. Можно надеяться, что закономерность, выявленная на бессмысленном материале, справедлива и для осмысленного текста (обратное менее вероятно). Др. варианты названия закона, которые можно встретить в русскоязычной литературе: «закон Иоста», «закон Джоста». (Б. М.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "закон Йоста" в других словарях:

    Закон Йоста - эмпирическая закономерность, обнаруженная в 1895 г. А. Йостом, согласно которой при равной вероятности воспроизведения из памяти бессмысленной информации более старая информация медленнее забывается и требует при доучивании меньшего числа… … Психологический словарь

    См. закон Йоста Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 …

    - (англ. Jackson s law) эмпирическое обобщение, согласно которому степень «сопротивления» психической функции ее расстройству прямо связана с эволюционной древностью этой функции. Иначе говоря, недавно возникшие в эволюции когнитивные функции… … Большая психологическая энциклопедия

    См. Закон Йоста. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

    - (1850 1909) немецкий психолог. Под впечатлением психофизики Фехнера реализовал идею о количественном и экспериментальном изучении не только простейших психических процессов (ощущений), но и памяти («О памяти», 1885). Исходным материалом для этих… … Большая психологическая энциклопедия

    - (1870 1920) немецкий психолог. Биография. Работал в Геттингене. Исследования. Специалист в области экспериментальной психологии. Автор закон Йоста. Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 … Большая психологическая энциклопедия