МАРАФОН ИНСТРУКТОРОВ ГРУДНИЧКОВОГО ПЛАВАНИЯ ЮЛИИ ЯСИНСКОЙ
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ
В УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР
ГРУДНИЧКОВОГО ПЛАВАНИЯ!!!
"Никогда не ставь границы своим возможностям... Если ТЫ выбрал этот путь, ИДИ ДО КОНЦА!" Юлия Ясинская
1-7 ИЮЛЯ START

Newborn
*Новорожденный*
Здоровым новорожденным врачи-педиатры считают малышей, родившихся в срок от 38 до 40 недель, от практически здоровой мамы, не имевшей серьезных осложнений во время беременности и в родах. Масса доношенного малыша может составлять от 2501г до 4500 г. В среднем это 3000-4000 г.
Рост здорового новорожденного колеблется от 47 до 56 см, в среднем 50-55 см.
Инструктор грудничкового плавания, оказывающий домашний патронаж, приравнивается к педиатру выписывающий рецепт.
Шкала Апгарэто универсальная система быстрой оценки состояния новорожденного. Это самая первая проверка состояния здоровья ребенка, которую проводят в первые минуты его жизни: первая оценка по шкале Апгар определяется через 1 минуту после рождения, вторая – через 5 минут. Таким образом, оценка состоит из двух чисел (баллов), которые выставляет врач-неонатолог при осмотре новорожденного.Для оценки состояния новорожденного по шкале Апгар используются следующие показатели:
  1. Оценка работы сердца (пульс) – подсчитывают частоту сердечных сокращений в течение 6 секунд, затем умножают на 10 и получают пульс за минуту. У новорожденных сердце работает интенсивнее, чем у взрослых, поэтому в идеале полученный результат должен быть 120-140 ударов в минуту. Оценка 2 балла ставится за результат более 100 ударов в минуту. Оценка 1 балл – менее 100 ударов в минуту (также оценивается необходимость проведения искусственной вентиляции легких). При отсутствии сердцебиения или единичных сердечных сокращениях – оценка 0.
  2. Оценка дыхания – определяется наличие дыхания и его интенсивность. В норме новорожденный делает 40-45 вдохов-выдохов в минуту. Громкий, пронзительный крик ребенка сразу после появления на свет – это 2 балла, замедленное дыхание и негромкий крик или стон после рождения – 1, отсутствие крика и дыхания – 0 баллов и экстренная медицинская помощь. При нерегулярном дыхании об оценке 9/9 или 9/10 говорить не приходится.
  3. Оценка мышечного тонуса – обычно дети после рождения активно размахивает ручками и ножками, получив свободу после тесной позы в мамином животике. Ребенок активно двигается – это 2 балла, слабые движения ручками и ножками – 1 балл, отсутствие движений – 0. В большинстве случаев за показатель мышечного тонуса новорожденные получают 2 балла.
  4. Оценка рефлексов – уже при рождении у ребенка возникают безусловные рефлексы (сосательный, глотательный, хватательный и др.), но самые главные – это крик и вдох. Если малыш громко кричит, вырывается, чихает или даже кашляет – это 2 балла, плохо двигается и слабо реагирует на внешние раздражители – 1 балл, при отсутствии рефлексов – 0.
  5. Цвет кожного покрова – оценивается цвет кожи ребенка, особое внимание ладошкам, ступням, губам и слизистой оболочке рта. При розовом цвете кожных покровов (от светлого до красноватого) оценивается в 2 балла, если замечена синюшность кожи – 1, бледность кожи с синюшным оттенком – оценка 0.

Вопрос:
С какого возраста можно начинать грудничковое плавание в домашней ванне?
ОТВЕТ:
Занятия следует начинать не ранее 1,5 месяцев, имея на руках все результаты УЗИ (особенно протокол эхокардиографии, протокол нейросонографии, протокол УЗИ тазобедренных суставов, а так же исключение патологий внутренних органов брюшной полости). Плавать с ребенком без результатов УЗИ, большая ответственность и определенные риски при врожденных патологиях, запрещающие занятия грудничковым плаванием.
Для того чтобы обезопасить себя, мы следуем следующему алгоритму:
1. Сбор полного анамнеза ребенка (от эмбрионального развития, до справки от педиатра, что РЕКОМЕНДОВАНЫ или не запрещены занятия плаванием в домашней ванне. ! Срок действия справки 3 месяца.
2.Внимательно следить за визуальными признаками утомления ребенка, исключить полностью синюшность конечностей (неправильно подобранными поддержками и упражнениями), эмоциональный фон и готовность ребенка к занятиям (поиск индивидуальных условий (режим сна и кормления)).

Вопрос :
Чем дезинфицировать ванну для плавания, подбор температурного режима
ответ:
Оптимальный дезинфектор при плавание в домашней ванне - хозяйственное мыло. Температурный режим для занятий в домашней ванне = - 1 С (от температуры домашнего плавания). Если родитель купает малыша в температуре 37 С, то при первичном домашнем патронаже, предлагаем понизить на 1 С. (36 С).
Плавное понижение температуры воды выполняется в следующей прогрессии:
1 месяц занятий - 36,0-35,5,
2 месяц занятий - 35,5-35,0
3 месяц занятий 35,0-34,0

+ открыта дверь в ванну (обязателен доступ кислорода),

Тип закаливания - холодное пятно.


РЕФЛЕКСЫ НОВОРОЖДЕННОГО
Основные безусловные рефлексы новорождённого и грудного ребёнка делятся на две группы: сегментарные двигательные автоматизмы, обеспечивающиеся сегментами мозгового ствола (оральные автоматизмы) и спинного мозга (спинальные автоматизмы), и надсегментарные позотонические автоматизмы (центры продолговатого и среднего мозга).
Рефлексы необходимые для оценки уровня развития ребенка:
Рефлексы применяемые в грудничкровом плавание:
1. поза Фехтовальщика
2. Хватательный
3. МОРО
4.Бабкина
5.Автоматической походки (шагающий)
6.Бабинского
7.Подошвенный



1.Рефлекс ШЕЙНОГО тонуса (поза фехтовальщика)
Стимулирование:
*Ребенок лежит на спине, повернуть голову в одну сторону (влево/вправо) на 15 секунд

2.Рефлекс Хватательный
Стимулирование :
*Вложите палец в ладонь ребенка
Вызывается : с рождения

3.Рефлекс МОРО (испуга или объятий)
Стимулирование :
*Поза лежа на спине, симуляция внезапного падения или поднятия, хлопните недалеко от ребенка.
Вызывается с рождения

4.Рефлекс ладонно - ротовой Бабкина
Стимулирование :
*При надавливании большими пальцами на ладони ребенка, малыш открывает рот и наклоняет голову вперед.


5.Рефлекс автоматической походки (шагающий)
Стимулирование :
*Держите ребенка под мышками вертикально (немного наклонив вперед), ступня касается плоской поверхности


6.Рефлекс Бабинского
Стимулирование:
*Проведите/погладьте подошву по направлению от пятки к пальцам.


7.Рефлекс Подошвенный
Стимулирование :
*Надавите пальцем у основания пальцев на стопе ребенка

1.Ответная реакция:
"Поза фехтовальщика" - рука и нога выпрямлены на стороне тела в которую повернута голова. Рука и нога на противоположной стороне тела согнуты.
Ответная реакция:
Симметрично обеими ладошками сжимает свои пальцы вокруг вашего (крепко обхватывает).

2.Ответная реакция : Симметрично руки (ладошки раскрываются), ноги и позвоночник распрямляются, а затем (спустя несколько секунд), руки обхватывают



3.Ответная реакция: При надавливании большими пальцами на ладони ребенка, малыш открывает рот и наклоняет голову вперед.




4.Ответная реакция:Попеременные движения ногами, подобие "шагов"





5.Гиперрасширение (разжимание) пальцев "веером"





6Симметрично подгибаются пальчики на ногах



Вызывается с рождения до 2 х месяцев,
Угасает : 4-6 месяцев




Вызывается : с рождения
Угасает : 3-6 месяцев




Вызывается : с рождения
Угасает: не позднее 4 месяцев






Вызывается : с рождения
Угасает : к 3-4 месяцам







Вызывается : с рождения
Угасает: 2-4 месяца







Вызывается:с рождения
Угасает: к 12-24 месяцам





Вызывается : с рождения
Угасает: 4-8 месяцев


Патологии
1.Если ребенок не в состоянии выйти из этого положения или рефлекс сохранятся старше 6 месяцев - неврологические нарушения (поражены верхние моторныеи нейроны).

2.Поражение ЦНС





3.Ассиметрия - паралич/перелом ключицы. Отсутствие или сохраняющийся более 6 месяцев - расстройство ЦНС (мозга)



4.Отсутствие, или возобновление после исчезновения - поражение ЦНС








5.В случае отсутствия - паралич ног, угнетенный/вялый ребенок, ДЦП






6.Поражение ЦНС, ДЦП







7.Поражение ЦНС, ДЦП

ПОЗА ФЕХТОВАЛЬЩИКА
Важно!
Удерживать голову не менее 15 секунд


хватательный рефлекс
Важно!
симметрично обхватывает палец/крепко сжимает


рефлекс моро

Рефлекс Бабкина


рефлекс автоматической походки (шагающий)
Рефлексы :
1.Подошвенный
2.Бабинского
МАРАФОН ИНСТРУКТОРОВ ГРУДНИЧкОВОГО плавания ЮЛИИ ЯСИНСКОЙ
Подготовительная часть
Противопоказания для занятий (относительные /временные)
1. При тяжелом состоянии ребенка, обусловленном кровоизлиянием в мозг, отеком мозга, повторными приступами асфиксии, судорог, нарастающей внутричерепной гипертензии, при состояниях, требующих проведения интенсивной терапии, в период ОРВИ, пневмонии и др.
2.прогрессирующие падение веса,
3.тяжелой степени анемии,
4.экземе и других распространенных заболеваниях кожи.

Чтобы правильно выбрать тактику коррекционных мероприятий, необходимо правильно оценить:
1. Какие показатели моторного развития соответствуют хронологическому возрасту ребенка, а какие нет,
2.имеющиеся нарушения мышечного тонуса в покое и при попытке к движению,
3. наличие патологической тонической активности и ее влияние на активную моторную деятельность,
4.наличие контрактур и деформаций,
5.особенности психического развития.

При организации занятий необходимо руководствоваться :
*раннее начало и непрерывность занятий,
*постепенное повышение нагрузки и сложности комплекса соответственно функциональным возможностям ребенка,
*соответствие поставленных задач и выбранных средств и методов клиническим проявлениям и уровню развития ребенка, индивидуальный подход в подборе комплексов,
*соблюдение онтогенетических принципов развития.

Задачи :
1.Нормализация мышечного тонуса:
*расслабление спастических мышц , СПАСТИКА - двигательные нарушения, причиной которых является повышенный тонус мышц),
*Укрепление ослабленных, растянутых мышц,
*Нормализация объема движений в суставах.
2.Гашение патологических тонических рефлексов, мешающих нормальному развитию и формированию правильных поз.
3.Стимуляция моторного развития:
*стимуляция правильных установочных реакций,
*освоение и закрепление поз, соответствующих возрастному развитию с помощью кинестетических, оптических и слуховых связей,
*на фоне формирования правильного положения туловища, головы, конечностей стимуляция опорной функции ног и манипулятивной функции рук,
*стимуляция активных движений в горизонтальном, а затем в других положениях.
4.Нормализация обменных процессов.
5.Улучшение функционирования всех систем организма :нервной, сердечно - сосудистой, дыхания, пищеварения, мочевыделительной и др.
6. Параллельная стимуляция сенсорного и речевого развития.





1.Подготовительная часть.
Задачи: разогреть организм ребенка, подготовить к основной части занятия,сбор анамнеза у родителей, оценка физических возможностей ребенка, укрепление мышц спины (выпрямляющий позвоночный столб). Продолжительность 7-10 минут.
1 месяц - 8-10 минут,
2 месяц - 8-6 минут
3 месяца - 6-5 минут.
В основе выполнения разминки на суше для ребенка от 1-3 месяцев, является формирование значимых для жизни физических навыков (держание головки, имитационные упражнения для овладения переворота со спины на живот).
Комплекс №1
И.П. ребенка лежа на спине на пеленаторе.
1. Прорабатываем ноги (поочередно) Легкий массаж стоп (вызываем рефлексы *подошвенный/бабинского).
2.Круговые движения голеностоп 4 влево, 4 вправо.
3.Коленный сустав 8 движений (сгибание/разгибание), тазобедренный проверяем мобильность тазобедренного сустава 8 раз, повторяем все то же самое с другой ногой.
4.Открываем тазобедренные суставы, проверяем симметрию (рассматриваем складки и.п.лежа на спине, и лежа на животе). Ассиметрия складок - указывает на недоразвитие тазобедренного сустава на той ноге где явно видно не соответствие складок.
5. Массаж кистей (хватательный рефлекс), динамическая гимнастика (руки разминаем поочередно) Акцент на суставы локоть, плечо.
6. Поза эмбриона (перекаты вправо/влево), имитация переворотов.
7. Перевороты со спины на живот. И.П. руки вдоль туловища, выпрямляем левую ногу, правую ногу заводим через левую и по инерции ребёнок сам переворачивается.
7. Переворот с живота на спину. И.П. Руки вытянуты вверх, переворот. Переворот выполняем как в правую, так и в левую сторону.
8. Массаж ягодиц легкими щипковообразными движениями, похлопывания.
Разминка в висе (если ребенок отказывается лежать на пеленаторе)
1. Имитация плавательных движений *попеременная работа ног (кроль), поочерёдная работа рук (отведение), по типу техники брасс. Круговые движения руками вперед/назад в плечевом суставе. раскрытие тазобедренного сустава (правая/левая нога, одновременно).
Перечень прививаемых навыков
1.Контроль за положением головы.
*Приподнять голову в положении лежа на животе.
*Поворачивать голову из стороны в сторону, лежа на спине,
*Поворачивать голову из стороны в сторону, лежа на животе,
*Приподнять голову и посмотреть вокруг в положении на животе.
*Из положения лежа на спине, потянув за руку, удерживать голову на одной линии с туловищем или слегка приводить ее вперед (с 3 месяцев).

Тонический рефлекс - Лабиринтный тонический рефлекс (ЛТР)
Когда ребенок лежит на спине, рефлекс проявляется легким напряжением мышц-разгибателей шеи, спины и нижних конечностей, а в положении на животе наоборот повышен тонус мышц сгибателей. Этот рефлекс угасает, в положении на спине, к концу первого месяца жизни, а на втором месяце — в положении на животе. Рефлекс играет важную роль для формирования координации движений, т.к. вызывается изменением положения головы в пространстве, которое, в свою очередь, стимулирует аппарат лабиринтов, находящихся во внутреннем ухе.
ВАЖНО! При тяжелой степени выраженности ЛТР ребенок может лежать, касаясь поверхности только затылком и пятками (поза опистотонуса). При попытке приподнять и наклонить голову ребенка к груди напряжение в мышцах увеличивается и ребенок вслед за головой приподнимается всем туловищем. В положении на животе — голова прижимается к груди, руки и ноги сгибаются во всех суставах, руки прижимаются к груди, ноги подтягиваются к животу, таз приподнят. Как следствие, такая поза тормозит развитие двигательных навыков, ребенок не может поднять голову, опереться на руки, прогнуть спину. В дальнейшем, при сохранении лабиринтного тонического рефлекса у ребенка развивается патологическая поза сидения. А именно: голова опушена, спина круглая, из-за напряжения в мышцах бедра и сгибания бедренных суставов, мала площадь соприкосновения с поверхностью опоры. Ребенок сидит неустойчиво, что бы сохранить равновесие опирается на руки. Попытка поднять голову, зачастую приводит к потере равновесия. На фоне сохранения ЛТР происходит задержка или недостаточное развитие реакции оптической опоры на руки, поэтому при падении вперед дети не вытягивают руки и, как правило, получают травмы головы и лица. При стоянии на коленях ребенок так же испытывает большие затруднения т.к. не может разогнуть руки и опереться на них. Подрастая, дети используют всевозможные компенсаторные позы, стремясь преодолеть разгибательный тонус ЛТР, например, сидят с опущенной головой и наклонившись вперед, согнув ноги в коленях, при стоянии, что бы сохранить равновесие так же сгибают ноги в коленях и тазобедренных суставах. Эти компенсаторные позы в свою очередь приводят к формированию патологичного двигательного стереотипа, вторичным деформациям туловища и конечностей, образованию контрактур в суставах.

Приемы для торможения тонических рефлексов.
1.Хороший результат дает поза "эмбриона", препятствующая разгибанию: конечности ребенка с помощью периодического легкого потряхивания группируют в положение максимального сгибания, голову приводят к груди в среднем положении, руки сгибают и приводят к груди, ноги слегка разводят и приводят к животу. В этой позе проводятся ритмичные покачивания вперед - назад. Это положение способствует растяжению укороченных мышц, а покачивание в этой позе- расслаблению и нормализации мышечного тонуса.
2. Покачивание на фит боле. Ребенка в положении на животе/спине покачивают во фронтальной и саггитальной плоскостях до расслабления. Данные упражнения способствуют расслаблению и нормализации мышечного тонуса.
3.Для торможения /ослабления шейного тонического симметричного рефлекса - положить ребенка на живот на небольшой валик, который препятствует сгибанию в этом положении.

Для торможения АШТР (ассиметричный шейный тонический рефлекс) :
1. В положении на спине поворачивать пассивно голову в сторону, одновременно сгибая руку и ногу на этой же стороне,
2.В положении на спине. Удерживая голову в срединном положении, поочередно сгибать руки.
3. В положении на спине. Удерживая голову в срединном положении, поочередно или одновременно подносить руки ко рту.
4.В положении на спине. Для детей с 2-3 месяцев упражнение - игра : удерживая голову в срединном положении, поочередно сгибать руки и направлять к носу, рту, противоположному уху, животу, сопровождая движения словами "носик, ротик, ушко, животик".
Подъем и удержание головы (развитие лабиринтного установочного рефлекса на голову)см. Комплекс №1
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е :
Тонические шейные и лабиринтные рефлексы:

1.Лабиринтный тонический рефлекс - вызывается изменением положения головы в пространстве. В положении на спине - повышен тонус разгибателей шеи, спины, ног. При повороте на живот увеличивается тонус одноименных сгибателей.
2. Симметричный шейный тонический рефлекс - при пассивном сгибании головы новорожденного, лежащего на спине, происходит повышение тонуса сгибателей рук и разгибателей ног. При разгибании головы наблюдаются обратные взаимоотношения.
3.Ассиметричный шейный тонический рефлекс - голову ребенка, лежащего на спине, повернуть в сторону так, чтобы подбородок касался плеча. При этом уменьшается тонус конечностей, к которым обращено лицо и повышается тонус противоположных конечностей.
4.Туловищная выпрямительная реакция - при соприкосновении стоп ребенка с опорой наблюдается вупрямление головы. Формируется с конца 1 месяца.
5. Верхней рефлекс Ландау - ребенок в положении на животе поднимает голову, верхнюю часть туловища и руки, опираясь на плоскость руками, удерживаясь в этой позе. Формируется к 4 мес.
6.Нижний рефлекс Ландау - в положении на животе ребенок разгибает и поднимает ноги. Рефлекс формируется к 5-6 мес.
7. Простые шейные и туловищные установочные рефлексы - поворот головы в сторону вызывает поворот туловища в ту же сторону, но не одновременно, а раздельно, сначала поворачивается грудной отдел, затем тазовый. Рефлекс появляется с рождения и видоизменяется к 5-6 мес.
8.Цепной установочный рефлекс с туловища на туловище - поворот плеч ребенка в сторону приводит к повороту туловища и нижних конечностей в ту же сторону, но не одновременно, а раздельно. Поворот тазового отдела также вызывает поворот туловища. Рефлекс формируется к 6-7 мес.

Комплекс №1
-ИП на спине, удерживают за плечи и предплечья, слегка подтягивая на себя. Ребенок поднимает голову и туловище.
ОМУ : Для удержания в позе - вывести плечи вперед и надавить на область грудных мышц большими пальцами. -Усложнение переворачиваем На бок. (упражнения как см выше)
-ИП На спине, разогнутые руки подтянуть к голеностопным скставам согнутых ног (ребенок поднимает голову).
-ИП на спине, чуть повернув на бок, придерживая ноги, подтянуть слегка за руку. Ребенок поднимает голову. Может опереться на другое предплечье.
-ИП на спине, зафиксировать плечи ребенка своими предплечьями, расположить кисти под головой ребенка. Происходит подъем головы.
-ИП на спине, легкое подтягивание за предплечья. При подъеме головы нежное покачивание :назад, в бок, по диагонали. Амплитуда постепенно увеличивается, но останавливается положении возможного запрокидывания.
-ИП на животе на фит боле. Удерживая ребенка за ягодицы покачивать мяч в передне-заднем направлении. Медленно до 10 раз. В тяжелых случаях пассивно поднимать голову за подбородок.
-ИП на животе, стимуляция подъема головы и поворотов за игрушкой. Возможно с валиком под грудью, в качестве облегченного положения.
-ИП на животе, на руках. Медленные покачивания, поднимания вверх то голову, то ноги.В момент опускания головы, ребенок стремится поднять голову.
-ИП на животе на мяче. Удерживая одной рукой за таз, другой вытянутые вперед руки, покачивать с легким разгибанием позвоночника при движении вперед.


ПЛАН КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:
1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ (суша + вода),
2.Основная часть
3.Заключительная часть.

На каждый сеанс ставится 3 основных задачи:
-Оздоровительная
-Воспитательная
-образовательная (обучить /закрепить).

Made on
Tilda