Плоскостопие и плоско-вальгусная установка стоп
Плоскостопие - это заболевание опорно-двигательного аппарата, которое проявляется в снижении сводов стопы.
Стопа несет большую нагрузку при стоянии, ходьбе, беге и прыжках, служит для опоры и амортизации толчков и ударов при ходьбе! Эти важные функции обеспечиваются специальным анатомическим строением: стопа состоит их трех сводов, которые образованы костями и укреплены мышцами и связками.
Внутренний продольный свод расположен на внутренности стопы (от пятки до I пальца) и обеспечивает
рессорную функцию. Наружный продольный свод, соответственно расположен на наружной части стопы и обеспечивает ее опорность. Поперечный свод также, как и внутренний продольный, смягчает удары при движении.
В образовании нормальных сводов важную роль играет не только правильное взаиморасположение многочисленных частей стопы, но и нормальное состояние ее связочного аппарата и согласованная работа мышц стопы и голени.
Детская стопа не является точной, только уменьшенной, копией взрослой стопы, она имеет свои
характерные особенности. Костный аппарат, еще неокрепший, имеет частично хрящевую структуру, мышцы и связки еще слабы и очень подвержены растяжению. Окончательно своды стопы формируются к 3-4 годам, хотя относительная слабость мышечно-связочного аппарата отмечается до 6-7 летнего возраста даже у здоровых детей.
Кроме того, стопы ребенка до 3-х лет кажутся плоскими, потому что выемку свода заполняют мягкая жировая подушечка, которая маскирует правильную костную основу. В том, что это плоскостопие мнимое, можно убедиться простым способом: поставьте босого ребенка на стол или на пол и попробуйте вложить палец под его стопу с внутренней стороны. Свободно входящий палец убедит вас в том, что костная конструкция отделена от твердой поверхности стола или пола слоем жира.
Истинное плоскостопие у детей младшего возраста встречается довольно редко, и если встречается , то это чаще врожденная форма, при которой стопы имеют характерный вид - «стопа- качалка » или «пресс-папье».
Гораздо чаще ставится диагноз: «плоско-вальгусная установка стоп». В
этом случае основным диагностическим признаком является отклонение пятки
кнаружи.
Плоско-вальгусная установка стопы у детей первых лет жизни чаще
является следствием общей ослабленности организма. Нарушения мышечного
тонуса, общая мышечная слабость, недоношенность, частые и длительные острые
респираторные вирусные заболевания, бронхиты, пневмонии и, особенно, рахит неблагоприятно сказываются на состоянии стоп.
Самым эффективным средством профилактики является общее укрепление организма ребенка,
достаточная его двигательная активность.
Массаж, гимнастика и плавание в раннем возрасте, значительно укрепляют и развивают все органы и системы, улучшают обмен веществ, способствуют повышению защитных сил организма ребенка.
Такие дети реже болеют и хорошо подготовлены к предстоящим нагрузкам на стопы.
К сожалению, многие родители относятся к плоскостопию не очень серьезно и считают, что с ростом ребенка стопы сами собой приобретут нормальное строение.
Однако, данное заболевание самым неблагоприятным образом сказывается на всей опорно-двигательной системе ребенка. У большинства детей деформация стоп сопровождается нарушением осанки, так как нарушается нормальное положение таза и позвоночника.
Кроме того, малыш, страдающий плоскостопием, не может овладеть правильными экономичными стереотипами ходьбы, бега, прыжков. Он не в состоянии много ходить, потому что болят деформированные стопы, быстро устают ноги. Ребенок вынужден ограничивать себя в движениях, не может полноценно участвовать в подвижных играх своих сверстников.
Отсутствие рессорной функции уплощенной стопы приводит к постоянной микротравматизации позвоночника, спинного и головного мозга. Повышенная утомляемость, нарушения нервных процессов и даже головные боли могут иметь свою первопричину в плоских стопах.
Деформация стоп — процесс прогрессирующий, поэтому, чем раньше начато лечение, тем лучшие результаты оно приносит. И наоборот, запущенные случаи лечатся значительно труднее и требуют гораздо больших усилий.
Лечение плоскостопия и плоско-вальгусной деформации стоп должно быть комплексным. Массаж, лечебная гимнастика, плавание, физиотерапевтические процедуры, ортопедические стельки или ортопедическая обувь.
Важно, чтобы процесс исправления дефектов стоп был непрерывным и достаточно длительным, включал в себя меры, укрепляющие весь организм ребенка. Для детей с плоско-вальгусной установкой стоп очень полезно плавание в ластах и упражнение в воде: эти процедуры улучшают общее состояние ребенка, т. к. несут эффект закаливания, улучшения обмена веществ, укрепления опорно-двигательного аппарата. Упражнения в ходьбе по дну
по рифленому коврику, подпрыгивание на нем стимулируют чувствительные детские стопы. Вода снимает излишнюю нагрузку на ноги, делая упражнения более легкими и приятными для ребенка.
Корригирующие упражнения в воде
Для начала эти движения в стопах могут быть пассивными, то есть выполняться с вашей помощью.
• Супинация стопы (поворот стопы подошвой кнутри)
• Тыльное сгибание стопы
• Подошвенное сгибание стопы
• Вращение стоп
Удержание подошвами игрушки
• Сгибание пальцев
• Супинация обеих стоп, захват и удержание подошвами
небольшой округлой игрушки (кегли, мячика и т. п.)
Эти упражнения обязательно входят в комплекс
аквагимнастики, со временем ребенок освоит эти движения и будет выполнять их
самостоятельно.
• Захват мелких предметов пальцами ног развивает мелкие мышцы стопы, увеличивает
подвижность и ловкость пальцев. Предложите малышу «поймать» мелкий предмет из
воды (камушки, мелкие игрушки, палочку) и удержать его некоторое время.
• Собирание платочка пальцами ног напоминает предыдущее упражнение, только в
этом случае ребенок захватывает и собирает ткань, бросьте на воду платочек и пока он не успел намокнуть и
утонуть, пусть ребенок пальчиками ног поймает и соберет его в комочек. Если платочек утонул, пусть ребенок
поймает и соберет платочек со дна бассейна (возможно при нырянии).
• Сидение в позе по-турецки прекрасно корригирует неправильное
положение стоп. Постарайтесь, несколько раз за занятие усадить к себе на руки
ребенка в позу по-турецки.
Когда ребенок освоится с нырянием и задержкой дыхания, можно
попробовать усадить ребенка в позу по-турецки на дно бассейна, при это нужно
будет полностью выдохнуть воздух под водой. Детям очень нравится усаживаться
на дно и чувствовать как вода их выталкивает.
Очень полезно для профилактики и лечения дефектов стоп плавание в ластах !
Примерный комплекс упражнений лечебной гимнастики в воде при плоскостопии.
1. Изучение работы ногами при способе плавания кролем
2. И.п.- стоя лицом к бортику, держась за него руками, носки поставить на край приступа или ступеньки .
Подняться на носки и опуститься Выполнять 10-12 раз
3. И.п.- стоя спиной к бортику, взявшись за него руками, выполнять «Велосипед» . Выполнять1-2 раза по
10-15 сек
4. И.п.- стоя лицом к бортику, приседания на носках ( можно держаться за бортик). Выполнять10-12 раз.
5. Выполняеть любые общеразвивающие упражнения у бортика, движение руками, ногами, повороты и наклоны, игры. Выполнять до 5 мин
6. И.п.- стоя у бортика, держась за него рукой, выполнять активные движения пальцами стопы, различные движения стопой( сгибание и разгибание, вращение, разворот носка) . Выполнять 2 мин.
7. И.п.-стоя спиной к бортику на глубине- вода до плеч, держась за него разведенными в стороны руками, сделать шаг вперед одной ногой, не отпуская рук ( можно скользить по поручню), расправить плечи, прогнуться,
вернуться в исходное положение. Выполнять по 3-4 раза каждой ногой.
8. И.п.- стоя у бортика , держась за него рукой, выполнять захват пальцами ноги мелких игрушек со дна, перекатывать по дну мячик или палку. Выполнять 2 мин.
9. И.п.-стоя на глубине – вода до груди , выполнять упражнения «гусеничка». Передвигаться вперед, сгибая пальцы стопы и тем самым подтягивая ногу вперед. То же другой ногой. Приходить дистанцию 10-12 м
10. Выполнять упражнения с опорой стопы на ступеньку: подъем и спуск , выпады с покачиванием. Выполнять 1 мин
11. Плавание в ластах ( ноги работают кролем) . Дистанция от 100 до 200 м.
12. И.п.- стоя спиной к бортику, взявшись за него руками . На стопы одеть резиновые круги( поплавки, гантели). Выполнять « Велосипед» 1-2 мин
13.Упражнение в ходьбе : на носках, на пятках, на наружных сводах стоп, с параллельной постановки стоп.
Выполнять 2-3 мин.
14. Игра « Летающие дельфины» или выпрыгивание из воды
Искривление ног
Первые самостоятельные шаги... Сколько радости это событие доставляет самому малышу и всем его
близким. Обратите внимание: ребенок ходит, широко расставляя ноги, колени и стопы слегка развернуты кнаружи.
Это положение помогает сохранять пока еще неустойчивое равновесие. Следует знать, что типичное для грудных детей отклонение колен наружу сохраняется у некоторых до трех лет, а потом переходит в легкое отклонение,
во внутрь, которое, в свою очередь, удерживается до четырех-пяти лет.
Это нормально, но лучше заранее, не дожидаясь диагноза, укреплять мышцы ног, воспитывать навык правильной ходьбы, заниматься активной профилактикой искривлений.
Варусная (О-образная) деформация ног
О-образное искривление ног определяется у стоящего с плотно сжатыми стопами ребенка, если его колени отклонены кнаружи и между ними имеется промежуток, по величине которого можно судить о величине деформации.
Основной причиной О-образных ног является рахит.
Однако, этот дефект может быть и у практически
здоровых детей, которым разрешили стоять и ходить слишком рано, т. е. тогда, когда тяжесть тела представляла еще чрезмерную нагрузку для слишком податливых костей
ребенка. Особенно страдают дети полные и тяжелые.
Для профилактики рахита и, особенно, его осложнений необходимо как можно чаще гулять с малышом на свежем воздухе, делать ему массаж, заниматься гимнастикой и плаванием. Не стоит ставить ребенка на ножки, дождитесь, пока он сделает это самостоятельно. Не стоит помещать ребенка в манеж и в тому подобные устройства, ограничивающие его подвижность и позволяющие стоять подолгу.
Ребенок обязательно должен ползать на четвереньках и ползать как можно дольше, потому что только этим способом он приобретает нужную выносливость мышц и устойчивость скелета, необходимые в дальнейшем для вертикальной позы.
При варусной деформации происходит неравномерное развитие коленного сустава. Увеличение наружного мыщелка бедренной кости и уменьшение внутреннего приводит к сдавливанию внутреннего мениска, суставная щель становится шире с наружной стороны и уже - с внутренней.
Растягиваются связки, укрепляющие коленный сустав, особенно с наружной стороны. Кости голени часто искривлены выпуклостью кнаружи. В тяжелых случаях происходит ротация (поворот) бедра кнаружи, а голени (нижней трети) — кнутри.
Стопы приобретают плосковарусную установку: пятки отклонены вовнутрь, передние отделы стоп — тоже.
Развивается косолапость. Ребенок не разгибает полностью колени, что заметно, если посмотреть на него сбоку.
Лечить О-образное искривление ног надо обязательно, так как в запущенных случаях нарушается походка, ребенок часто падает, быстро устает. Страдает позвоночник: появляются (по закону компенсации) различные нарушения осанки, возможен сколиоз.
Лечение длительное и настойчивое под контролем врача-ортопеда, может в значительной степени уменьшить деформацию костей и суставов, нормализовать тонус мышц и, в конечном счете, привести к полному излечению. Детский организм очень пластичен, все в нем растет и изменяется, поэтому консервативный метод лечения особенно эффективен. В этот метод обязательно входят массаж, плавание и лечебная гимнастика.
Плавание, массаж и лечебная гимнастика - наиболее физиологические способы исправления
костномышечных деформаций, позволяющие учитывать индивидуальные особенности ребенка, его физическое и
умственное развитие, в то же время оказывающие общее оздоравливающее воздействие на весь организм. Это тот редкий случай, когда лечение не имеет побочных эффектов.
Малыш, страдающий искривлением ног, не должен ходить или стоять подолгу, поэтому плавание и оздоравливающие игры в воде является наиболее полезным занятием.
Плавание необходимо всем детям для гармоничного развития, но особенно в нем нуждаются дети с заболеваниями костно-мышечной системы. Вода, мягко воздействуя на тело, снимает излишнее мышечное напряжение, успокаивает нервную систему. Движения совершаются легче, но в большем объеме. Плавание развивает и укрепляет мышцы всего тела, благотворно влияет на обменные процессы в организме, тренирует дыхательную и сердечно-сосудистую системы, усиливает иммунитет.
Корригирующие упражнения в воде
Во время плавания и упражнений в воде для стоп необходимо следить за тем, чтобы коленные чашечки на обеих ногах «смотрели » строго вверх!
Особенно полезно (для детей с О-образным искривлением ног) плавание на спине. Из положения на спине
делаем следующие упражнения.
• Поднимание прямых ног. Ребенок лежит на спине. Поднимает выпрямленные ноги, поочередно или обе
одновременно, стараясь дотянуться до вашей ладони или игрушки.
• «Велосипед». Малыш лежит на спине. Поднимает ноги вверх и поочередно сгибает и разгибает их, имитируя езду на велосипеде вперед и назад.
• Положите мячик между голеностопами ребенка и попросите его сжать мяч как можно сильнее. Медленно досчитайте до десяти, а затем пусть малыш расслабится. Повторите упражнение 3-4 раза.
Во время выполнения упражнений необходимо следить за правильным положением ног, не допуская разворота колен кнаружи, а стоп — кнутри.
Для детей с О-образным искривлением ног запрещены движения как при плавании брассом, ноги должны быть вытянуты и работать преимущественно стопами (кролем).
• Сгибание стоп в голеностопных суставах. Ребенок сидит, опираясь сзади руками, ноги выпрямлены, коленные чашечки «смотрят» строго вверх, стопы параллельны. Он сгибает стопы сначала одной ногой, затем
другой, обеими попеременно. Нужно помогать малышу, акцентируя сгибание в тыльную сторону.
• Вращение стоп кнаружи. Исходное положение прежнее. Ребенок вращает стопами, сначала каждой стопой по отдельности, затем обеими одновременно, кнаружи.
•Поза «сидя между пяток»: ребенок стоит на коленях, стопы разведены носками врозь. Такая поза очень полезна детям с О-образным искривлением ног. Почаще усаживайте ребенка таким образом, предлагая разнообразные игры и занятия.